Гонтарева А.А. Особенности организации внешнего финансового контроля в коммерческих банках // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 2. №4. – С. 23-29

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ

 

А.А. Гонтарева

ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»

(Россия, г. Владивосток)

 

Аннотация. Исследование направлено на изучение теоретических основ и анализ финансового контроля в коммерческих банках, проиллюстрированы общие темы финансового контроля в кредитных организациях, которые достаточно активно применяются представителями коммерческих банков. Приведены конкретные примеры, применяемые в отечественной практике, в том числе на основе возможностей предупредительных и принудительных мер контроля.

В результате исследования стала известна реальная картина состояния кредитных организаций в России, основанная на организации финансового контроля и надзора.

Ключевые слова: финансовый контроль, коммерческий банк, кредит, финансы, банковский надзор, Центральный банк Российской Федерации, кредитная организация, банковская система.

 

 

Одним из наиболее важных рычагов управления банковской системы является финансовый контроль.

Под контролем в целом понимаются действия, помогающие организации в достижении целей путём сравнения фактических показателей работы с плановыми показателями, вертикального и горизонтального анализа. Контролю подлежат все процессы и результаты работы компании.

Финансовый контроль это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Государственный финансовый контроль осуществляется с целью обеспечения выполнения бюджетного законодательства РФ и других нормативных документов, регулирующих бюджетные правоотношения. Финансовый контроль классифицируется на внешний и внутренний, предварительный и последующий:

1. Внешний финансовый контроль – контрольная деятельность соответственно Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

2. Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного финансового контроля, которые являются соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ.

3. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

4. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности [1].

Финансовый контроль – важная часть финансовой деятельности, а значит ему присущи те же принципы, закрепленные законодательно в Конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актах.

Принцип законности является основным общеправовым принципом российского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается в том, что вся финансовая деятельность детально урегулирована нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип федерализма заключается в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и ее субъектов в области финансового, валютного, кредитного регулирования.

Принцип гласности заключается в том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принцип плановости объясняется тем, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Обеспечение независимости контроля сосредоточено на финансовой самостоятельности контрольного органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов контроля (по сравнению с парламентскими сроками), закреплении статуса Конституцией.

Принцип объективности предполагает отсутствие предвзятости, а также каких-либо особых мотивов в ходе осуществления контрольной деятельности, т.е. уже на стадии планирования должны быть исключены предубеждения об изначальном наличии негативных аспектов или их отсутствии.

Принцип компетентности представляет собой наличие закрепленных прав и обязанностей контрольных органов, обязанных действовать исключительно в рамках своих полномочий.

Финансовый контроль условно можно классифицировать по нескольким критериям:

 по сфере финансовой деятельности (бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой);

 по времени проведения (предварительный, оперативный, последующий);

 по субъектам проведения (государственный и негосударственный).

Помимо этого, существуют различные методы проведения финансового контроля:

 документальные и камеральные проверки (на базе отчетной документации рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и устраняются меры выявленных нарушений);

 надзор (осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает выполнение ими установленных правил и нормативов, где несоблюдение влечет за собой отзыв лицензии);

 анализ финансового состояния (предполагает детальное изучение финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования);

 мониторинг (постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента);

 ревизии (обследование финансово-хозяйственной деятельности в целях проверки ее законности, целесообразности, эффективности).

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации [2]. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности ЦБ РФ является развитие и укрепление банковской системы РФ [3].

Банковская система – совокупность коммерческих и национальных банков всех видов, которые придерживаются одного денежно-кредитного механизма. В Российской Федерации банковская система – двухуровневая и включает в себя Центральный банк, являющийся ее главным регулятором и другие кредитные организации (коммерческие банки и другие небанковские кредитно-расчетные учреждения).

Коммерческие банки наладили достаточно развитые стабильные партнерские отношения с государственными, кооперативными и общественными организациями. Налаживаются контакты с арендаторами, фермерами, гражданами, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью. Именно в этой сфере должно принадлежать приоритетное право малым банкам, которых среди коммерческих сейчас большинство. В области кредитования практически не существует ограничений в использовании заемных средств. С помощью банковского кредита могут быть успешно проведены приватизация и разгосударствление собственности, операции с ценными бумагами. Коммерческие банки имеют право финансировать затраты, связанные с инвестированием, покупкой и продажей иностранную валюты, выдавать гарантии, оказывать консалтинговые, экспертные услуги, заниматься лизинговыми.

