Панькин П.В. Патентная система в вопросах трудовой миграции населения // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №4. – С. 123-125.

ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА В ВОПРОСАХ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

 

П.В. Панькин, ассистент

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(Россия, г. Елец)

 

Аннотация. В статье рассматривается миграция населения как одно из главных социально-экономических явлений, способствующее развитию экономики страны. Анализируются изменения в миграционной политике в области трудовой миграции. Складывающаяся ситуация на рынке труда вызывает его дисбаланс и необходимость введения патентной системы. На основе статистического анализа проведена оценка изменений количества выданных патентов. Рассматриваются существующие проблемы и перспективы развития данной системы в условиях изменения политической и экономической ситуации в мире и в стране.

Ключевые слова: миграция, патентная система, трудовая миграция, рабочая сила, рынок труда.

 

 

Миграция – сложное социально-экономическое явление, определяющее изменение экономической и политической системы эффективного размещения производительных сил. Движущими силами миграции являются объективные и субъективные факторы, отражающие общественные и личные потребности. Значительные ее масштабы и высокая степень интенсивности – характерное явление современной эпохи, определяющее состояние рынка труда, занятости, безработицы и т.д. В перспективе, как отмечается в исследованиях, от миграции будут зависеть динамика экономического роста, уровень жизни населения, социальный климат, региональные пропорции развития, а также целостность страны [1].

Наибольшее влияние на социально-экономические процессы в стране или территории въезда оказывает трудовая миграция. Именно она будет непосредственно влиять на формирование и сбалансированность рынка труда. Для предотвращения дисбаланса на рынке в нашей стране используется патентная система.

Впервые патентная система начала использоваться в 2010 году (Федеральный закон от 19 мая 2010 года № 86-ФЗ [2]), в связи с наметившимся государственным курсом на усиление законодательства в области миграционной политики. Это проявилось в ужесточении как требований к легальному трудоустройству, так и к ответственности за незаконную занятость, а также во введении патентной системы на работу у физических лиц.

Согласно данному закону, юридические лица и индивидуальные предприниматели будут иметь право принимать на работу иностранцев, прибывших в Россию из стран безвизового режима, при условии покупки последними персонального патента [3].

Переход на патентную систему с гастарбайтерами из безвизовых стран способствует, с одной стороны, к легализации значительного числа мигрантов на территории РФ, что при соблюдении законодательства обеспечивает пополнение бюджета регионов за счёт установленной стоимости патента, эквивалентной налогу на доходы с физических лиц граждан России. С другой стороны, патентная система не ограничивает в количественном выражении (ранее установленное квотированием) разрешений на привлечение ИРС. Такую обязанность возложили на регионы в соответствии с их потребностью в рабочей силе. Однако до тех пор, пока стоимость ИРС будет дешевле собственных трудовых ресурсов, регионы будут заинтересованы в привлечении ИРС.

Данные нововведения способствуют увеличению миграционных потоков, особенно по направлению притока населения, что обуславливается последними политическими событиями на Украине и, как следствие, росту числа прибывающих беженцев, которые в дальнейшем могут перейти в разряд мигрантов, в том числе трудовых. Использование патентов для трудоустройства у физических лиц позволило вывести из тени более 1 млн. нелегальных иностранных граждан.

По статистике ФМС России за следующий год после нововведения было получено порядка 650 тыс. патентов [4]. Однако, в связи с тем, что система мониторинга и контроля иммигрантов, занятых у физических лиц, практически отсутствует, остаётся неясным, насколько эта мера способствовала сокращению незаконной занятости иностранных мигрантов. Одним из главных преимуществ данной патентной системы для иммигрантов заключается в её простоте и максимально понятному механизму легального трудоустройства.

Переход на патентную систему с 2015 года отменил квоты на привлечение иностранной рабочей силы из безвизовых стран. Квоты остались только для визовых стран, вследствие чего, установленная Правительством потребность в иностранной рабочей силе, прибывающей в РФ в визовом порядке, составила всего 275856 человек, основную долю которых составляют рабочие горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ (47%) [4].

Применение патентной системы для трудовых мигрантов с середины 2010 года показало рост их количества по основным странам-донорам (Узбекистан и Таджикистан).

 

 

Рис. Динамика мигрантов, работавших по патентам на работу у физических лиц по основным странам-донорам трудовой иммиграции, тыс. человек

Источник: данные Росстата [4]

 

 

Так, на территории России по патентам в 2014 году работало граждан Узбекистана 850 тыс. человек, что на 83% больше, чем в 2011 году. А количество граждан Таджикистана, работавших на территории РФ по патентам в 2014 году, составило 444 тыс. человек, в 2011 году – 161 тыс. человек. Количество граждан Украины, осуществляющих трудовую деятельность по патентам, увеличилось к 2014 году в 8,5 раз по отношению к 2011 году и составило 256 тыс. человек. По структуре около 40% полученных патентов приходится на граждан Узбекистана и 21% на граждан Таджикистана [5].

Тенденция роста количества выдаваемых патентов говорит, во-первых, о легализации значительного числа трудовых иммигрантов, работающих на территории РФ незаконно, что увеличивает контроль за иностранными трудовыми ресурсами на отечественном рынке труда, а, во-вторых, повышает нагрузку на рынок труда, в том числе в качественном его составе, за счёт большого количества неквалифицированных трудовых иммигрантов. Следовательно, применяемая патентная система должна постоянно модернизироваться, в связи с экономическими и политическими изменениями, а также форс-мажорными обстоятельствами, не только с количественной, но и с качественной стороны, обеспечивая сбалансированность рынка труда, в условиях постоянного мониторинга. Количественные и качественные ограничения целесообразно устанавливать на региональном уровне исходя из потребности данного рынка с учётом имеющихся собственных трудовых ресурсов и их возможного совершенствования, ограничивая допуск на отечественный рынок труда неквалифицированным трудовым иммигрантам.

Таким образом, необходимо проводить диверсификацию структуры потребности в иностранной рабочей силе с акцентом на привлечение специалистов при существенном сокращении низкоквалифицированных трудовых ресурсов за счёт ограничения выдачи патентов неквалифицированной рабочей силе.

 

Библиографический список

1. Зайончковская Ж.А. Почему России необходима иммиграционная политика [Текст] // Методология и методы изучения миграционных процессов. М.: Центр миграционных исследований, 2007. С. 114-141.

2. Федеральный закон № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 12 мая 2010 г. // «Российская газета» от 21.05.2010 № 5188.

3. Принят закон об отмене квот для мигрантов [электронный ресурс] // «Российская газета», 14 ноября 2014 г. URL: http://www.rg.ru/2014/11/14/migranty-site.html

4. Росстат [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/

5. Труд и занятость в России [электронный ресурс]. 2014. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_36/Main.htm ;

 

 

PATENT SYSTEM ON LABOR MIGRATION POPULATION

 

P.V. Pankin, assistant

Yelets state university of I.A. Bunin

(Russia, Yelets)

 

Abstract. The article deals with migration as one of the main socio-economic phenomena that contribute to the economic development of the country. Analyzes the changes in migration policy in the field of labor migration. The current situation in the labor market causes the imbalance and the need for the introduction of the patent system. Based on the statistical analysis evaluated changes in the number of patents granted. The problems and prospects of development of this system are examines in a changing political and economic situation in the world and in the country.

Keywords: migration, the patent system, labor migration, labor force, labor market.