Артамошкин, О. С. Подходы к формированию структур управления спортом на региональном уровне / О. С. Артамошкин. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 23-27.

Подходы к формированию структур управления спортом

на региональном уровне

 

О.С. Артамошкин, магистрант

Научный руководитель: Д.В. Березняков, канд. полит. наук

Сибирский институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы

(Россия, г. Новосибирск)

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования структур управления спортом на региональном уровне. Представлены особенности управления спортом на различных уровнях осуществления публичной власти. Показана региональная специфика. На основе обобщения практики выстраивания региональных структур управления спортом и молодежной политикой представлены различные варианты создания данных структур. Указывается на возможность проектного управления в области спортом. Предложена матрица выбора оптимального подхода к управлению спортом на региональном уровне

Ключевые слова: спортивная политика, молодежная политика, структура управления, специализированная структура, смешанная структура, универсальная структура, проектное управление.

 

 

Развитие регионального спорта означает создание множества полезных эффектов для регионального сообщества и экономики региона. Прежде всего, это спортивные достижения, формирующие положительный имидж региона, и формирование здорового образа жизни, кроме того, это социализация молодежи и организация досуга для различных групп населения. Кроме того, это индустрия, активно развивающаяся несмотря на экономический кризис. Поэтому от региональных властей требуется организация поддержки регионального спорта, что, в свою очередь, требует формирования управленческих структур, обеспечивающих развитие спортивного потенциала региона по всем значимым направлениям.

Развитие спорта в большинстве случаев связано с молодежной политикой. Подобная ситуация вполне понятна, поскольку спортом обычно занимаются молодые люди, хотя охват возрастных групп населения спортом сегодня расширяется, помимо молодежи практически не существует специфических задач развития спора по отношению к другим возрастным группам. Поэтому категории спорта и молодежной политики близки между собой, но на уровне управленческих структур возможны различные варианты их выстраивания. Здесь следует учитывать, что положениями п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ спорт отнесен к предметам совместного ведения, причем, по смыслу данного положения, вопросы молодежной политики, например, вопросы воспитания, также отнесены к совместному ведению [1]. Более того, перечисление данных областей позволяет говорить о возможности выработки единой политики в области спорта и развития потенциала молодежи, равно как и о существовании относительно обособленных областей. Существование обособленных областей управления означает потребность в формировании отдельных региональных структур, что с практической точки зрения делает более эффективным, среди прочего, и взаимодействие с федеральными органами, отвечающими за реализацию той же политики. Иначе говоря, на региональном уровне могут формироваться как специализированные, так и универсальные структуры управления спортом и молодежной политикой.

На практике формирование управленческих структур на различных уровнях власти может быть представлено в виде рисунка 1.

 

 

Рис. 1. Варианты построения структур в области спорта и молодежной политики на различных уровнях власти

 

 

В силу п. 10 Указа Президента РФ от 21.05.2012 636 на федеральном уровне действует универсальная структура [2]. На местном уровне зачастую также формируются универсальные структуры, например, в Новосибирске действует Департамент, отвечающий за спорт и молодежную политику. Иначе говоря, на данных уровнях публичной власти, по существу, достигнуто единство в построении управленческих структур, отвечающих за реализацию спортивной и молодежной политики. Выстраивание подобных структур определяется единством целей, связанных с развитием молодежного потенциала территории, значимым аргументом в пользу подобного решения следует считать и общность аудиторий.

Иначе обстоят дела на региональном уровне. Прежде всего, формирование структур, отвечающих за региональную спортивную политику и развитие моложеного потенциала, определяется множеством факторов, характеризующих свойства определенного региона в плане управления. В частности, это достигнутый уровень развития спорта, финансовые возможности регионального бюджета и активность жителей региона в плане молодежной политики. По существу, региональный уровень управления характеризуется как достаточным объемом полномочий, так и возможностью выбора подхода к управлению, отвечающего региональной специфике.

Поэтому на практике возможны различные варианты формирования моложеной политики и развития спорта. Практика реализации этих вариантов обобщена в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Практика реализации подходов к построению региональных структур управления спортом и молодежной политикой

Вариант построения структур

Примеры

Орган власти

Регион

Универсальная структура

Кемеровская область

Департамент молодежной политики и спорта [3]

Смешанная структура

Новосибирская область

 Департамент физической культуры и спорта [4]

 Управление молодежной политики Минрегиона [5]

Специализированная структура

ЯНАО

 Департамент молодёжной политики и туризма [6]

 Департамент по физической культуре и спорту

 

 

Из таблицы 1 видно, что реально возможны три базовых подхода к выстраиванию структуры управления спортом и молодежной политикой. Промежуточным вариантом между специализированной и универсальной структурами выступает смешанная структура. Данная структура предполагает, как правило, существование Минспорта регионального уровня, а вопросы молодежной политики относятся к ведомству другого министерства, реализуются в рамках отдела или управления.

Анализ полномочий и задач различных структур, отвечающих на региональном уровне за реализацию спортивной политики, позволяет сделать вывод, что во всех случаях управление спортивной политикой концентрирует в себе вопросы молодежного спорта. Иначе говоря, если речь идет о молодежной политике в области спорта, это все равно спортивная политика. Другие вопросы развития молодежи, например, ее творческие инициативы, развитие лидерских качеств, волонтерство, молодежные проекты и т.д., могут быть отнесены к ведомству другой структуры либо выделены в специализированное региональное министерство. Основным критерием выделения служит разнообразие направлений развития молодежи. Как правило, если оно достаточно велико, то создается специализированная структура в области молодежной политики.

