Костенко Н.М. Политика внешней открытости, как важнейший элемент национального процветания / Н.М. Костенко, А.А. Дидиченко // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 2. №4. – С. 48-50

ПОЛИТИКА ВНЕШНЕЙ ОТКРЫТОСТИ, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ

НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦВЕТАНИЯ

 

Н.М. Костенко, студент

А.А. Дидиченко, студент

Дальневосточный федеральный университет

(Россия, г. Владивосток)

 

Аннотация. В центре внимания исследовательской работы лежит проблема национального развития бедных стран, вызванная отказом от политики внешней открытости. В данной статье особое внимание уделено таким аспектам, как необходимость приверженности политике внешней открытости, взаимосвязи международной торговли и экономического роста и преобладающей в настоящее время экономической стратегии отказа от международной торговли со стороны бедных стран.

Ключевые слова: экономика, политика внешней открытости, международная торговля, экономический рост, бедные страны.

 

 

В настоящее время экономика африканских стран страдает от отсутствия эффективного участия в мировой экономике. Таким же образом многие другие страны остались позади, так и не сократив разрыв между собой и развитыми странами. Однако существуют и успешные глобальные участники, достигшие более высоких темпов экономического роста [5, с. 80]. Это позволило им повысить экономическое благосостояние своих граждан и достичь резкого сокращения нищеты. Главная задача, стоящая как перед бедными странами, так и перед африканскими в частности, состоит в том, чтобы улучшить свои перспективы развития за счет более эффективного участия в мировой экономике. Эффективное участие на мировых рынках – это многогранная задача, из которой складывается торговля и промышленная политика, являющиеся ключевыми элементами. Существует множество путей для проведения торговой политики, нацеленной на участие в мировых рынках, одним из которых, является многосторонний процесс региональных соглашений и специально двусторонних или преференциальных соглашений. Однако для каждого из путей, ключом к успеху является внутренняя политика [1, с. 636].

Необходимость приверженности политике внешней открытости

Существует множество свидетельств, которые говорят о необходимости приверженности политике открытости для последующего экономического роста. Необходимым условием для участия в международных отношениях является политическая основа, которая облегчает как торговлю, так и инвестирование. Белая книга правительства Великобритании по вопросам международного развития (государственный секретарь), например, представляет особенно полезные и сбалансированные взгляды на роль открытого рынка и содействие со стороны политики в данной области, признавая важность широкого спектра управления, а также человеческого, физического и природного капитала инвестиционной политики, а также признавая центральную роль торговой политики. Повсюду говорят: «открытость необходима, этого будет достаточно для национального процветания».

Важно заметить, что ни одна развитая страна не закрыта от внешнего мира, это же касается и развивающихся стран. Многие первоначально бедные страны в последние десятилетия добились наибольших успехов, лишь воспользовавшись открытостью мирового рынка для создания сильного экспортного сектора и привлечения внешних инвестиций. Это помогло произвести огромный прорыв. Наряду с возросшим уровнем инвестиций в образование, это также привело к большому сокращению усугубляющегося уровня нищеты, который мир когда-либо мог видеть [1, с. 637]. В ряде недавних исследований были рассмотрены эмпирические данные в поддержку этого. Но раз глобализация настолько хороша для национального развития, почему так много стран, особенно Африка в последние десятилетия 20-го века, в разгар всех событий, не выбились из данных условий «замкнутости»? Мнение таково, что большая часть ответа лежит на внутренних выборах политики в данных странах. Исследовательская работа экономистов Джеффри Сакса и Эндрю Уорнера показала, что торговая политика может объяснить значительную часть различий в экономических показателях между развивающимися странами за предыдущие десятилетия. В частности, предлагаемая ими работа для стран с относительно открытым режимом торговой политики доказывает, что темпы экономического роста таковых стран превысили темпы роста развитых стран в 90-ые годы, чуть более чем на 2%, что поспособствовало глобализации открытой экономики и конвергенции доходов между богатыми и бедными странами [2, с. 27].

