Бирюков Е.С. Особенности социально-экономического развития Египта // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 1. №4. – С. 38-40

 

Особенности СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ЕГИПТА

 

Е.С. Бирюков, доцент

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. Рассматривается экономическая ситуация в Египте в условиях после «арабской революции». Показано, что страна столкнулась с ростом дефицита бюджета, платежного баланса, инфляции. Продемонстрировано использование Каиром мер, направленных на улучшение экономической ситуации – консолидация доходов бюджета, регулирование внешней торговли. Рассмотрено влияние зарубежных инвестиций и внешней торговли на экономическое развитие Египта.

Ключевые слова: Египет, экономический рост.

 

 

 

 

В последние годы на экономическое развитие Египта ключевое влияние оказывала политическая ситуация в 2010-е гг. страна пережила две революции. В 2011 г. власть у президента Хосни Мубарака перехватило религиозное движение «Братья-мусульмане» (БМ, запрещено в России) [1, c. 112]. В 2013 г. военные во главе с Абдул-Фаттахом Халилем Ас-Сиси отстранили БМ от власти и восстановили светский режим. Данные трансформации сказались на экономическом развитии страны.

Макроэкономическое положение страны на протяжении многих лет является неустойчивым. При президенте А. Ас-Сиси, пришедшем к власти в 2013 г., возобновился экономический рост. В 2016 г. прирост промышленного производства составил 9%. Однако многие макроэкономические показатели свидетельствуют о сложной ситуации в экономике. Фискальный баланс составляет 11,5% ВВП. Госдолг равен 88% ВВП, в том числе внешний долг – 14,5% ВВП. Бюджетный дефицит после прихода к власти Ас-Сиси финансировался за счет внутренних источников, что спровоцировало рост инфляции, увеличение государственного долга до 90,5% ВВП [4, с. 4]. За 2016 г. инфляция составила 13,7% это самый высокий показатель за 7 лет. Уровень безработицы в Египте – 12,8%, в том числе среди молодежи до 30 лет – 30%. Доля населения до 25 лет составляет 49,5%, что означает для властей необходимость обеспечивать темпы роста экономики, превышающие темпы роста населения.

В декабре 2016 г. для получения кредита от МВФ страна была вынуждена пойти на ряд реформ. Так, Каир перешел на свободное курсообразование египетского фунта. Это привело к росту инфляции и снижению покупательной способности населения. В целом, при выполнении рекомендаций МВФ прослеживается тенденция, что развивающиеся страны получают возможность покрытия дефицита платежного баланса и в ряде случаев роста экспорта за счет девальвации, но в целом свободное курсообразование может оказывать дестабилизирующее воздействие на устойчивость экономической ситуации и принятие решений бизнесом [7, с. 282].

В результате финансового кризиса, начавшегося в 2008 г., за которым последовали египетские революции в 2011 и 2013 гг., произошло снижение кредитования частного сектора банками и уменьшение объема ПИИ [3, с. 89].

Существенную финансовую помощь режиму А. Ас-Сиси в 2013-2015 гг. оказали Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, не заинтересованные в нахождении БМ у власти – суммарно за этот период данные страны, обладающие крупными суверенными инвестиционными фондами [2, c. 70], в виде грантов и льготных кредитов выделили Каиру 30 млрд дол. [9, c. 33].

В связи со сложной экономической ситуацией и высокими социальными ожиданиями власти не могут поддерживать статус кво в экономике и оказываются перед необходимостью проводить реформы и осуществлять активную экономическую политику.

Cущественное влияние на общую экономическую ситуацию в Египте оказывают внешнеэкономические связи (ВЭС). Этим обуславливается то, что власти страны проводят активную внешнеторговую политику. Египет является членом ГАТТ с 1970 г. Уровень тарифов, усредненный с учетом доли товаров в импорте (trade weighted average tariff), составляет для промышленной продукции – 10,0%, для сельскохозяйственной – 12,5%. Во внешнеэкономических связях Египет с 1970-х гг. осуществлял политику открытости и либерализации. С 1990-х гг. страна активно участвует в преференциальных торговых соглашениях (ПТС) [5, с. 55]. Значительную роль во внешней торговле Египта играет сфера услуг, причем, как и ряд других развивающихся стран, Каир получает от экспорта услуг доходы, примерно равные поступлениям от экспорта товаров [6, с. 37], тогда как в мировой экономике в целом торговля услугами в четыре раза ниже торговли товарами. В 2015 г. Египет выступил одним из лидеров процесса интеграции на африканском континенте – в Каире было подписано соглашение о создании так называемой Трехсторонней зоны свободной торговли, в которую войдут 26 стран. Данное объединение относится к категории мега-региональных торговых соглашений [11, с. 160].

