Иванова Е.В. Предпосылки и использование возможностей развития института согласования на основе деятельности некоммерческих организаций региона // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 68-71.

ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СОГЛАСОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ

ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНА

 

Е.В. Иванова, канд. экон. наук, доцент

Институт технологий (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»

(Россия, г. Волгодонск)

 

Аннотация. Трансформационные преобразования, происходящие в нашей стране, находят свое выражение в том числе и в перестройке имеющихся общественных и рыночных институтов, совершенствовании и новом наполнении взаимоотношений их между собой, изменениях целевых задач и коренном изменении приоритетов их функционирования. В свою очередь, отмеченные процессы инициируют необходимость серьезного пересмотра, уточнения и расширения теоретико-методологической базы и методического инструментария по развитию, совершенствованию и адаптации приемов обеспечения устойчивости и управления социально-экономическими системами различного уровня.

Ключевые слова: институциональная организация, механизм согласования, некоммерческая организация, субсидиарность, медиаторство.

 

 

Одним из условий развития рыночных отношений является самоорганизация по взаимному соглашению формально равноправных субъектов хозяйствования. Это предполагает, во-первых, наличие органов и институтов, способствующих установлению контактов между потенциальными партнерами, облегчающих выбор наиболее эффективных из них, и, во-вторых, наличие общих правил, законов, нормативных актов, регулирующих отношения субъектов хозяйствования. Взаимосвязь указанных процессов организации и самоорганизации как отражение государственного регулирования, с одной стороны, и доступной субъектам свободы самоопределения с другой, в рыночных условиях осуществляется посредством создания и функционирования определенной институциональной структуры. Совокупность институтов выступает в роли механизма, обеспечивающего синтез, взаимосвязь и взаимодействие процессов организации и самоорганизации. С конструктивной точки зрения, институциональная организация общества представляет собой совокупность органов и институтов, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур. Механизмы согласования интересов хозяйствующих субъектов выступают неотъемлемым элементом институциональной организации развитого рыночного хозяйства. Следует заметить, что в России практически нет традиций саморегулирования, и это сказывается на состоянии развития «третьего сектора».

Общая характеристика современного этапа институциональных преобразований российского общества может быть сведена к тому, что, несмотря на обилие различных инициатив и программ и на развитие теоретико-методологического обеспечения становления новых организационно-экономических механизмов, пройден только начальный отрезок пути по формированию институтов гражданского общества. Основные группы населения, власть, бизнес и общественный сектор не объединены в программы развития, воплощающиеся в целостном стратегическом плане. Третий сектор некоммерческие организации (в сопоставлении с секторами государства и бизнеса) и рядовые граждане не вовлечен в качестве полноправных участников и партнеров по разработке планов и программ. Отношения между бизнесом и властью строятся по схеме лоббирования. Различные бизнес-группы пытаются выстроить свои особые отношения с властью, чтобы добиться льготных условий ведения бизнеса, но при этом партнерами они всё равно не становятся. Третий сектор продолжает относиться к бизнесу лишь как к спонсору, который дает разовые пожертвования и играет на благотворительности. В итоге все три сектора общества не выстроили партнерских отношений на основе принципа субсидиарности, то есть солидарной ответственности за разделение рисков и процессы развития.

Важной тенденцией развития современного общества является то, что негосударственные некоммерческие организации играют всё более значительную роль в решении ключевых задач формирования гражданского общества и важнейших социально-экономических проблем. Целью некоммерческих организаций является направление инициативы «снизу» в социально-полезное русло. Так создается уникальная возможность плавного, безболезненного объединения всеобщих государственных интересов и интересов частных, индивидуальных через форму интереса определенных общественных групп в рамках гармоничного, не конфликтующего гражданского общества.

Таким образом, некоммерческие организации одинаково нужны и государству, и бизнесу, поскольку они дополняют их, гармонизируют и уравновешивают, создавая и удерживая социальное равновесие. Грамотные, эффективно работающие и обеспеченные ресурсами некоммерческие организации нужны самому обществу, чтобы возникающие в нем проблемы и потребности могли решаться силами гражданских инициатив, не дожидаясь выделения на эти цели средств из госбюджета.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Прямое содействие функционированию и развитию независимых некоммерческих организаций, осуществлению и совершенствованию их уставной деятельности выражается в мерах следующего порядка:

 предоставление независимым некоммерческим организациям налоговых льгот;

 предоставление налоговых льгот лицам, оказывающим материальную поддержку организациям третьего сектора;

 предоставление независимым некоммерческим организациям льгот неналогового характера (по аренде помещений и т. п.);

 бюджетное финансирование (субсидирование) деятельности и развития организаций третьего сектора (например, выделение средств на ремонт помещений созданного в форме автономной некоммерческой организации приюта для престарелых);

 безвозмездная передача государственного или муниципального имущества (зданий, сооружений, технических средств и т. п.) в собственность независимым некоммерческим организациям;

 предоставление льготных кредитов;

 информационная, консультационная помощь и другие формы поддержки.

Привлечение независимых некоммерческих организаций к разработке и реализации государственных и муниципальных программ производится в таких формах, как:

 координация деятельности и совместная разработка программ;

 размещение заказов на выполнение социальных услуг;

 поддержка проектов и программ независимых некоммерческих организаций в рамках государственных и муниципальных программ.

 

 

 

Развитие некоммерческих организаций, а также их взаимодействие с государственными и региональными органами власти являются значительным резервом организационно-управленческой деятельности, который может быть задействован для решения задач формирования механизмов медиаторства и тем самым для решения задачи повышения институциональной устойчивости.

Развитие самоуправления в экономике инициирует процессы самоорганизации и коллективизма, в ходе которых объединенные личные интересы (индивидуальные полезности) приводят к росту общественной полезности: экономии в потреблении ресурсов и сокращению бюджетных дотаций. Формы общественного самоуправления создают институциональную, социальную и широкую финансово-экономическую базу для развития регионального самоуправления. Таким образом, процессы развития медиаторства должны стать основой формирования местной системы управления нового качества, при этом инициативы хозяйствующих субъектов к самоорганизации и саморазвитию, к самоуправлению в виде создания различных ассоциаций и объединений достигнут тех же характеристик роста эффективности и отдачи, что и сами экономические агенты, и смогут действовать на реализацию общественно одобренной программы с помощью профессиональных менеджеров. Это позволит постепенно реорганизовать и модернизировать институциональную структуру отечественной экономики в развитую хозяйственную систему с мощными механизмами общественной самоорганизации.

 

Библиографический список

1. Матвеев С.Ю. Некоммерческие организации: учеб. пособие. М.: Бератор-Пресс, 2014. — 360 с.

2. Новиков Д.А. Институциональное управление организационными системами: учеб. пособие. М.: ИПУ РАН, 2014. 68 с.

3. Самостроенко Г.М. Жизненный цикл стратегии развития региона // Инновации. 2008. 910 (5657). с. 7071.

 

 

PREREQUISITES AND OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF HARMONISATION BASED ON ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE REGION

 

E. V. Ivanova, candidate of economic sciences, associate professor

Institute of technology (branch) Don state technical university

(Russia, Volgodonsk)

 

Abstract. Transformation transformation taking place in our country, finds expression in particular in the restructuring of the existing public and market institutions, improving new content, and the relationship between them, changes of targets and radical change in the priorities of their operation. In turn, the processes trigger the need for major revision, clarification and expansion of the theoretical and methodological framework and methodological tools for the development, improvement and adaptation of techniques to ensure the sustainability and socio-economic systems of different levels.

Keywords: institutional organization, the negotiation mechanism, non-profit organization, subsidiarity, mediation.