Платова В.В. Оценка выгод потенциальных резидентов особых экономических зон // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №4. – С. 131-133.

ОЦЕНКА ВЫГОД ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

 

В.В. Платова, магистрант

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. Статья посвящена оценке выгод, получаемых резидентами после вступления в особую экономическую зону. Выделены основные группы факторов, влияющих на принятие решений потенциальных резидентов о вступлении в особую экономическую зону на примере ОЭЗ «Алабуга». Рассмотрена возможность создания программы, подсчитывающей количественные экономические показатели для резидентов с трех сторон: без учета льгот и преференций, с учетом льгот и преференций и получаемые выгоды резидента.

Ключевые слова: особые экономические зоны, резиденты, льготы, преференции, оценка выгод.

 

 

Началом процесса создания особых экономических зон (далее – ОЭЗ) в Российской Федерации на государственном уровне можно считать дату выхода федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Перед всеми ОЭЗ встает проблема привлечения резидентов. Резиденты – это движущая сила ОЭЗ, без них невозможно не только развитие ОЭЗ, но и функционирование. Поэтому актуальным является вопрос создания инструментария, который будет показывать выгоды потенциальных резидентов после вступления в ОЭЗ по сравнению с условиями работы автономно от этой структуры.

Выгодами можно назвать льготы и преференции, предоставляемые резидентам. Классификация льгот и преференций будет рассмотрена на примере ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга», так как она является по многим оценкам эффективно функционирующей зоной и в 2015 году на fDi Global Free Zones of the Year победила в номинации «Лучшая в Европе особая экономическая зона для крупных компаний» [1].

Критерием оценки будет служить разница между показателями по группам факторов с учетом льгот и преференций и без их учета. Льготы и преференции можно условно разделить на две основные группы факторов: экономические и инфраструктурные.

Экономическую группу составляют следующие факторы:

1. Налог на прибыль организации. Резидентам предоставляется снижения ставки по налогу на прибыль в первые пять лет до 2%, во вторые пять лет до 7%, до 2055 года до 15,5%. Без льгот налог на прибыль составляет 20% [2].

2. Налог на имущество организации. Без льгот ставка налога равна 2,2%. Для резидентов, на 10 лет с момента появления налоговой базы, ставка по налогу равна 0%.

3. Транспортный налог. Без льгот ставка транспортного налога варьируется в диапазоне от 8 до 250 рублей. Резидентам предоставляется ставка 0% на 10 лет.

4. Земельный налог. С льготами ставка налога равна 0% с момента появления налоговой базы. Без льгот – 1,5%.

5. Страховые взносы. Для резидентов, занимающихся технико-внедренческой деятельностью ставки по страховым взносам равны 14% в 2011-2017 годах, 21% в 2018 году, 28% в 2019 году. В свою очередь без льгот ставки по стразовым взносам равны 30% в 2011-2017 годах и 34% в 2018-2019 годах.

6. Свободная таможенная зона. Для резидентов при ввозе оборудования из иностранных государств НДС и ввозная пошлина равны 0%.

7. Амортизация. С льготами налогоплательщики могут применять ускоренную амортизацию с коэффициентом 2.

8. Льготные условия аренды. Величина арендной платы (без учета понижающих коэффициентов) составляет 2% от кадастровой стоимости земельного участка (около 30 тыс. руб. за 1 га).

Инфраструктурные факторы представляют из себя объединение различных типов инфраструктур: промышленная инфраструктура, таможенная инфраструктура, деловая инфраструктура, социальная инфраструктура, транспортная инфраструктура.

Экономическая группа факторов представляет наибольшую ценность для инструментария оценки выгод резидентов, так как их можно оценить количественно. С количественной оценкой инфраструктурных факторов возникают затруднения, в связи с этим необходим поиск оптимальных методик для оценки этих факторов.

Используя приведенные выше данные возможно создание программы, в которой будут производится расчеты указанных количественных экономических показателей. Для эффективности визуализации, показатели целесообразно представить с трех точек зрения: без учета льгот и преференций, с учетом льгот и преференций, выгода (табл.). Исходными данными могут служить прогнозно-плановые показатели потенциальных резидентов.

 

 

Таблица. Форма для расчетов показателей оценки выгоды резидентов

Показатели

Исходные данные

Без учета льгот и преференций

С учетом льгот и преференций

Выгода

Налог на прибыль организации.

 

 

 

 

Налог на имущество организации

 

 

 

 

Транспортный налог

 

 

 

 

Земельный налог

 

 

 

 

Страховые взносы

 

 

 

 

НДС

 

 

 

 

Ввозная пошлина

 

 

 

 

Амортизация

 

 

 

 

Льготные условия аренды

 

 

 

 

Источник: составлено автором

 

 

По результатам подсчетов потенциальный резидент сможет оценить привлекательность вступления в ОЭЗ «Алабуга». Хочется отметить, что в условиях напряженной экономической ситуации в стране значимость перечисленных льгот и преференций возрастает.

В итоге можно сказать, что возможна количественная оценка экономических выгод потенциальных резидентов, а также возможно выделение других факторов, влияющих на решение потенциальных резидентов, но оценка этих факторов затруднена. Однако, если найти подход к их оценке, то рассматриваемый инструментарий будет несомненно качественно расширен.

 

Библиографический список

1. Официальный сайт ОЭЗ «Алабуга» [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://alabuga.ru/ru/news/.

2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/.

 

 

ASSESSMENT OF BENEFITS OF CANDIDATES RESIDENTS OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

 

V.V. Platova, graduate student

National research nuclear university MEPhI

(Russia, Moscow)

 

Abstract. The article is devoted to assessing the benefits received by residents after the entry into a special economic zone. The basic groups of factors that influence the decision of potential residents to join the special economic zone in the SEZ «Alabuga» example. Consider quantitative economic indicators are calculated the possibility of creating a program for residents from three sides: excluding benefits and preferences, taking into account the preferences and benefits received by the resident.

Keywords: special economic zones, residents, privileges, preferences, benefit assessment.