В этом плане следует учитывать, что категории спортивной и молодежной политики существуют сами по себе, независимо от выбора структуры, поскольку это имеющие конституционное закрепление направления деятельности региональных властей, кроме того, на федеральном уровне отдельно действуют Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 2403-р [7] и Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 1101-р [8]. Другой вопрос, что региональная специфика может иметь вполне четкое измерение в виде количества проектов в области молодежной политики, которыми необходимо управлять.

Сказанное не означает подчиненного характера молодежной политики вопросам развития спорта. Молодежная политика в любом случае проводится и проводится отдельно от спортивной политики. Тем не менее, поскольку одним из критериев выстраивания управленческих структур выступает их эффективность, определяемая, среди прочего рациональностью, вполне обоснованным критерием выбора оптимальной структуры управления спортом и молодежной политикой в регионе следует считать критерий разнообразия молодежных интересов. Этот критерий имеет и вполне четкое количественное выражение в плане программ развития молодежных инициатив.

Тем не менее, выбор только этим критерием не ограничивается. Существует еще и критерий проектного управления, что соответствует развитию определенных видов спорта. В частности, в Кемеровской области активно ведется проектная поддержка различных направлений активных видов спорта, в первую очередь, горнолыжников. Крупнейшими независимыми структурами выступают Extreme sport federation и X-клуб, прием реальный характер проектной поддержки выражается в строительстве объектов инфраструктуры, что более значимо, в организационной поддержке. Результатом становится активное развитие преимущественно коммерческих видов спорта горнолыжного направления (кроме горных лыж это также бобслей, сноуборд и другие), проведение фестивалей позволяет активно привлекать новых участников. Имеются и другие примеры проектных направлений в области формирования управленческих структур в области спорта. Поэтому наиболее обоснованным описание выбора оптимальной управленческой структуры в области спортивной и молодежной политики может быть представлено в виде рисунка 2.

 

 

Рис. 2. Выбор выбора оптимальной управленческой структуры в области спортивной и молодежной политики на уровне региона

 

 

Профильные виды спорта для региона могут быть определены как направления спорта, развитие которых определяется совокупностью общественных интересов, природно-климатических факторов и инфраструктуры. Иначе говоря, это наиболее популярные и развитые в регионе виды спорта, причем они могут и не совпадать с поддерживаемыми видами спорта, если речь идет о любительском спорте. Тем не менее, создание проектных структур, отвечающих за развитие данных видов спорта, очевидно, выступает перспективным направлением реализации региональной спортивной политики.

Следовательно, на основе обобщения опыта реализации спортивной и молодежной политики в регионе показано, что вопросы молодежного спорта в любом случае относятся к компетенции профильных министерств, отвечающих за управление спортом в регионе. Включение в область ответственности региональных структур, реализующих спортивную политику, также вопросов развития молодежи, зависит от разнообразия молодежных инициатив. Кроме того, построение региональных структур, отвечающих за реализацию спортивной политики, также зависит от наличия профильных видов спорта. Если в регионе имеются виды спорта, развитие которых обусловлено совокупностью общественных интересов и природно-климатических факторов, а также наличием инфраструктуры, возможно формирование проектного управления. Оно предполагает возможность создания специализированных, как правило, подведомственных министерствам региона, отвечающим за спорт, центров либо некоммерческих проектов. Подобные проектные направления способствуют эффективному развитию определенного видов спорта в регионе, но практический опыт их использования еще в полной мере не сформирован.

 

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 6-ФКЗ, от 30.12.2008 7-ФКЗ, от 05.02.2014 2-ФКЗ, от 21.07.2014 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 04.08.2014. – 31. – ст. 4398.

2. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05.2012 636 (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. – 28.05.2012. – 22. – ст. 2754.

3. Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области [Электронный ресурс] www.dmps-kuzbass.ru (дата обращения 23.11.2017).

4. Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области [Электронный ресурс https://sport.nso.ru] (дата обращения 23.11.2017).

5. Министерство региональной политики Новосибирской области [Электронный ресурс] https://minregion.nso.ru (дата обращения 23.11.2017).

6. Департамент молодежной политики и туризма ЯНАО [Электронный ресурс] www.yamolod.ru/ (дата обращения 23.11.2017).

7. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 2403-р // СЗ РФ. – 15.12.2014. – 50. – ст. 7185.

8. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 1101-р // СЗ РФ. – 17.08.2009. – 33. – ст. 4110.

 

 

Approaches to the forming of regional structures for managing sports

 

O.S. Artamoshkin, student

Supervisor: D.V. Bereznyakov, candidate of political science

Siberian institution of administration (branch) Russian presidential academy of national economy and public administration

(Russia, Novosibirsk)

 

Abstract. The article is devoted to the questions of forming regional state structures which are responsible for managing sports. Stipulated the specific features of sports’ management of the different levels of public authority, and demonstrated regional specifics. Basing on the summarizing of regional state structures concerning sports’ and youth policies represented the different approaches to the forming of these structures. Shown the opportunities of project structures in terms of the sports’ management, and suggested the matrix for choice of the best approach to the regional sports’ management

Keywords: sports policy, youth policy, managing structure, specialized structure, mixed structure, universal structure, project management.