Козлова Г.Г. Оценка мультипликативного эффекта государственной программы продовольственной помощи малоимущим гражданам // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 129-132

ОЦЕНКА МУЛЬИПЛИКАТИВНОГО ЭФФЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОГРАММЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

МАЛОИМУЩИМ ГРАЖДАНАМ

 

Г.Г. Козлова, канд. экон. наук, доцент

Серпуховский филиал Московского технологического университета

(Россия, г. Серпухов)

 

Аннотация. Проведение государственных целевых программ, направленных на социальную поддержку населения в современных условиях требует серьезного экономического обоснования. В статье рассматривается действие эффекта мультипликатора при осуществлении целевой государственной программы продовольственной помощи малоимущим гражданам. Проводится оценка статистических данных о доходах и расходах населения страны за восемь лет. Определяется предельная склонность к потреблению и мультипликатор. Рассчитывается экономический эффект в виде прироста валового внутреннего продукта.

Ключевые слова: эффект мультипликатора, предельная склонность к потреблению, валовый внутренний продукт, государственная программа продовольственной помощи, социальная поддержка населения.

 

 

В последнее время идет активное обсуждение программы продовольственной помощи малоимущим гражданам, предложенной Министерством промышленности и торговли.

Данная программа представляет собой зачисление специальных «баллов» на банковскую карту, которые можно потратить на приобретение продуктов отечественных производителей.

Несмотря на то, что программа активно поддерживается Министерством финансов и Министерством экономического развития, некоторые экономисты, проводя параллель с известной программой Food Stamps, подвергают данную программу критике, как неспособную ни улучшить материальное положение экономически незащищенных слоев населения, ни поддержать отечественного производителя.

Вместе с тем, проводятся исследования по влиянию данной программы на макроэкономические показатели экономики Российской федерации, и в частности на изменение ВВП. Так Антипов В.И. и Колмаков И.Б. в своей работе, посвященной исследованию мультипликативного эффекта целевых финансовых затрат домашних хозяйств, предлагают использовать статистическую модель Р1-4, которая позволяет оценить динамику базисных темпов произведенного и использованного ВВП [1].

Однако, для оценки годового мультипликативного эффекта от реализации данной программы проще использовать модель, в которой прогнозным параметром является только размер мультипликатора потребительских расходов. Такая модель не позволяет делать долгосрочные прогнозы, но позволяет достаточно просто определить мультипликативный эффект в предстоящем году.

В качестве исходных данных берется программа, согласно которой предлагается предоставление целевых годовых субсидий в размере 340 млрд. руб. Выплачиваемой помесячно равными долями (28,33 млрд. руб.) малоимущему населению.

Значение мультипликатора определяется по показателям потребительских доходов и расходов за предыдущие периоды, имеющимся в свободном доступе.

Для того, чтобы определить предельную склонность к потреблению, на основании которой рассчитывается мультипликатор, необходимо сначала проанализировать: какую часть дохода население тратит на текущее потребление и обязательные платежи, а какую сберегает и тратит на покупку иностранной валюты.

Данные официальной статистики после обработки статистики представлены в виде таблицы (табл. 1), и диаграммы (рис. 1). В официальной статистике представлены данные по 2015 год включительно [2].

Можно отметить, что с 2008 по 2014 год наблюдался рост среднедушевых потребительских доходов, который сопровождался ростом потребительских расходов. Однако, в 2015 году наблюдается снижение среднедушевых доходов и соответственное сокращение расходов.

На основании представленных данных можно определить предельную склонность к потреблению (MPS) и мультипликатор.

 

 

Таблица 1. Среднедушевые доходы и их распределение, тыс. руб.

