Каримов С.М. Особенности современной налоговой системы России // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №8. — С. 44-48.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

 

С.М. Каримов, студент

Финансовый университет при Правительстве РФ

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности налоговой системы России на современном этапе и предпосылки их возникновения во взаимосвязи с практической реализацией. Проводится анализ структуры налогов, выявляются недостатки, особенности их функционирования. В работе рассмотрены нововведения в налоговой системе с 2015 года, связанные с антикризисными мерами, дана их краткая характеристика.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговая нагрузка, налоговые каникулы, национальная экономика.

 

Роль налогов в жизни государства сложно переоценить. Налоги это то, за счет чего существует институт государства. За счет налогов содержится государственный аппарат, законодательные и контролирующие органы, образование и здравоохранение, обеспечивается обороноспособность страны. Они дают возможность увеличить масштабы производства,  расширить специализацию и экономическое содержание внутреннего рынка страны, получить дополнительные доходы за счет создания новых производств путем инвестиций из государственного бюджета, улучшить уровень жизни граждан страны. Для выполнения этих задач создается налоговая система государства.

Каждая страна самостоятельно строит свою налоговую систему, но при этом возможно применение налоговых схем, наработанных в других странах. При этом слепое копирование чужих систем, пусть даже эффективных для других, не может являться гарантом построения гармоничной налоговой системы страны. Обязательно нужно учитывать специфику исторического и социального развития страны, менталитет населения, политическую и экономическую обстановку в стране. Только продуманная налоговая система способна обеспечит эффективное функционирование народного хозяйства и государства в целом. Допущенные в налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. В конечном итоге, неэффективно функционирующая налоговая система становится тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает всеобщее недовольство налогоплательщиков.

Налоговая система России имеет ряд особенностей, которые необходимо выделить.

Учитывая, что принципы и механизмы налогообложения при социалистическом строе были несколько иные, налоговую систему России можно назвать молодой и развивающейся. Как все новое, налоговая система развивается путем проб и ошибок. Отсюда вытекает некоторые колебания курса развития, свою роль вносит и нестабильность в экономике и политических процессах, происходящих в стране и в мире.

Необдуманность, а так же недостаточно глубокие проработка и научное обоснование отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) на практике приводят к постоянному внесению поправок, «отдельные главы Кодекса, не успев как следует «поработать», тут же переписываются практически заново» [1]. Из-за этого появляются ошибки в расчете суммы налогов, появляются лазейки для обжалования и возврата «излишни» начисленных сумм, этому способствует и то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Еще одной особенностью налоговой системы России является то, что основную долю налоговых поступлений составляют не подоходный налог, как в большинстве развитых стран, а налоги с бизнеса. Несмотря на то, что определенная часть экономистов считают данный подход экономически неоправданным, тем не менее, по мнению автора, это является частью социальной направленности налоговой политики государства. Нечасто встречаются те, кто, например, считает низким подоходный налог в размере 13% от заработной платы. Отчасти это является наследием социалистического режима, когда через систему подоходного налогообложения изымалось в разные годы не более 6-7 % дохода [2], а в перспективе планировалась вообще уйти от практики изымания подоходного налога с заработной платы и построить первое в мире государство без налогов.

Больше всего нареканий специалистов и налогоплательщиков вызывает налог на добавленную стоимость (НДС), точнее несовершенство методов его исчисления. «Множественные вычеты, возможность манипуляций с «входным» НДС заканчиваются постоянными попытками контролирующих органов ввести ограничительные положения в налоговое законодательство» [3]. Вместе с тем, вносимые многочисленные поправки до сих пор не помогли в решение назревших проблем администрирования данного налога. Несмотря на все принимаемые меры, поступления в бюджет по НДС на порядок ниже, чем это вытекает из созданной налоговой базы.

В числе других, многие ученые отмечают такие особенности как:

 общий высокий уровень налогового бремени;

 неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам;

 сложность и методическая неотработаность законодательных норм и правил исчисления налогов;

 низкая эффективность штрафных санкций;

 необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета;

 отсутствие качественного оперативного обмена информации между государственными органами (паспортными столами, миграционными службами, ГИБДД), а также между территориальными налоговыми инспекциями.

