Мухторова У.К. Перспективы развития и регулирование рынка труда в Узбекистане // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 1. №4. – С. 108-111

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

ТРУДА В УЗБЕКИСТАНЕ

 

У.К. Мухторова, старший преподаватель

Ташкентский финансовый институт

(Узбекистан, г. Ташкент)

 

Аннотация. В данной статье рассматривается рынок труда, регулирование рынка труда, решение проблем обеспечения занятости населения и создания новых рабочих мест, роль малого бизнеса и частного предпринимательства в обеспечение занятости населения, проблемы и перспективы развития рынка труда в Узбекистане.

Ключевые слова: рынок труда, трудовые ресурсы, малый бизнес и предпринимательство, занятость населения, рабочая сила, заработная плата.

 

 

Рынок труда система экономических механизмов, отражающая баланс интересов между участвующими на рынке предприятиями, наемными работниками, государственными и общественными организациями. Именно через механизмы рынка труда и устанавливаемые им нормы обеспечивается использование и воспроизводство рабочей силы. Рабочая сила как товар реализует себя на рынке труда, представляющем собой сферу социально-экономических отношений, главными из которых являются отношения между работодателями и наемным работником на основе спроса и предложения. Рынок труда составной сегмент структуры рыночной экономики, функционирующий в ней наряду с другими рынками сырья, материалов, товаров, услуг, жилья, капиталов, ценных бумаг и т. д. В общем виде под рынком труда понимают особую подсистему рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны работодатели (собственники средств производства), с другой наемные работники. В результате этих взаимоотношений формируются объем, структура и соотношение спроса и предложения на рабочую силу. На рынке труда продается не рабочая сила, а способность к труду, при этом ее ценой является заработная плата. Рынок труда подчинен общим закономерностям взаимодействия спроса и предложения.

В условиях рыночной экономики важной задачей государства является регулирование рынка труда, которое проявляется в повышение уровня занятости трудоспособного населения. Данная задача осуществляется в основном двумя путями: непосредственное создание новых рабочих мест за счёт государственных расходов, чаще всего, для выполнения работ в интересах общества. Кроме создания новых государственных предприятий это, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, а также организация общественных работ благоустройство мест проживания и т. п. Создание в законодательном порядке и практическое внедрение в жизнь норм, обеспечивающих благоприятные условия труда и здоровую конкурентную среду для субъектов малого бизнеса, которое проявляется:

 во-первых, в действительно конкурентной среде, т. е. создание для малого бизнеса равных условий функционирования, ограждая его от анти конкурентных действий монополистов;

 во-вторых, создание относительно лучших по сравнению с крупными предприятиями условий. Предполагается, что в результате этого малые предприятия развиваясь, будут создавать новые рабочие места, содействуя занятости населения. Данное обстоятельство и является основной причиной, пристального внимания руководства республики Узбекистан развитию малого бизнеса и частного предпринимательства.

Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система, тогда как их поддержка является, в основном, государственной прерогативой. В странах с рыночной экономикой вмешательство государства в экономическую деятельность предприятий носит преимущественно косвенный характер, то есть, путём регулирования налогообложения и кредитно-финансовых механизмов.

В Узбекистане в результате осуществления системных мер, направленных на последовательное решение проблем обеспечения занятости населения и создания новых рабочих мест, численность занятых в экономике за 2016 год по предварительным данным, достигла 13 миллионов 298 тысяч человек, что на 1,8% больше в сравнении с 2015 годом. Как следует из данных официальной статистики, в 2016 году общая численность постоянного населения Узбекистана выросла на 1,7%, до 32 миллионов 121 тысяч человек. Доля занятого населения в негосударственном секторе экономики составила 80,0%, в том числе в малом бизнесе и частном предпринимательстве 77,0%. Наиболее высокие темпы роста занятости происходят в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения, торговле и общественном питании, транспорте и связи. Наблюдаются позитивные тенденции и в отраслевой структуре занятости. Существенно сократилась занятость в сельском хозяйстве, в котором в начале 1990-х трудились свыше 40,0% от общего числа занятых работников в отраслях экономики. В 2015 году в данной отрасли было занято только 25,0% от общего числа занятых работников. В то же время значимый рост занятости произошли в сфере услуг и транспорта с 36,0 до 54,0%, а также в строительстве. Данная положительная, на наш взгляд, тенденция в изменении отраслевой структуры приближается к структуре занятости в развитых странах.

В Узбекистане разработана и последовательно реализуется национальная модель создания новых рабочих мест в отраслях экономики, которая на деле признана способствовать росту занятости населения. Так, в частности реализация этих государственных и региональных целевых программ позволила увеличить количество новых рабочих мест с 85 тысячи в 1995 году до 980 тысяч в 2015 году.

В решении острейшей для Узбекистана социальной проблемы обеспечение занятости населения особенно высока роль малого бизнеса и частного предпринимательства. Если в 2000 году из общего числа занятого населения в экономике страны 49,7% трудились в этом секторе, то в 2005 году этот показатель достиг 64,8%, а в 2016 году 79,0%. Количество новых рабочих мест, созданных в этом важнейшем секторе экономики страны, с 1995 года возрос более чем в 13 раз.

