Гараев М.Ш. Оценка развития промышленности в азербайджане / М.Ш. Гараев, И.В. Хан-Хойская // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 61-64

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

 

М.Ш. Гараев, канд. экон. наук, доцент

И.В. Хан-Хойская, старший преподаватель

Азербайджанский технологический университет

(Азербайджанская Республика, г. Гянджа)

 

Аннотация. В статье представлен анализ формирования и развития промышленности в Азербайджанской Республике и даётся оценка перспектив её усовершенствования и роста. Ускорившийся процесс индустриализации в стране это реализация продуманной нефтегазовой стратегии, способствовавшей формированию устойчивых финансовых ресурсов государства, благоприятствующих расширению возможностей рационального использования имеющегося промышленного потенциала и подготовки современных кадров.

Ключевые слова: модель, инновация, технология, технопарк, форсайт.

 

 

Прогрессирующее развитие промышленности в Азербайджане началось в 70-80-ых годах прошлого столетия, и усилиями Г. Алиева был создан мощный потенциал, который был почти разрушен в первые годы независимости страны. Но начало XXI века ознаменовалось для государства новым витком поступательного движения в становлении промышленности на новые условия хозяйствования с привлечением иностранного капитала, подписанием «контракта века». В результате стали функционировать предприятия, оснащённые самыми совершенствованными технологиями. Развитие нефтяного сектора, создание благоприятного климата для бизнеса позволило частично преодолеть неуклонный спад промышленного производства и наблюдать рост обрабатывающей промышленности, так как Азербайджан не пошёл по пути некоторых нефтедобывающих стран, а выбрал свою оригинальную модель, что и ускорило развитие промышленности.

В результате за последние десять лет промышленное производство выросло в 2,7 раза, в том числе производство строительных материалов в 2,5 раза, электрооборудования – в 2,1 раза, а продукции металлургической промышленности в 2,2 раза. За прошедший период на промышленных предприятиях наблюдался динамичный рост объёма как основных фондов, так и вложенных в основной капитал инвестиций. Уже в 2015 году в структуре валового внутреннего продукта доля выпуска продукции промышленностью составила 58%, а доля промышленного производственного персонала в общем количестве работающих – 12,4%. За последние годы в динамике наблюдался и рост, и падение – это объясняется тем, что начиная с 2012 года в добывающей промышленности начался спад объёма производства: так, если объём добычи в этой отрасли в 2011 году составил 26,89 млрд. манатов, то к 2015 году – всего 16,36 млрд. манатов, иначе уменьшился на 60%. В этот же период общий объём промышленного производства уменьшился от 36 млрд. манатов до 26,4 млрд. манатов (спад составил 26,7 %). Сравнение последних 5 лет показывает, что снижение объёма производства в добывающей промышленности снижается более быстрыми темпами, чем объём общей промышленности из-за интенсивного развития и более высоких результатов в других отраслях: так в обрабатывающей промышленности наблюдается постоянный рост – за последние десять лет – в 2,6 раза [1].

На современном этапе расширяется диверсификация, создаются новые промышленные мощности и предприятия, оснащённые современными технологиями, позволяющими выпускать качественную продукцию. По последним данным в лёгкой промышленности функционируют 221 предприятие, из них 43 крупных и средних, а остальные малые предприятия, наблюдается тенденция роста в этой отрасли, но несмотря на это, объём производства в несколько раз ниже потребности в продукции отрасли, например, обеспечение потребности в одежде отечественного производства удовлетворяется лишь на 10%. Расчёты показывают, что высокую рентабельность продукции лёгкой промышленности и беспрерывное функционирование её предприятий можно получить лишь тогда, когда эта отрасль сможет экспортировать 55%-60% своей конечной продукции.

Производство фармацевтической продукции сильно отстаёт от необходимых требований и спроса. В этой отрасли необходимо провести коренные изменения, так как огромное количество лекарственных средств, препаратов приобретается за валюту. На наш взгляд, в этой отрасли необходимо привлечь передовые технологии и создавать совместные с развитыми странами предприятия.

Большое внимание уделяется развитию промышленности в экономических районах Азербайджана: резко возросло количество промышленных предприятий, имеющих местную сырьевую базу и опирающихся на традиционные сферы деятельности, возросло количество ППП, объём промышленных основных фондов, средняя зарплата промышленного персонала. В ближайшей перспективе в городе Гянджа появится металлургический комплекс, состоящий из завода прямой редукции железа, сталелитейного и пеллетного завода, кроме того, в регионе начнётся строительство предприятия по обработке дорогостоящих металлов.

За последнее десятилетие в результате принятых мер в структуре промышленности произошли позитивные изменения: были реализованы важные проекты, направленные на создание мощной оборонной промышленности, за короткие сроки в этой отрасли открыто 50 новых производственных участков. Азербайджан за счёт внутренних возможностей не только обеспечивает себя некоторой частью материально-технической базы вооружённых сил, но и экспортирует некоторые виды промышленной продукции. Наряду с продукцией военного назначения, предприятиями оборонной промышленности выпускают гражданскую продукцию, объём которой вырос в 2 раза.

