Серобян М.Н. Особенности воздействия бюджетных средств на развитие сельского хозяйства в зарубежных странах // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 155-158.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

М.Н. Серобян, магистр

Руководитель: О.А. Наконечная, канд. экон. наук, доцент

Новосибирский государственный аграрный университет

(Россия, г. Новосибирск)

 

Аннотация. В статье дана общая характеристика государственного регулирования сельского хозяйства в развитых зарубежных странах, проведена типологизация современных моделей государственного регулирования экономики аграрного сектора за рубежом и России, изложены экономические и административные методы управления сельским хозяйством, раскрыт опыт эффективной государственной поддержки США, Японии и стран ЕС.

Ключевые слова: государственная поддержка, сельское хозяйство, административные методы, ценообразование, кредитование, субсидирование.

 

 

Во всех странах с развитой аграрной экономикой государство уделяет первостепенное значение поддержке сельского хозяйства. Это дает возможность не только обеспечивать продовольствием население страны, но также экспортировать сельхозпродукцию и продукты питания, не ухудшая при этом продовольственную безопасность.

Важно отметить, что государственная поддержка сельского хозяйства в зарубежных странах направлена в то же время на сохранение местности и природной среды, ландшафта, экологии, закрепление населения в исторических местах обитания, поддержание традиционного образа жизни, что гораздо многоаспектнее, чем в российской практике.

Экономические методы представлены двумя группами: прямые и косвенные.

К мерам прямого государственного воздействия относятся инструменты финансово-бюджетной политики: прямые субсидии, включая развитие производственной инфраструктуры и социальной сферы села, осуществление ирригационных проектов, рекультивация земель, создание фермерских объединений, государственные компенсационные платежи, выплаты при ущербе от стихийных бедствий, платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т. д.), финансирование НИОКР, образования и повышения квалификации в сельской местности.

К косвенным мерам государственного регулирования сельского хозяйства относятся:

1. Инструменты ценовой политики (в том числе госзакупки, мониторинг цен на средства производства, гарантированные закупочные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции).

2. Инструменты налоговой политикильготный режим налогообложения (преференции).

3. Инструменты финансово-кредитной политики (льготное кредитование, компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества, развитие сельских финансовых учреждений нового типа).

4. Инструменты внешнеторговой политики (импортные тарифы, пошлины).

Все процессы государственной поддержки и финансирования сельхозпроизводства не просто регулируются законодательно, а в них подробно отражены правила, требования, критерии и формы государственной поддержки. Например, закон о сельском хозяйстве США состоит из нескольких томов и содержит конкретные цифры по производству всех продуктов питания, по объему выделения государственных средств на поддержку сельхозпроизводителя [1, с. 14].

В структуре косвенных мер государственного воздействия на сельскохозяйственное производство зарубежных стран наибольший удельный вес приходится на средства, направленные на поддержку цен реализации, что способствует стабилизации рынков, регулированию объемов и структуры производства.

К характерной особенности ценообразования в аграрной сфере зарубежных стран можно отнести приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и общественно необходимых затрат на ее производство и реализацию с учетом уровня и динамики мировых цен.

Зарубежный опыт показывает, что в цену, поддерживаемую государством, закладывается определенный уровень личного потребления фермера и его семьи, который должен быть не ниже потребления в других отраслях экономики. Важно отметить, что ценовое государственное регулирование не ориентировано лишь на внутренние цели. Суммы дотаций и компенсаций с учетом инфляции к цене реализации составляют в Швейцарии82 %, Норвегии75 %, Японии74 %, Австрии44 % [2]

Одним из факторов, позволяющих успешно функционировать сельскому хозяйству за рубежом, является «щадящий» налоговый режим, хотя в развитых странах мира агропроизводство подлежит налогообложению наряду с другими секторами экономики. Особую роль в бюджетной поддержке сельского хозяйства за рубежом, в отличие от российской практики, играет система сельскохозяйственного кредита. Например, в Германии существует система помощи начинающим фермерам (стартапам), которая включает, помимо безвозмездных пособий, заем до 200 тыс. евро (под 5 % годовых) или общественный заем до 120 тыс. евро для целей строительства (под 1,5 % годовых). Также предусмотрен договор страхования коммерческого кредита, предоставляемого для приобретения средств производства (страховой тариф составляет около 0,4 %).

В Великобритании с системой фермерского кредита тесно связаны ипотечные кредиты под залог земли: с 1928 г. создана и действует Сельскохозяйственная ипотечная корпорация, которая получает государственные дотации в виде сокращенного процента. Кредитование осуществляется на срок от 5 до 40 лет, а максимально возможный размер залога составляет треть стоимости имущества. В Финляндии часть государственной поддержки осуществляется через Фонд сельского хозяйства, формируемый за счет государственных перечислений, процентов по ссудам и налогов на земельные угодья. Фонд предоставляет фермерам кредиты на строительство зданий и коммуникаций, покупку сельскохозяйственного оборудования, рекультивацию земель, формирование продуктивного стада под 4-7 % годовых в зависимости от региона. В Канаде предоставляются беспроцентные авансовые кредиты для проведения весенне-полевых работ и осенние беспроцентные кредиты, позволяющие фермерам отсрочить сбыт сезонной продукции [4, с. 15].

