Александрова, А. А. Оценка эффективности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации / А. А. Александрова. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 5-9.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

А.А. Александрова, студент

Научный руководитель: Н.С. Шмиголь, канд. экон. наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В условиях высокой волатильности российской экономики и снижения уровня реально располагаемых доходов населения вопросы государственной социальной защиты приобретают особую актуальность. Одним из государственных внебюджетных фондов РФ, обеспечивающих социальную защиту населения в Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. В статье рассмотрены основные проблемы функционирования ФСС РФ, выявленные в ходе анализа доходов и расходов бюджета Фонда за 2013-2017 гг., и возможные пути их решения.

Ключевые слова: Фонд социального страхования, социальное обеспечение, страховые взносы, социальное страхование.

 

 

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ, Фонд) является формой образования и использования денежных средств, предназначенных для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.

Суть социального страхования состоит в том, чтобы путем формирования специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов осуществлять гарантированные государством социальные выплаты, предназначенные для полного или частичного возмещения заработной платы или иных обязательств в результате утраты трудоспособности, потери работы или потери кормильца. Основными преимуществами социального страхования по сравнению с бюджетным финансированием социальных выплат являются:

 целевой характер страховых взносов (на финансирование страховых выплат);

 связь размеров страховых взносов и объемов страховых выплат (что стимулирует занятость);

 возможность капитализации временно свободных денежных средств (доход от инвестирования временно свободных средств является дополнительным источником средств социального страхования в зарубежной практике социального страхования);

 возможность индексации страховых выплат параллельно с индексацией оплаты труда.

Основными задачами ФСС РФ в соответствии с Положением о ФСС РФ являются:

 обеспечение гарантированных государством пособий;

 разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

 участие в создании, исполнении государственных программ охраны здоровья работников;

 обеспечение финансовой устойчивости Фонда, в том числе путем создания резерва;

 разъяснительные работы с населением, страхователями по вопросам социального страхования, др.

Структура ФСС РФ представляет собой центральный аппарат и аппараты органов ФСС (в региональных отделениях) [1, с. 383]. Центральный аппарат возглавляет Председатель Фонда, который, как и его заместители, назначается непосредственно Правительством РФ. Именно он осуществляет руководство деятельностью Фонда. Во главе региональных отделений же стоят управляющие. Также возможно создание региональными отделениями своих филиалов (отделов), но такое, как правило, характерно для крупных субъектов РФ, имеющих промышленно развитые районы, удаленные от региональных центров.

До 1999 г. для структуры ФСС РФ было характерно деление не только по территориальному, но и по отраслевому признаку [2, с. 74]. Но в соответствии с Приказом ФСС РФ от 29.03.1999 N 42 «О мерах по переходу на территориальный принцип управления средствами государственного социального страхования» центральные отраслевые отделения были упразднены; их филиалы, в свою очередь, перешли в подчинение региональных отделений.

Территориальные отделения ФСС РФ осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе, обеспечивают исполнение доходной и расходной частей бюджета Фонда, предоставляют информацию о состоянии социального страхования в регионе главе исполнительной власти субъекта РФ, реализуют иные законодательно установленные полномочия.

Бюджет ФСС РФ, как и бюджеты всех государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также отчет об его исполнении утверждаются федеральным законом. Так, бюджет ФСС РФ на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов утвержден федеральным законом от 19.12.2016 N 417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Правовые основы, регламентирующие порядок составления и представления проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, их доходы, расходы, определены в статьях главы 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В тоже время в Бюджетном кодексе РФ не определяется понятие «государственного внебюджетного фонда». В статье 13 БК РФ установлено, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, соответственно, данная правовая норма не определяет разницу между бюджетной и внебюджетной формами формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти. Другими проблемами правового регулирования деятельности ФСС РФ являются:

1) определение правового статуса Фонда, который в действующих нормативных правовых актах определен и как юридическое лицо, и как фонд денежных средств;

2) правовое регулирование деятельности ФСС РФ находится на пересечении законодательства о социальном страховании, бюджетного и трудового законодательства, которые в ряде случаев противоречат друг другу.

Отсюда следует, что на данный момент не существует единой нормативной базы, регулирующей деятельность Фонда, есть некоторая неопределенность в правовом статусе Фонда, нет единого закона, регламентирующего особый статус государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации, что в итоге снижает эффективность функционирования ФСС РФ.