Центральный банк фактически выполняет часть государственных функций по регулированию экономики, что позволяет очень существенно влиять на всю экономическую жизнь страны, и прежде всего на уровень инфляции. Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который выражается прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий особым правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Необходимость регулирования банковской деятельности выделяется особой экономической и социальной природой банков, их значимости для развития экономики страны.

Банковский надзор – установление определенных рамок функционирования кредитных организаций, сопровождающихся системой мер по обеспечению соблюдения этих рамок, включающей в себя совокупность мер по установлению и проведению требований к кредитным организациям, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.

Субъектами надзора являются: орган, осуществляющий надзор, и поднадзорная кредитная организация.  Объектами – процессы выхода кредитных организаций в банковскую среду, текущая деятельность и ее управление, состояние учета и отчетности кредитных организаций.

Методы надзора определяют специфику контактного и бесконтактного надзора, т.е. надзора, опирающегося на изучение состояния кредитной организации непосредственно на месте, и надзора, осуществляемого методом внешнего наблюдения.

По данным Годового отчета Банка России за 2015 год:

1. На 01.01.2015 834 кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций из них 783 банка и 51 небанковская кредитная организация; на 01.01.2016 733 кредитных организаций, из них 681 банк и 52 небанковские кредитные организации.

2. Кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале на 01.01.2015 – 225; на 01.01.2016 – 199.

3. Филиалов действующих кредитных организаций на территории РФ на 01.01.2015 – 1708; на 01.01.2016 – 1398.

4. Представительств действующих российских кредитных организаций на 01.01.2015 – 318; на 01.01.2016 – 308 [4].

 

 

Таблица 1. Динамика единиц Институтов финансового рынка

 

01.01.2015, ед.

01.01.2016, ед.

Абсолютное

изменение, ед.

Относительное изменение, %

Кредитные организации, имеющие право на осуществление банковских операций

834

733

-101

87

Кредитные организации с иностранным участием в уставном капитале

225

199

-26

88

Филиалы действующих кредитных организаций

1708

1398

-310

82

Представительства действующих российских кредитных организаций

318

308

-10

97

Итого

3085

2638

-447

85

 

Таблица 2. Динамика изменений и удельный вес мер воздействий ЦБ РФ на кредитные организации

Меры воздействия

Предыдущий год

Отчетный год

Изменения

Предупредительные

4450

58,16%

1357

51,13%

-93

93,59%

Письменная информация руководству о недостатках

873

35,02%

813

30,63%

-60

93,13%

Совещание

444

17,8%

494

18,61%

50

111,26%

Прочие

133

5,33%

50

1,88%

-83

37,59%

Принудительные

1043

41,84%

1297

48,87%

254

124,35%

Штрафы

52

2,08%

212

7,99%

160

407,69%

Ограничения на осуществление отдельных операций

87

3,49%

243

9,15%

156

279,31%

Запреты на осуществление отдельных операций

209

8,38%

73

2,75%

-136

34,93%

Требования

546

21,9%

623

23,47%

77

114,1%

Запрет на открытие филиалов

62

2,49%

50

1,88%

-12

80,64%

Назначение временной администрации без отзыва лицензии

1

0,04%

3

0,11%

2

300%

Отзыв лицензии

86

3,45%

93

3,5%

7

108,14%

Итого

2493

100%

2654

100%

 

 

 

 

Исходя из данных таблицы 1, видно, что количество кредитных организаций (в том числе филиалов и представительств) по состоянию на начало 2016 года сравнительно с началом 2015 года уменьшилось на 15% (447 единиц), из них количество коммерческих банков за год уменьшилось на 13% (102 единицы). На основании статистической таблицы «Динамика изменений и динамика мер воздействий ЦБ РФ на кредитные организации» Годового отчета ЦБ РФ за 2015 год видно, что за год предупредительные меры воздействия снизились на 6,41%, а принудительные меры воздействия возросли на 24,35%, что является основным фактором сокращения количества кредитных организаций. Такое явление полезно для банковской отрасли, поскольку уменьшение количества сомнительных кредитных банковских и небанковских организаций увеличивает уверенность потребителей в надежности крупных кредитных организаций, и, таким образом, на рынке со временем останутся исключительно организации, качественно выполняющие свои обязанности [4].