Взаимосвязь международной торговли и экономического роста

И по сей день продолжается энергичная дискуссия о деталях взаимосвязи между международной торговлей и экономическим ростом. Тем не менее, даже более серьезные критики оспаривают выводы Сакса и Уорнера. Дэни Родрик, например, повторяет выводы докладов правительства Великобритании, говоря, что ни одна страна не отворачивается от международной торговли и долгосрочных потоков капитала. Бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, в свою очередь, дает полезный обзор некоторых ключевых вопросов, в том числе некоторые сводные графики по экономической деятельности, которые выделяют низкий рост Африки к югу от Сахары. Таким образом, мнения расходятся. Именно поэтому существует немало споров о необходимости экономического роста для стран за чертой бедности. Стоит также отметить тот факт, что в течение последнего десятилетия экономического роста Восточной Азии число бедного населения сократилось с 486 до 278 млн. человек, а вот в странах Африки к югу от Сахары наблюдалось увеличение числа бедных с 241 до 315 млн. человек.

Экономические стратегии бедных стран

Недавние исследования расширили работу Дж. Сакса и Э. Уорнера, изучив влияние различных экономических стратегий на экономический рост, в частности учитывая доходы самых бедных групп в каждой стране. Сравнения привели к следующим выводам:

1. Доходы бедных стран повышаются один к одному с общим национальным ростом.

2. Влияние такового роста на доходы в бедных странах ничем не отличаются от богатых.

3. Политический рост также хорош для бедных слоев населения, как и для экономики в целом.

4. Открытость для международной торговли приносит пользу бедным в той же степени, что и всей экономике.

Данные свидетельствуют о том, что большая доля вины за то, что Африка не смогла воспользоваться глобализацией в последние десятилетия, возлагается на экономическую политику стран данного континента, которая отвергает эффективное участие в мировой экономике [3, с. 309]. Некоторые из этих политических провалов особенно нежелательны для развитых стран с открытыми ключевыми рынками, представляющие интерес для африканских производителей, которые, в свою очередь, в значительной степени не контролируются африканскими политиками.

Потенциальные выгоды

Основной момент заключается в том, что дальнейшее устранение барьеров для участия в мировой торговле со стороны бедных стран может значительно повысить глобальные доходы – на 2,8 трлн. долларов. Более половины средств пойдет в развивающиеся страны, что в свою очередь позволит существенно сократить бедность. Либерализация торговли поспособствует сокращению числа бедных в мире более чем на 300 млн. человек. Более одной трети этого сокращения придется на страны Африки к югу от Сахары. Но при этом необходимо проведение торговых реформ, способных в полной мере раскрыть потенциал бедных стран [4, с. 187].

Важно отметить, что политика развивающихся стран в области торговли значительно искажена, нежели в индустриальных странах. Поэтому большая часть экономических выгод была получена в результате «односторонней» торговли (то есть внутри страны).

 

 

Заключение

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что создание благоприятных условий для торговли и инвестиций в политической среде являются необходимым условием для достижения устойчивого роста и сокращения масштабов нищеты. Конечно, хорошей торговли и политики недостаточно, однако это может привлечь внимание заинтересованных сторон на других областях, где необходимы действия для устранения барьеров на пути развития.

 

Библиографический список

1. Гольдюшова Т.В. Проблемы самых бедных стран в мировой экономике. – Пенза: Издательство «Наука и Просвещение», 2017. – С. 636-638.

2. Райнерт Эрик С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. – Москва: Издательство дом гос. ун-та – Высшей шк. экономики, 2011. – С. 12-32.

3. Рябых В.Н. Национальные интересы в системе «богатые-бедные страны» в аспекте влияние процессов глобализации. – Тольятти: Издательство Тольяттинского государственного университета, 2012. – С. 307-310.

4. Симонян А.С. Страна, которая ничего не производит – потенциально бедная страна! – Москва: Издательство Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, 2015. – С. 185-189.

5. Юданова К.О. Помощь бедным странам: модель А. Дитона. – Люберцы: Издательство Общество с ограниченной ответственностью «АР-Консалт», 2015. – С. 80-81.

 

 

THE POLICY OF EXTERNAL OPENNESS AS THE MOST IMPORTANT ELEMENT OF NATIONAL PROSPERITY

 

N.M. Kostenko, student

A.A. Didichenko, student

Dalnevostochnыy federal university

(Russia, Vladivostok)

 

Abstract. The focus of research lies the problem of national development in poor countries caused by the abandonment of the policy of external openness. In this article special attention is paid to such aspects as the necessity of commitment to the policy of external openness, the relationship of international trade and economic growth prevailing in the present economic strategy of the refusal of international trade with poor countries.

Keywords: economics, policies of openness, international trade, economic growth, poor countries.