В США определяют отрасль сельского хозяйства, которая в первую очередь нуждается в поддержке государства, объем необходимой помощи, а также малообеспеченные группы населения. Бюджетные расходы США на сельское хозяйство зависят от экономической ситуациив кризисные годы их значение возрастает, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается. Бюджетные средства государства выделяются на финансирование следующих программ: сельскохозяйственные исследования, поддержка фермерских снабженческих и сбытовых кооперативов, рыночные заказы, субсидирование продовольствия, экспортные субсидии, международная продовольственная помощь. В структуре расходов федерального бюджета, выделяемых на сельское хозяйство, главными являются два направления: программы стабилизации доходов (на них приходится около 60 % бюджетных расходов по статье «Сельское хозяйство»), программы сельскохозяйственных исследований и обслуживания науки. Фактически бюджетным финансированием охвачена одна треть американских ферм.

В США 90 % всей товарной продукции производят крупные фермерские хозяйства, холдинги, которые получают наибольшую долю помощи (около 70 % бюджетных средств) и обеспечивают высокую эффективность ведения агробизнеса. Все сельхозпроизводители, реализующие не менее 70 % продукции в течение календарного года, могут рассчитывать на получение кредитов, субсидий по процентным ставкам, приобретение техники по лизингу, страхование урожая до 50 % и т. д. В США существуют два вида цен государственной поддержки агропроизводства:

1. Целевые (гарантированные), которые распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции.

2. Залоговые (залоговые ставки). По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены [3].

Немаловажную роль ценовое регулирование играет в развитии сельского хозяйства Китая. Первоначально были созданы благоприятные условия для введения семейного подряда, сокращения ценового диспаритета, роста сельскохозяйственного производства и стимулирования процесса перехода к рынку путем введения обязательных государственных поставок и дополнительных государственных закупок, повышения закупочных цен на зерно и другую продукцию. Финансово-кредитное регулирование сельского хозяйства Китая осуществляют Сельскохозяйственный банк, Банк сельскохозяйственного развития и Государственный банк развития. Эти банки выделяют кредиты на закупку основных видов сельскохозяйственной продукции, ее хранение, переработку, оказание помощи бедным сельским районам, освоение ресурсов. Вторым по значимости каналом кредитования сельского хозяйства в Китае стали сельские кредитные кооперативы.

В странах ЕС функционирует несколько иной ценовой механизм: на сравнительно высоком уровне установлены целевые или ориентирные цены, гарантирующие средним и крупным по размерам производства фермерским хозяйствам определенный уровень дохода. Функцию минимальных цен выполняют цены вмешательства.

К примеру, в Финляндии действуют три вида цен: целевые, дотационные и дополнительные. Базисом целевых цен является ценовая модель, разработанная по калькуляции себестоимости производства важнейших сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах южных районов страны, т. е. с лучшими условиями производства, а с худшимипредусмотрены дотации. Дотационные цены устанавливают по той же процедуре, что и гарантированные, но на сельскохозяйственную продукцию, предназначенную на экспорт.

Почти все страны половину национальных сельскохозяйственных бюджетов расходуют на структурную политику (включая модернизацию и укрупнение ферм, улучшение земли и других сельскохозяйственных ресурсов, улучшение оперативной деятельности фермеров, сокращение производственных издержек и развитие неблагоприятных районов), где также имеют место различия по суммам расхода. Например, Великобритания направляет на программы модернизации почти треть своего сельскохозяйственного бюджета, а Нидерланды и Люксембургменее 10 %. В целом в странах ЕС на поддержку начинающих фермеров направляется в среднем 10 % от аграрных бюджетов, в том числе во Франции25 %, в Великобритании и Ирландии эта статья расходов незначительна. На бюджетные программы «Исследования и разработки» в среднем по ЕС направляется около 10 %, а в Нидерландахпочти 30 % бюджета [2]

Субсидии в странах ЕС достигли в среднем 45-50 % стоимости произведенной фермерами товарной продукции. В некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5-2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30 % больше, чем в другие отрасли. Если рассматривать объем дотаций на один гектар, то в России эта величина составляет 70 €, странах ЕС в среднем270 €, Нидерландах475 €.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж), доля помощи государства в доходах фермеров продолжительное время составляла в Австралии 15 %, США30, Канаде45, странах общего рынка49, Австрии52, Швеции59, Японии66, Финляндии71, Норвегии77, Швейцарии80 %, Россиилишь 3,5 % [5]

Таким образом, государственное регулирование агропромышленного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом используются различные экономические инструменты, действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования не только сельского хозяйства, но и всего агропромышленного комплекса, а также формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности.

 

Библиографический список

1. Борнякова Е.В. Международный опыт государственной помощи сельскому хозяйству / Е.В. Борнякова // Вестник Удмурского университета. – 2011. – вып. 2. – С. 10-15.

2. Карпенко Г.Г. Совершенствование механизмов регулирующего воздействия государства на экономику аграрного сектора: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Г.Г. Карпенко.Москва, 2011. – 41 с.

3. Милосердов В.В. Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства [Электронный ресурс] / В.В. Милосердов. – URL: http://vladimir.miloserdov.name/articles/page-30.html

4. Назаренко В.И., Папцов А.Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой экономикой / В.И. Назаренко, А.Г. Папцов.М.: Информагробизнес, 1996.352 с.

5. Ежедневное аграрное обозрение [Электронный ресурс]URL: http://agroobzor.ru/news/a-4941.html

 

 

FEATURES OF BUDGET IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN FOREIGN COUNTRIES

 

M.N. Serobyan, graduate student

Head: O.A. Nakonechnaya, candidate of economic sciences, associate professor

Novosibirsk state agrarian university

(Russia, Novosibirsk)

 

Abstract: The article provides a general description of the state regulation of agriculture in developed foreign countries, held a typology of contemporary models of state regulation of the economy of the agricultural sector abroad and Russia are set out economic and administrative methods of management of agriculture, revealed the experience of effective state support for the U.S., Japan and EU countries.

Keywords: state support agriculture, administrative method, pricing, credit, subsidies.