С конца 2015 начала 2016 гг. в регулировании внешнеэкономических связей Египта стали происходить существенные изменения: Каир начал гораздо жестче, чем в предыдущие годы, регулировать импорт, в том числе путем введения так называемых защитных мер ограничений импорта и увеличения тарифов. Необходимость их применения обусловлена критическим уровнем дефицита торгового баланса.

Для внешней торговли страны характерно значительное превышение импорта (60,8 млрд дол., данные 2015 г.) над экспортом (22,1 млрд дол.). С начала XXI в. разрыв между экспортом и импортом товаров увеличивался резкими темпами: в 2001 г. – 9 млрд дол., в 2005 г. – 12, в 2011 г. – 27, в 2015 г. – 39. В целом, отрицательное сальдо во внешней торговле товарами характерно для многих развивающихся стран [8, c. 5], однако особенностью Египта является то, что импорт превышает экспорт не на несколько процентов, а в разы. Это приводит к быстрому вымыванию золотовалютных резервов и обуславливает необходимость ежегодных крупных заимствований. В 2015 г. было открыто крупное месторождение газа «Зухр», эксплуатация которого может увеличить экспорт, однако этого может произойти только через несколько лет.

Ежегодно страна получает крупную финансовую помощь из-за рубежа, что объясняется стремлением ряда стран иметь возможность влиять на внешнюю политику Каира, играющего важную роль в геополитике Ближнего Востока и Северной Африки [12, с. 530]. Так, США ежегодно оказывают финансовую помощь Египту в размере 1,45 млрд дол. В целом, 75% оказываемой США военной помощи приходится на две страны мира – Израиль и Египет [10, с. 103].

Однако ситуация, при которой страна вынуждена опираться на ежегодный крупный приток капитала из-за рубежа для выравнивания отрицательного сальдо текущего счета, является неустойчивой, поскольку разница между экспортом и импортом товаров стала слишком значительной. Именно поэтому в 2016 г. Египет оказался вынужденным активизировать регулирование экспорта. Важным направлением экономической политики в последние годы стала ориентация на привлечение иностранных инвестиций в крупные экономические проекты.

 

 

 

Библиографический список

1. Айдрус И.А.З., Долгополов Д.В. «Потрясения в арабском мире»: дискуссия о социально-экономических проблемах Ближнего Востока на общественных дебатах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2011.  3. С. 111-115.

2. Бирюков Е.С. Инвестирование средств суверенных инвестиционных фондов: опыт стран Аравийского полуострова и рекомендации для России // Экономика и предпринимательство. 2015.  6-2 (59-2). С. 70-75.

3. Бирюков Е. Новые тенденции в деятельности исламских банков (на примере аравийских монархий) // Мировая экономика и международные отношения. 2008.  7. С. 82.

4. Бирюков Е.С. Особенности развития финансового сектора Египта // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015.  7. С. 4-5.

5. Бирюков Е.С. Политика Египта по созданию зон свободной торговли и перспективы создания зон свободной торговли между Россией и Египтом // Международная торговля и торговая политика. 2016.  1 (5). С. 55-64.

6. Бирюкова О.В. Торговля услугами как локомотив интеграции //Азия и Африка сегодня. 2014.  5 (682). С. 35-40.

7. Глобальные институты регулирования. Учебник. // Под редакцией В.Н. Зуева. Москва: Магистр: Инфра-М, 2016. – 576 с.

8. Гусаков Н.П., Шкваря Л.В. Влияние мировой экономики на развитие межстрановых торгово-экономических отношений в условиях глобализации // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2011.  1. С. 3-17.

9. Дегтерев Д.А. Политическая экономия международной помощи // Мировая экономика и международные отношения. 2014.  4. С. 26-35.

10. Дегтерев Д.А. Основные подходы к оказанию содействию международному развитию // Вестник МГИМОУниверситета. 2011.  4. С. 99-104.

11. Лисоволик Я.Д. Мегаломания мегаблоков // Россия в глобальной политике. 2015. Т. 13. 6. С. 152-163.

12. Современные международные отношения / Под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. Москва: Аспект пресс, 2017. 688 с.

 

 

The Peculiarities of SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF EGYPT

 

E.S. Biryukov, associate professor

MGIMO-University of the MFA of Russia

(Russia, Moscow)

 

Abstract. The economic situation in Egypt after the «Arab revolution» is considered. It is shown that the country faced with an increase in the budget and balance of payments deficit, inflation. The use of measures aimed at improving the economic situation is studied, namely consolidation of budget revenues, regulation of foreign trade. The influence of foreign investment and foreign trade on the economic development of Egypt is studied.

Keywords: Egypt, economic growth.