Годы

Среднедушевые доходы в месяц

Среднедушевые расходы и обязательные платежи в месяц

Среднедушевые сбережения и затраты на покупку валюты в месяц

2008

14863,60

12842,15

1976,86

2009

16895,00

13566,69

3260,74

2010

18958,40

15034,01

3488,35

2011

20780,00

17413,64

3033,88

2012

23221,10

19807,60

3413,50

2013

25928,20

22116,75

3629,95

2014

27754,90

24119,01

3580,38

2015

25 187,20

22466,98

4332,20

 

Рис. 1. Среднедушевые доходы и их распределение

 

Таблица 2. Предельная склонность к потреблению и сбережению, мультипликатор

Годы

MPC

Мультипликатор

2009

0,3567

1,5822

2010

0,7111

9,0655

2011

1,3063

-3,2643

2012

0,9807

6,4303

2013

0,8530

12,5070

2014

1,0961

-10,4054

2015

0,6434

2,8042

 

 

Полученные результаты позволяют отметить серьезные колебания в значениях предельной склонности к потреблению и мультипликатора. Такие показатели свидетельствуют об экономической нестабильности, а значения за 2011 и 2014 годы о стремлении населения сберегать получаемые доходы [3].

Однако в 2015 году значение мультипликатора принимает приемлемое значение, поэтому целесообразно при дальнейших расчетах использовать именно его, поскольку поправки на предыдущие годы могут дать погрешность, вызванную внешними, по отношению к экономической системе, причинами.

Поскольку платежи совершаются ежемесячно, то необходимо сделать пересчет значения мультипликатора на месяц и рассчитать сумму ежемесячных выплат с учетом мультипликативного эффектаабл. 3).

 

 

Таблица 3. Мультипликативный эффект программы продовольственной помощи

Месяц

Мультипликатор в месячном пересчете

Ежемесячные

инвестиции (млрд. руб.)

Мультипликативный

эффект (млрд. руб.)

1

1,1500

28,33

32,58

2

1,3000

28,33

36,83

3

1,4500

28,33

41,08

4

1,6000

28,33

45,33

5

1,7500

28,33

49,58

6

1,9000

28,33

53,83

7

2,0500

28,33

58,08

8

2,2000

28,33

62,33

9

2,3500

28,33

66,58

10

2,5000

28,33

70,83

11

2,6500

28,33

75,07

12

2,8000

28,33

79,32

Итого за год

340

671,42

 

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа продовольственной помощи малоимущим гражданам, предполагающая государственные субсидии в размере 340 млрд. руб. за год, даст прирост ВВП в размере 671,42 млрд. руб. Следовательно, подобные программы способствуют не только обеспечению социальной стабильности, но и экономическому росту страны.

 

Библиографический список

1. Антипов В.И., Колмаков И.Б. Оценка мультипликативного эффекта целевых финансовых затрат домашних хозяйств / Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2016. №2 С. 130-139.

2. Объем и структура денежных доходов населения по источникам поступления, Объем и структура использования денежных доходов населения, Объем и структура использования денежных доходов населения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: Официальная статистика. Центральная база статистических данных – режим доступа: http://cbsd.gks.ru

3. Козлова Г.Г. Исследование влияния мультипликатора потребительских расходов на экономическую ситуацию в российской Федерации / Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015.  1. С. 168-171.

ASSESSMENT MULTIPLICATIVE EFFECT OF THE STATE PROGRAM OF FOOD ASSISTANCE TO LOW-INCOME CITIZENS

 

G.G. Kozlova, candidate of economic sciences, associate professor

Serpukhov branch of Moscow technological university

(Russia, Serpukhov)

 

Abstract. The state target programs aimed at social support of the population in modern conditions requires a serious economic justification. The article discusses the effect of the multiplier effect of the implementation of the state target program of food aid to needy citizens. Assessment of statistical data on revenues and expenditures of the population in eight years. The marginal propensity to consume and the multiplier. Calculated the economic effect in the form of gross domestic product.

Keywords: multiplier effect, marginal propensity to consume, gross domestic product, state program of food assistance to the population, social support of the population.