Яковлев А.С. Особенности потребления социальных услуг / Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №7. – С. 92-94

ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

 

А.С. Яковлев, канд. экон. наук, старший преподаватель

Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина

(Россия, г. Орёл)

 

Аннотация. В статье определяется ряд критериев, формирующих уровень и качество потребляемых обществом социальных услуг. Авторская позиция исходит в первую очередь с точки зрения социальных особенностей в процессе потребления услуг населением, и только затем – экономической. Такой подход является более инновационным при рассмотрении государства, как социальной структуры, функционирование которого направлено на формирование благоприятных социальных, экономических и правовых условий жизнедеятельности его граждан.

Ключевые слова: социальная сфера, дифференциация доходов населения, склонности индивидуумов, потребительские предпочтения, государственная поддержка.

 

 

Понятие «социальная сфера» используется по-разному в различных трактовках и определениях. В экономической науке оно обозначает определенную группу отраслей, которую составляют: здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, социальное страхование, пенсионное обеспечение [1].

Реалии таковы, что современное общество неоднородно, как по экономическому статусу (разнородность в получаемых доходах), так и социальному (положение в обществе, статус человека, должность или звание). Каждое из этих делений накладывает свой отпечаток на социальную сферу. В частности, люди с меньшим уровнем дохода, как правило, выбирают более дешевые услуги, предоставляемые отраслями социальной сферы, например, государственные поликлинические учреждения. Напротив, граждане с высоким уровнем жизни могут позволить себе обратиться в платные учреждения с дополнительным сервисом и более высоким качеством [2].

Таким образом, объективна ситуация, в которой люди с более высоким положением в обществе, или с большим уровнем дохода могут позволить себе ассортимент услуг социальной сферы шире, нежели те, которые живут за чертой бедности, или близко к ней.

Дифференциация доходов населения, возникающая в результате экономического спада, снижения производства и уменьшения создаваемого национального продукта и других последствий, неоднозначна. Причины такого различия в уровне доходов могут быть вариативными. К ним, в частности, можно отнести численность семей, оплату труда, здоровье человека и т.д. Вследствие этого ряда объективных и субъективных причин на периферии российской экономики появляются бедные и малоимущие слои населения, обладающие ограниченными возможностями к нормальному существованию в обществе.

Невозможность тотальной социальной защиты населения в исследуемой области диктует необходимость выделить отдельные слои и группы населения, которые наиболее нуждаются в социальной поддержке. Мировой опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о применении избирательного подхода к определению лиц, действительно нуждающихся в помощи. Данные категории населения, как правило, относятся к социально уязвимым слоям общества. Среди критериев такого подхода уровень доходов, размеры домашнего хозяйства, состояние здоровья, семейное положение и т.д. Отметим, что здесь важно учитывать и так называемый имущественный ценз: денежные сбережения, накопленное богатство, а не только официальные денежные доходы.

На социальную сферу большое значение в изучаемом аспекте оказывают и склонности индивидуумов к накоплению и сбережениям. Не на все материальные и нематериальные блага у человека появляются возможности для реализации в одночасье. Это порождает необходимость накопления вышеупомянутых средств, с целью последующего приобретения желаемого блага. При этом такое возможно только посредством перераспределения совокупных затрат индивидуума и выделения на его основе определенной части, формирующей в конечном итоге всю сумму необходимых средств. Вышеупомянутые действия могут привести к уменьшению спроса на услуги социальной сферы, и пренебрегать ими нельзя.

Добавим, специфичность изучаемого аспекта применительно к социальной сфере, ещё более ярко выражена, исходя уже из названия последнего. Вся совокупность отраслей и ассортимент услуг, соответствующих цен на них и качества, определяет жизнедеятельность человека, удовлетворяя его потребности, от низших – в еде, жилье и т.п., до самых высших – в самовыражении, искусстве и др. [3].