В сегодняшней динамично меняющейся экономической среде, время постоянно диктует новые условия. Наметившиеся в последние годы снижение темпов роста производства, международные санкции, изменение курса рубля, увеличение ключевой ставки ЦБ, вносят новые правила в экономику. Все это, конечно же, затрагивает и налоговую сферу. «В силу глубокой интеграции налоговой системы в экономические процессы страны любые перемены «извне» прямо или косвенно отражаются на динамике налоговых поступлений. Поэтому крайне важно планомерно и системно совершенствовать инструменты налогового администрирования и выстраивать деятельность ФНС России так, чтобы она была способна в кратчайшие сроки адаптироваться к меняющимся условиям» [4].

С 2015 года вступили в силу законы о горизонтальном налоговом мониторинге, налоговом маневре, контролируемых иностранных компаниях, а НК РФ был дополнен двумя новыми главами «Торговый сбор» и «Налог на имущество физических лиц». Плательщикам НДС отменено ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. Бизнесу также предоставлена возможность поэтапного восстановления НДС, принятого к вычету по оплате (частичной оплате), перечисленной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Увеличен и срок уплаты НДС. Теперь по общему правилу налог перечисляется в бюджет равными долями не позднее 25-го (а не 20-го, как ранее) числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Но есть поправки и со знаком минус. Статья 76 НК РФ («Приостановка операций по счетам налогоплательщиков») распространяется теперь и на организации, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками, то есть налоговыми агентами. Это могут быть, например, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Также с 01.01.2015 г. введено право налоговых органов проводить осмотр территорий проверяемого лица, документов и предметов. Причем не только при выездной, но и при камеральной проверке декларации по НДС, в следующих случаях: если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению; выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

Также, в 2015 году, государство пытается поддержать налоговыми мерами реальный сектор экономики, малый и средний бизнес, вернуть капиталы в национальную юрисдикцию и пр.

Антикризисный план, утвержденный в конце января 2014 года российским кабинетом министров, также содержит ряд налоговых мер: планируется наделить регионы правом снижать ставки по упрощенной системе налогообложения с 6% до 1%; расширить перечень видов деятельности по патентной системе; установить возможность уплаты «самозанятыми» гражданами налога по патенту и страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП); предоставить регионам право снижать ставки по ЕНВД с 15% до 7,5%; распространить право на применение двухлетних налоговых каникул всеми впервые зарегистрированными ИП в производственной, социальной и научной сферах.

Несмотря на то, что предоставление налоговых каникул широко рекламируется в средствах массовой информации, не все здесь так радужно, как кажется на первый взгляд. Проводимые учеными экономистами исследования показывают, «что налоговые каникулы, предоставляемые до начала производственной деятельности, могут привести к фактическому увеличению налогов в будущем. Таким образом, может сложиться следующая ситуация: организации предоставляются налоговые каникулы, т. е. она освобождается от уплаты налога на прибыль в тот период, когда прибыли и вовсе не образовалось» [5].

Минпромторгом представлен пакет мер налогового стимулирования промышленных предприятий. В частности, предлагается зачет суммы капитальных вложений в уменьшение суммы налога на прибыль (tax credit), или, по-другому, «зачет инвестиций в основные фонды». Такая льгота будет доступна новым промышленным предприятиям, и минимальный размер инвестиций должен составлять 20 млн. руб. в год (50 млн. за 3 года, 200 млн. за 5 лет).

В целом затраты на перечисленные и иные меры составят примерно 159 млрд. руб., а конечный ожидаемый эффект 2,156 трлн. руб. дополнительного дохода.

В последнее время широко обсуждается введение института налогового консультирования. Ректор Финансового университета М.А. Эскиндаров [6] отмечает назревшую необходимость данного шага, и особо подчеркивает, что работа профессиональных налоговых консультантов принесет пользу и налогоплательщикам, и государству.