В малом секторе национальной экономики ускоренно развивается сфера услуг. В настоящее время ее доля в ВВП страны составляет более 54,0 %. Наиболее высокими темпами растут высокотехнологичные и инфраструктурные виды услуг, такие как услуги связи и информатизации, компьютерное программирование, ремонт и обслуживание технологического оборудования, финансово-банковские услуги и другие, что способствует созданию дополнительных рабочих мест.

В республике ежегодно создаётся около 80 тысяч рабочих мест в секторе надомного труда. В его разные сферы вовлечены более 220 тысяч многодетных женщин, инвалидов и других граждан, нуждающихся в социальной защите. В стране создана целостная система стимулов для предприятий, работодателей и населения, занимающегося надомным трудом. В частности, предприятия освобождены на 5 лет от уплаты единого социального платежа в размере средств, выплаченной надомникам заработной платы, налоговые льготы на имущество, переданное надомникам и другие. Надомный труд позволяет привлечь к труду большую часть населения, в том числе в сельских населенных пунктах с избыточными трудовыми ресурсами, путём размещения заказов промышленных предприятий. Кооперация с надомниками позволяет крупным промышленным предприятиям наладить работу по семейному производству или освоению новой продукции, освободить производственные площади для высокотехнологичной продукции, путём передачи надомникам части операций, требующих больших трудозатрат.

Осуществляемые в Узбекистане реформы, в первую очередь, направлены на обеспечение достойного уровня и качества жизни каждого гражданина страны. Рост доходов населения во многом зависит от их занятости. Переход на рыночные отношения изменил прежнюю структуру доходов населения. Появились новые источники доходов (предпринимательский доход, доход от собственности), изменилась и роль отдельных источников доходов, их значимость для различных групп населения.

В Узбекистане в структуре баланса денежных доходов населения отчетливо прослеживается тенденция: если раньше основным источником дохода населения была заработная плата, то сейчас все весомым становятся доходы от предпринимательства. Если по сравнению с 2000 годом реальные доходы на душу населения выросли в 8,6 раза, то за последние 16 лет доля доходов от предпринимательской деятельности и собственности, включая доходы от сельского хозяйства, в совокупном доходе домохозяйств выросла более чем в четыре раза. При этом по уровню социального благосостояния, включая продолжительность жизни, благополучие семьи, низкую безработицу, доступ к социальной инфраструктуре, Узбекистан в мировом сообществе устойчиво занимает одно из высоких мест. Вместе с этими успехами в Узбекистане пока еще не нашли решения ряд проблем, связанных с занятостью населения и эффективного регулирования рынка труда. Среди этих проблем можно выделить:

 прогнозирование занятости населения;

 определение направлений совершенствования инфраструктуры рынка труда;

 повышение эффективности деятельности государственных служб занятости.

Для решения вышеуказанных проблем, а также создания новых рабочих мест в отраслях экономики и совершенствования государственного регулирования рынка труда предлагается:

 ввод в действие новых крупных промышленных объектов, реконструкцию и расширение действующих предприятий;

 реализацию отраслевых программ модернизации и технологического обновления предприятий, локализации производства;

 стимулирование развития малого и семейного бизнеса, а также частного предпринимательства, сферы услуг и сервиса;

 расширение различных форм надомного труда.

 создание и расширения фермерских и дехканских хозяйств, специализирующихся на производстве продукции животноводства, птицеводства, пчеловодства, рыбоводства, садоводства и иной продукции;

 углубленная переработка сельскохозяйственной продукции.

 

Библиографический список

1. Закон Республики Узбекистан «О занятости населения» (новая редакция) // Ведомости ОлийМажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 97; 1999 г., № 1, ст. 20, № 5, ст. 124, № 9, ст. 229; 2000 г., № 5-6, ст. 153; 2001 г., № 5, ст. 89; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 25-26, ст. 225; 2009 г., № 52, ст. 553.

2. Каримов И.А. О роли и значении малого бизнеса и частного предпринимательства в реализации социально-экономической политики в Узбекистане // Народное слово,18 февраля 2012 г.

3. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. Учебник. М.: МГУ, 2004.

4. Артыкова Д.А. Формирование занятости населения в Республике Узбекистан. – Т.: Фан, 2010.

5. Ата-Мирзаев О.Б. Особенности формирования новой демографической ситуации Узбекистана в годы независимости / Население Узбекистана: состояние, проблемы и перспективы. – Т., 2012.

6. www.mineconomu.uz – сайт Министерства экономики Республики Узбекистан.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT AND MARKET REGULATION

IN UZBEKISTAN LABOR

 

U.K. Mukhtarova, senior lecturer

Tashkent financial institute

(Uzbekistan, Tashkent)

 

Abstract. In this article, there are studied the labor market, regulation of the labor market, the problem resolution of employment of the population of new workplaces, the role of small business and private entrepreneurship in employment of the population, issues and prospects of the labor market in Uzbekistan.

Keywords: labor market, human resources, small business and entrepreneurship, employment of the population, labor force, salary.