Не последнюю роль в социальном аспекте социальной сфере оказывают потребительские предпочтения. Их исследования весьма значимы. Во-первых, это определит перечень социальных услуг, которые необходимо предоставлять в конкретном районе города, в городе, области, или регионе, наконец, в целом по стране. На основе таких исследований и анализа планируемых показателей с существующими, возможно определять масштабы и направления реформ. Во-вторых, помимо количественных значений, возможно получить объективное общественное мнение о конкретном предприятии, оказывающем определенную социальную услугу, или об отдельном работнике. Такое актуально для всех отраслей социальной сферы. Действительно, если о парикмахерской, или о каком-либо враче уже сложилось негативное общественное мнение, то ни квалификация, ни качественный сервис не смогут заставить людей пересмотреть своё отношение и спрос на услуги и первого, и второго будет невелик.

Социальный аспект рассматриваемой в настоящей статье сферы не может оцениваться исключительно с точки зрения качественной и количественной характеристики последней. Здесь так же важны и параметры качества жизни населения конкретной страны: образованность, долголетие, доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования и др.

Люди не одинаковы по своим внутренним и внешним характеристикам. Даже внутри каждой семьи очевидны ясно выраженные различия в физических и умственных способностях, несмотря на их возможное генетическое наследование. Как от своих родителей, так и от своего окружения человек что-то воспринимает, наследует. При благоприятных условиях это становится импульсом в стремлении к высокому экономическому статусу и успеху. Особенно это заметно при создании равных возможностей в образовании и обучении. Однако и в этом случае можно заметить, что врожденные способности обладают большим потенциалом для их развития. Поэтому, признавая важное значение способностей, общество рассматривает образование и обучение, по крайней мере, не менее важными факторами и условием развития экономики.

Анализируя социальные составляющие социальной сферы, нельзя не уделить внимание различным формам государственной и негосударственной поддержке различных слоев населения, особенно обремененных сложной финансовой ситуацией. Такая помощь может быть значительно дифференцирована: от различного вида денежных пособий, предоставления материальных благ, до не денежных форм помощи бесплатного питания, приюта, крова, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

Проблема социальной защиты наиболее остро проявляется в условиях инфляции, безработицы. Для смягчения падения потребления и жизненного уровня частично применяется индексация доходов, т.е. их увеличение по мере роста розничных цен. Однако возможности индексации доходов ограничиваются опасениями наводнения рынка денежной массой, ведущей, как следствие, к новому росту цен и возникновению инфляционной спирали.

Следует отметить, что государственная поддержка в социальной сфере, например, через выплату пенсий по своим размерам тем значительнее, чем выше количество пенсионеров в стране. Применительно к России, на сегодняшний день данная категория граждан одна из наиболее крупных, следовательно, увеличивается и бремя налогоплательщиков из числа работающего населения [4]. Сказанное порождает всеобщую зависимость от любых изменений в социальной политике государства, и как следствие, последние должны проводиться весьма взвешенным образом.

Таким образом, социальное, являясь по своей сути объективным и субъективным, характерным для социальной сферы раскрывает многогранность исследуемой области. С одной стороны, она сама оказывает влияние на жизнедеятельность людей, с другой – потребительские предпочтения, уровень их доходов и др. влияют на ассортимент предоставляемых услуг. Т.е. наблюдается всесторонняя взаимосвязь и взаимозависимость. В связи с этим важно учитывать любые изменения, как в социальной сфере экономики, так и в повседневной жизни людей, что позволит смягчать негативные воздействия и усиливать положительные изменения, как в одном, так в другом.

 

Библиографический список

1. Машенцева Н.Г. Интересы региона в различных отраслях социальной сферы // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №3 (049). С. 106-109.

2. Бадараев Д.Д. Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе // Вестник БГУ. 2009. №5. С. 224-228.

3. Арбузова М. В. Теоретический аспект качества услуг в сфере гостеприимства // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. №1 (5). С. 45-50.

4. Дудко К.Ю. Проблемные вопросы пенсионной реформы, проводимой в РФ на современном этапе // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2015. – №4-1. – С. 141-150.