В настоящее время Министерство труда и социальной защиты РФ определено как орган исполнительной власти, координирующий деятельность ФСС РФ. С 2014 года кассовое обслуживание исполнения бюджета ФСС РФ, как и других государственных внебюджетных фондов, осуществляют органы Федерального казначейства. При этом с 2015 года ФСС РФ и другие государственные внебюджетные фонды не капитализируют временно свободные денежные средства на своих счетах, а все остатки средств зачисляются на счет федерального бюджета с последующим восстановлением для совершения кассового расхода. Соответственно, российские государственные внебюджетные фонды в настоящее время лишены доходов от капитализации как дополнительного источника финансирования социального страхования.

Согласно данным таблицы 1 основной статьей доходов выступают денежные средства, поступающие в бюджет Фонда в виде страховых взносов на обязательное социальное страхование – 559,7 млрд. руб. (2016 г.), в том числе страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют 101,6 млрд. руб. (18,1% от общей совокупности страховых взносов), страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 458,2 млрд. руб. (81,2%). Остальную долю доходов бюджета Фонда составляют уплачиваемые пени, штрафы, перерасчеты, др. по соответствующим платежам.

 

 

Таблица 1. Структура доходов ФСС РФ на 01.01.2017 г., руб. [3]

Доходы бюджета – всего

616 414 487 935,29

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

559 724 738 008,71

Налоги на совокупный доход

9 241 561,05

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

30 144 870,39

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

2 370 543 932,57

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

163 264 630,38

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

3 011 090,47

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

156 182 738,84

Прочие неналоговые доходы

11 165 783 174,63

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Безвозмездные поступления от др. бюджетов бюджетной системы РФ

42 850 492 257,00

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

-58 914 328,75

 

 

Также наиболее крупной статьей являются безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – 42,9 млрд. руб., которые включают средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФСС РФ на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (15,4 млрд. руб.), на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, проезда (4,17 млрд. руб.), на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (21,8 млн. руб.) и т.д.

Рассматривая показатели доходов бюджета Фонда в динамике за период 2013-2017 гг. (рис. 1), можно заметить отсутствие какой-либо единой тенденции в их изменении. В 2015 г. зафиксировано наименьшее значение доходов – 541,3 млрд. руб., однако для 2016 г. характерен их рост на 13,9%, который согласно бюджету Фонда на 2017 г. должен сохраниться. По мнению автора, уровень доходов находится в прямой корреляции с общей экономической ситуацией в стране в соответствующий период: наблюдается снижение доходов в период кризиса и их постепенный рост по мере улучшения ситуации в экономике и роста совокупного фонда оплаты труда.

 

 

Рис. 1. Динамика доходов ФСС РФ за период 2013-2017 гг., млн. руб. [3, 4]

 

 

Анализируя расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (табл. 2, рис. 2), следует отметить три основных направления расходования средств, среди которых расходы по разделу «Социальная политика» составляют 96,4% от общей совокупности расходов. В рамках данного раздела финансируются мероприятия государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» (595,77 млрд. руб.), включающей выплату пособий, компенсаций, оплату реабилитации, дополнительных выходных дней отдельным группам граждан, единовременные страховые выплаты; программы «Развитие здравоохранения» (17,83 млрд. руб.) с одной из подпрограмм «Охрана здоровья матери и ребенка», предполагающей оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, иное социальное обеспечение и выплаты в рамках данного направления; программы «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы (24,3 млрд. руб.), связанной с обеспечением такой категории граждан как инвалиды.

 

 

 

Таблица 2. Структура расходов бюджета ФСС РФ. (по отчету об исполнении бюджета Фонда на 01.01.2017 г., руб.) [3]

Расходы бюджета – всего

664 897 511 666,11

Общегосударственные вопросы

23 468 315 053,12

Образование

144 674 308,42

Социальная политика

641 284 522 304,57

 

Результат исполнения бюджета (дефицит/профицит)

Назначение

Исполнено

-37 365 844 900,00

-48 483 023 730,82

 

 

В рамках раздела «Общегосударственные вопросы» происходит выделение денежных средств на нужды, связанные с международным сотрудничеством, взносы в международные организации, деятельность в рамках государственных программ, уплату налогов и сборов, отчисления в фонд оплаты труда персоналу Фонда, др.

По разделу «Образование» средства Фонда используются на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, финансирование мероприятий в рамках государственной программы РФ «Содействие занятости населения».