В концепции расширения индустриализации технопарки рассматриваются как стратегические проекты. В крупных городах и районах Республики на предприятиях поставлена задача стимулирования технологий инновационной направленности. Намечается строительство новых промышленных отраслей: нефтехимического комбината в Сумгаите, заводов по обработке бытовых отбросов в Балаханах и производство железобетонных изделий в Гяндже. В мировой практике технопарки, в основном, создаются на базе университетов. Однако настоящее положение университетов Азербайджана, кроме двух-трёх, не даёт основание утверждать, что они в ближайшей перспективе внесут свой вклад в инновационную деятельность. Для стимулирования развития технопарков юридическим и физическим лицам, работающим в них, предоставляются льготы на 7 лет. Современные производственные процессы, научные и космические исследования, оборонная промышленность, медицина, производство мебели и других культурно-бытовых предметов без использования стекла представить невозможно. Импорт стекла требует больших валютных затрат, но в Республике имеются возможности для производства необходимого количества стекла для нужд страны, поэтому наряду с определёнными перспективами развития металлургии должна определяться и перспектива развития стеклянной промышленности.

По мнению руководителя государства, нужно создавать такой промышленный потенциал, который и после 50 лет, когда добыча нефти резко сократиться, обеспечит устойчивое развитие Азербайджана. Исследования показывают, что используя международный опыт индустриализации, результатом которой является развитие электроники, производства компьютеров, кораблестроение и машиностроение, Азербайджанская Республика обладает огромным запасом обучаемых трудовых ресурсов, что позволяет развивать машиностроение и связанные с ними отрасли.

Осуществлённая политика развития промышленности в развивающихся странах второй половины XX века, может быть успешна использована и в Азербайджане. Как известно, в этих странах политика развития промышленности основывается на двух моделях: Азиатская, направленная на внешний рынок, и Латиноамериканская – импорт заменяющая. На наш взгляд, комбинированное использование этих моделей в Азербайджане будет эффективно. Страна, наряду с осуществлением экспорта промышленного продукта за счёт построения более капиталоёмких и наукоёмких предприятий, должна уменьшить зависимость внутренней потребности от импорта до минимума. С этой целью создана юридическая база, разработаны специальные программы – дорожные маршруты для осуществления вышеуказанной промышленной политики, дано распоряжение по созданию технопарков, парка высоких технологий и свободных экономических зон.

Для создания наукоёмких промышленных предприятий необходима поддержка со стороны государства в виде совершенствования национальной инновационной системы. В общем случае различают две модели формирования национальной инновационной системы: Евроатлантическая, основанная на регенерации инновационного продукта с развитием и использованием научно-технического персонала, и Японская (Восточноазиатская), основанная на новых знаниях и технологиях из-за рубежа. На наш взгляд, возможностей для использования первой модели у Азербайджана недостаточно, так как выделенные средства из государственного бюджета для развития науки по сравнению с развитыми странами очень низкие, примерно в 15 раз меньше, и 90% всех выделенных средств для науки осуществляется государством, в то время, как в мировой практике доля частного сектора высокая [2]. Средства, предназначенные государством для развития науки, в основном, используются в Национальной Академии Наук. Докторам наук и докторам философии, работающим в университетах, средства не выделяются, несмотря на то, что в большинстве своём научный потенциал сосредоточен в высших учебных заведениях, но это, конечно, не даёт основания для проведения слабой инновационной деятельности, поэтому должны выявляться причины, мешающие инновационному управлению в промышленности. На наш взгляд, использование Японской модели на данном этапе развития экономики Азербайджана более целесообразно, а для этого нужно проводить инновационную политику, основанную на мировом опыте, но учитывающую национальные критерии и кадровый потенциал, должный уровень которого может быть обеспечен за счёт внешних ресурсов. Необходим также механизм применения льготных условий для принятия и осуществления инновационных программ и проектов. Необходимы система оценки объектов интеллектуальной собственности, стимулирующей инновационный бизнес, создание специализированных коммерческих структур, функционирующих от «начала и до конца»: от появления идеи и до превращения её в инновационный продукт, постоянное совершенствование механизма выхода на инновационный рынок производителей инновационного продукта.

В конце статьи хотелось бы отметить, что при производстве продукции новыми высокими технологиями ряд профессий постепенно исчезнет, и возникнет потребность в новых профессиях, поэтому в развитых странах осуществляется подготовка специалистов по промышленно-технологическому форсайту, что следует сделать и Азербайджану: поднять престиж конструктора, технолога, людей интеллектуального труда, в противном случае в эпоху глобализации при реализации новых промышленных политик страна встретится с большими проблемами. Хотелось бы отметить, что нам ближе опыт российских учебных заведений, занимающихся промышленным форсайтом.

 

Библиографический список.

1. Государственная программа по развитию промышленности в Азербайджанской Республике (2015-2020 г.г.)

2. Пакет государственного бюджета Азербайджанской Республики на 2016 год. Милли Меджлис. Баку. 2016

 

 

THE EVALUATION OF THE INDUSTRIAL DEVELOPMENT IN AZERBAIJAN

 

M.Sh. Garaev, candidate of economic sciences, associate professor

I.V. Khan-Khoyskaya, senior lecturer

Azerbaijan technological university

(Republic Azerbaijan, Gandja)

 

Abstract. The present article features the analysis of the formation and the development of the industrial sector in the Republic of Azerbaijan, as well as provides a review of potential assessment in terms of its growth and improvement. The recent acceleration of the industrialization process in the country is the result of the implementation of the smart oil and gas strategy that served to form the country’s stable financial resources conducive to increased opportunities of the rational exploitation of the available industrial capacities, as well as preparation of top of the line personnel training.

Keywords: model, innovation, technology, technopark, foresight.