Яруллин Р.Р. Перспективы налоговой системы РФ / Р.Р. Яруллин, Э.А. Сиразева // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 284-286

ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

Р.Р. Яруллин1, д-р экон. наук, профессор

Э.А. Сиразева2, студент

1Башкирский государственный университет

2Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г. Уфа)

 

Аннотация. Эффективная налоговая система является одним из ключевых условий экономического благополучия государства, обеспечивая не только пополнение государственного бюджета, но и сохранение социальной стабильности. В связи с этим в статье рассмотрены планируемые изменения налоговых ставок в Российской Федерации; влияние этих изменений на состояние экономических субъектов. Также представлены мнения различных экспертов по вопросу изменения налоговых ставок.

Ключевые слова: налоговый маневр, страховые взносы, налог на добавленную стоимость, прогрессивная шкала, налог на доходы физических лиц, налог в нефтяной отрасли.

 

 

Налоговая система должна позитивно влиять на укрепление рыночной экономики, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению жизненного уровня населения. Налоговая система России на современном этапе не отвечает интересам налогоплательщиков – ограниченность прав предпринимателей, запутанность и неоднозначность налогового законодательства, частое внесение изменений и дополнений в нее. Она не отвечает и интересам государства и муниципальных образований – существуют пути для уклонения от уплаты налогов, наличие определенных льгот приводит к неравенству условий для налогоплательщиков. Исходя из этого, можно сделать вывод, что реформа налоговой системы очень важное направление на пути становления экономически сильного государства.

Следует отметить, что предложения о внесении изменений в налоговую систему страны поступали многократно, они бурно обсуждались, но радикальной новации не происходило. О том, какие изменения ожидают нас, в последующие годы, и к чему это приведет – предмет данной статьи.

Правительство РФ приняло решение провести налоговый маневр – чиновники планируют снизить уровень прямых налогов за счет повышения косвенных. По нашему мнению, повышение налогов в стране, где экономика находится в стагнации и рецессии, приведет к социальной нестабильности.

У министерств России существует несколько вариантов проведения налогового маневра, но в качестве основного рассматривается снижение ставки страховых взносов, которые работодатель уплачивает с каждого работника, до 22%. На данный момент размер взносов составляет 30%.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что считает возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести соответственно нагрузку на косвенные налоги [4]. Как показал опыт изменения тарифов страховых взносов в 2004-2012 гг., когда тарифы сначала понижали с 28 до 20%, потом повышали с 20 до 26%, а затем снова были снижены, на практике показал полное отсутствие влияния изменения тарифов на «обеление» зарплат и экономический рост.

Глава Министерства труда Максим Топилин не поддержал предложение Минфина по уравниванию НДС и страховых взносов. По его мнению, это приведет к увеличению трансфертов в Пенсионный фонд России. Он отметил, что в результате снижения страховых взносов Пенсионный фонд России будет терять около 2 трлн. рублей в год.

Касательно НДС, есть предположения, что он увеличится на 3%, то есть с 18% до 21%. Повышение этого налога значительно увеличит риски инфляции и темп роста цен.

По словам профессора департамента финансов НИУ ВШЭ Александра Абрамова, предложенные меры Министерством финансов – знак того, что с бюджетом России совсем всё плохо. «Повышение НДС – это очень тревожный сигнал: государство, чтобы сбалансировать бюджет, вынуждено уже даже не у нефтяников деньги брать, а прямиком залезать в карман населения» – сказал Александр Абрамов [2].

По расчетам экспертов, рост НДС на 1 процентный пункт повысит инфляцию примерно на 0,5%. При этом снижение страховых взносов с одновременным увеличением косвенного налога приведет к снижению доходов бюджета. Бюджет России  недосчитается около 680 млрд. рублей [3].

Также есть инициатива ввести прогрессивную шкалу НДФЛ. Сторонником этого введения является советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев. В январе этого года в поддержку данной идеи выступил так же ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. По его словам 20% ставка НДФЛ могла бы быть введена для россиян, зарабатывающих более 150000 – 200000 руб. в месяц.

Но, по словам Антона Силуанова, «за время применения прогрессивной шкалы с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года эффективности такая система не показала» [4]. В то же время, единая ставка на НДФЛ дает стабильный результат и обеспечивает регулярные поступления. В этом случае, встает вопрос о социальной несправедливости. Министр считает, что ее можно решить за счет увеличения дифференциации при налогообложении дорогостоящего имущества граждан.

Налоги в нефтяной отрасли также могут измениться. Министр финансов предложил обнулить экспортную пошлину на нефть в период 2022-2025 гг.

Ранее Министерство финансов предлагало изменить систему налогообложения в нефтяной отрасли путем перехода с механизма налога на добычу полезных ископаемых на налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Однако механизм не был запущен из-за разногласий между Минфином и Минэнерго, в числе главных разногласий между ведомствами – величина выпадающих доходов бюджета и размер компенсации.

В заключение хотелось бы сказать, что повышение налогов у нас в стране, где экономика находится в стагнации и рецессии, не приведет ни к чему хорошему. Повышение налоговой нагрузки спровоцирует закрытие малого бизнеса или ухода ее в тень.

Видимо ситуация обострилась до предела, и правительство не нашло ничего лучшего, как исправить её за счет налогоплательщиков. В любом случае  окончательное решение, какие налоговые изменения необходимы, будет Президент Российской Федерации.

 

Библиографический список

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию». – 2016.

2. Литвинцева Г. К чему приведёт налоговый манёвр Минфина? // «Провед» – 2016. – [Электронный ресурс] – дата обращения 26.03.2017 http://провэд.рф/economics/business/37300-chto-delaty-s-nalogami-v-kpizis.html.

3. Кумановский Д. К чему приведет снижение страховых взносов при росте НДС.  – 2017. – [Электронный ресурс] – дата обращения 26.03.2017 — https://www.dp.ru/a/2017/03/13/K_chemu_privedet_snizhenie

4. Официальный сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс]. – 2017. – 26 марта – http://minfin.ru/ru/.


PROSPECTS OF THE TAXATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

R.R. Yarullin1, doctor of economic sciences, professor

E.A. Sirazeva2, student

1Bashkir state university

2Ufa Branch of the financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Ufa)

 

Abstract. The effective taxation system is one of key conditions of economic wellbeing of the state, providing not only replenishment of the government budget, but also preservation of social stability. In this regard in article the planned changes of the tax rates in the Russian Federation are considered; influence of these changes on a condition of economic subjects. Opinions of experts in the matter are presented.

Keywords: tax maneuver, insurance premiums, a value added tax, an ascending scale, an income tax, a tax in oil branch.