Из данных таблицы 2 также видно, что по итогам 2016 г. зафиксирован фактический дефицит бюджета ФСС РФ в размере 48,5 млрд. руб., превышающий запланированное значение на 11,1 млрд. руб., что свидетельствует о существовании риска неустойчивости бюджета Фонда и невыполнения социальных обязательств в полном объеме вследствие его сбалансированности в зависимости от привлечения дополнительных источников финансирования дефицита бюджета.

 

 

Рис. 2. Динамика расходов ФСС РФ за период 2013-2017 гг., млн. руб. [3, 4]

 

 

Одна из проблем, возникающих в процессе осуществления деятельности Фондом социального страхования Российской Федерации, связана с экспертизой временной нетрудоспособности граждан. Каждый год Фонд в рамках страхования оплачивает более 42 млн. листков нетрудоспособности [5, с. 176], при этом, около 2 млн. переделываются из-за ошибок или неправильного оформления (так как большинство больничных листов заполнялось и заполняется вручную). Кроме того, растущий размер пособий все чаще становится поводом для страхового мошенничества; возникают ситуации, когда работодатель просто отказывается выплачивать застрахованным лицам гарантированные государством пособия (по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет и т.д.) – конечный пункт назначения этих средств остается неизвестным. Представляется, что повсеместное введение электронного листка нетрудоспособности (введен с 01.07.2017 соответствующим федеральным законом), автоматизация, компьютеризация процессов начисления сумм пособий, их прямой выплаты, будет преимуществом, во-первых, для застрахованных лиц – гарантируя правильность начисления социальных выплат; также исчезнет зависимость работника от работодателя по вопросу выплаты пособий, появится возможность выбора способа получения средств (на банковский счет и т.п.), во-вторых, для ФСС РФ – возможность всестороннего контроля над оплачиваемыми листками нетрудоспособности, сокращение случаев страхового мошенничества, а, главное, упрощение документооборота между Фондом, страхователями и медицинскими учреждениями.

Также в научных публикациях и заключениях Счетной палаты РФ [4, 6] отмечается проблема недоимок по страховым взносам в бюджет ФСС РФ. С одной стороны, первопричина кроется в уклонении некоторых работодателей от официального оформления трудовых отношений с работниками, что позволяет им не уплачивать налоги и страховые взносы в полных объемах. Кроме того, работодатели склонны к занижению величины фонда заработной платы в целях уменьшения налогооблагаемой базы. Ожидается, что вступление в силу с 1 января 2017 года главы 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса РФ (в связи с вступившим в силу Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ) и администрирование Федеральной налоговой службой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование будет способствовать решению данной проблемы, так как показатели ФНС России по взиманию налогов и сборов на порядок выше, чем у ФСС РФ, являвшегося ранее администратором данных страховых взносов.

В заключение, важно отметить, что особенностью управления средствами Фонда социального страхования РФ в настоящее время является постепенный переход от децентрализованного порядка назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по беременности и родам и других пособий на детей к передаче функций назначения и выплаты данных пособий территориальным органам ФСС РФ. По мнению автора, данный «пилотный проект» будет способствовать сбалансированию бюджета Фонда социального страхования РФ при условии повышения сборов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, укрепления бюджетной дисциплины и улучшения общей макроэкономической стабилизации.

 

Библиографический список

1. Деева А.И. Финансы и кредит: учебное пособие. М. : КноРус, 2016.

2. Финансы и кредит: учебник / Н.Г. Кузнецов, К.В. Кочмола, Е.Н. Алифанова под ред. и др. – М.: КноРус, 2016.

3. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]. URL:http://www.roskazna.ru/

4. Аудит федерального бюджета. Сайт Счетной палаты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://audit.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/

5. Лаврова Е.Л. Основные пути совершенствования деятельности Фонда социального страхования РФ // Человек. Общество. Инклюзия. – 2016. №1 (25). – С. 173-179.

6. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: монография / коллектив авторов; под ред. М.А. Абрамовой. – М.: КНОРУС, 2017. – 202 с.

 

 

EFFICIENCY ESTIMATION OF THE SOCIAL INSURANCE FUND’S

PERFORMANCE

 

A.А. Alexandrova, student

Supervisor: N.S. Shmigol, candidate of economic sciences, associate professor

Financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

 

 

Abstract: Due to economic insecurity, decrease in population’s disposable income now matters pertaining to the social security become more significant. The Social Insurance Fund is one of the government off-budget social funds in the Russian Federation providing social welfare to citizens. The article analyzes main problems of the SIF’s functioning identified during analysis of Fund’s budget for the period of 2013-2017, and possible solutions.

Keywords: Social Insurance Fund, Social Security Fund, social welfare, insurance premiums, social insurance.