Глава ФНС М.В. Мишустин [7] считает, что физическим лицам и представителям малого бизнеса самостоятельно вести расчеты с бюджетом сложнее, чем крупным компаниям, это становится причиной возникновения у них дополнительных налоговых рисков в связи с недостаточным уровнем знаний в области налогообложения. Большинству налогоплательщиков необходима профессиональная помощь специалистов, которые помогут им заполнить налоговую декларацию, подготовить необходимый пакет документов, подтверждающий льготы, и решить другие практические вопросы налогового администрирования. Гражданам нужна профессиональная, доступная помощь. Если в России появится большой выбор квалифицированных консультантов с их жестким отбором в реестр, то для граждан, бизнеса, налоговых органов это будет большим подспорьем.

Совет Федерации одобрил законопроект, передающий ФНС полномочия правительства РФ по предоставлению отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов на срок от одного года до трех лет. Сейчас, согласно НК РФ, ФНС мог принимать решения по уплате налогов на срок, не превышающий один год. Также ФНС сейчас устанавливает наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов, проводит анализ финансового состояния хозяйствующих субъектов на признаки банкротства и другое. Думается, передача полномочий ФНС позволит упростить процедуры рассмотрения материалов и принятия соответствующих решений, а также исключить дублирующие функции. Логично, что то же самое ведомство, которое проверяет правильность отчетности, может оценить платежеспособность предприятия и наличие оснований для отсрочки, будет заниматься решением вопроса о ее предоставлении [8].

Таким образом, все эти принимаемые правительством меры подтверждают, что «в критических условиях активность налоговой политики возрастает вместе с повышением роли единой государственной социально-экономической политики» [9].

Итак, налоговая система, являясь составной частью экономики России, имеет сложную структуру, но при этом её элементы все более тесно переплетаются, размывая четкие границы. В ближайшей перспективе работа по ее совершенствованию должна быть направлена на гармонизацию отношений в налоговой сфере. Необходимо также отметить, что государственная политика России должна быть направлена на то, чтобы использовать инструменты налоговой системы таким образом, чтобы улучшать благосостояние народа и обеспечить стабильный рост национальной экономики.

Библиографический список

1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров: углубленный курс  3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. с. 24.

2. Налоги и налогообложение: учебник (Электронный ресурс) / Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И.; Региональный финансово-экономический инс-т. – Курск, 2010. с. 101.

3. Мандрощенко О.В. Налоговые аспекты инвестиционной деятельности организации / О.В. Мандрощенко / Доклады и выступления участников 13-го семинара Управление эффективностью и результативностью (июль 2013г.) // Эффективное антикризисное управлений. – 2013. – № 3 (78).  С. 66 http://www.e-c-m.ru/index.php /jour/issue/view/4/showToc

4. Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4. С. 8.

5. Мандрощенко О.В. Указанное соч. с. 63

6. Эскиндаров М.А. Материалы научно-практической конференции «Роль налогового консультанта во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками» // Экономика. Налоги. Право. 2014. №3. С. 153.

7. Мишустин М.В. Материалы научно-практической конференции «Роль налогового консультанта во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками» // Экономика. Налоги. Право. 2014. №3.

8. Захарова Л. Бизнесу дадут отсрочку // Российская Бизнес-газета № 988 от 10.03. 2015 г. http://www.rg.ru/2015/03/10/nagruzka.html

9. Горский И.В. К проблеме налоговой нагрузки в России // Экономика. Налоги. Право 2015. №1. C. 126.

 

 

FEATURES OF THE MODERN TAX SYSTEM IN RUSSIA

 

SM Karimov, student

Financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

 

Abstract: This article discusses the features of the tax system in Russia at the present stage, at the origin stage and background in relation to the practical implementation. The analysis of the tax structure, its drawbacks and functioning was made. The paper discusses the innovations in the tax system made in 2015, which are related to the anti-crisis measures, their brief characteristic.

Keywords: taxes, tax system, tax burden, tax holidays, the national economy.