Публичное акционерное общество Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» / ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» находится под контролем, либо значительным влиянием ООО «ФОРПОСТ-В» (19,99%); Европейского Банка Реконструкции и Развития (12,500001%); Акционеров-миноритариев (0,154019%).

Решение об учреждении Социального коммерческого банка Приморья «Примсоцбанк» было принято на собрании акционеров 30 июня 1993 года.

Право на осуществление банковской деятельности было подтверждено лицензией № 2733 Центрального Банка Российской Федерации 4 марта 1994 года. В настоящее время банк имеет следующие лицензии:

 Генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 2733 в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 21 августа 2015 г.;

 Лицензия на осуществление банковских операций № 2733 на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 21 августа 2015 г.;

 Лицензия, выданная ФКЦБ России, профессионального участника рынка ценных бумаг № 005-02965-100000 на осуществление брокерской деятельности от 27 ноября 2000 г. без ограничения срока действия;

 Лицензия, выданная ФКЦБ России, профессионального участника рынка ценных бумаг № 005-03069-010000 на осуществление дилерской деятельности от 27 ноября 2000 г. без ограничения срока действия;

 Лицензия, выданная ФКЦБ России, профессионального участника рынка ценных бумаг № 005-03748-000100 на осуществление депозитарной деятельности от 7 декабря 2000 г. без ограничения срока действия;

 Лицензия, выданная Управлением ФСБ России по Приморскому краю, № 0005936 на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем, телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) от 1 октября 2015 г. без ограничения срока действия [5].

15 августа 2016 года ЦБ РФ удовлетворил заявление банка об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №005-03139-001000 от 27.11.2000 г. Настоящее решение было принято Банком России на основании заявления банка, а также документов, подтверждающих отсутствие у него неисполненных обязательств в рамках этого вида деятельности.

Аудитором банка является аудиторская организация Общество с ограниченной ответственностью «Моор Стивенс», являющаяся членом саморегулируемой организации аудиторов НП «Институт профессиональных аудиторов» (ОРНЗ 11002000522).

Компания проводит аудит финансовой отчетности Банка по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) с 2000 года и, начиная с 2016 года, проводит проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности Банка по Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ). До 2016 года аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Банка по РСБУ осуществляла аудиторская организация ООО «Дальаудит» [6].

 

 

Таблица 3. Классификация активов по категориям качества в соответствии с Положениями Банка России от 26.03.2004 года №254-П и от 20.03.2006 года №283-П

Активы

Активы

Изменение

Расчетный резерв с учетом обеспечения

Изменение

Фактический

резерв

Изменение

Дата

Дата

Дата

01.01.16

01.01.15

01.01.16

01.01.15

01.01.16

01.01.15

Всего, из них:

3052772

30918566

134206

2552415

2182714

369701

2552415

2182714

369701

1 категория

9319697

10066977

(747280)

 

 

 

 

 

 

2 категория

17753403

17287186

466217

356540

299718

57122

356540

299418

57122

3 категория

1705898

1715338

(9440)

217824

228567

(10743)

217824

228567

(10743)

4 категория

570750

411522

159228

326094

284988

41106

326094

284988

41106

5 категория

173024

1437543

265481

1651957

1369741

282216

1651957

1369741

282216

 

 

Банк использует обеспечение в качестве механизма снижения кредитного риска. Для оценки рыночной (оценочной) стоимости обеспечения используется три подхода: затратный подход, сравнительный подход и доходный подход. Выбор подходов и методов, используемых при оценке, определяется непосредственно Отделом по работе с залогами, исходя из вида и специфики конкретного обеспечения, а также рыночных условий, складывающихся на момент оценки.

Банк осуществляет регулярный мониторинг рыночной стоимости предоставления с периодичностью, установленной внутренними документами. При определении залоговой стоимости объекта Банк применяет залоговые дисконты с целью уменьшения рисков снижения рыночной стоимости залогового имущества в период действия договора залога.

Примсоцбанк занимает 164 место по чистым активам и 144 по портфелю депозитов. Динамика депозитов положительная, что свидетельствует о доверии населения банка. Рейтинг банка по кредитному портфелю вырос на 32 пункта в списке «Тор 973 банков пот кредитам юридическим лицам».

Нормативными документами ЦБ РФ установлен перечень документов, необходимых для проведения валютных операций, а также установлены сроки их представления в банк. За нарушение сроков представления документов предусмотрена административная ответственность (статья 15.25 КоАП) [7].

 

Библиографический список

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)/ БК РФ, Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля [Электронный ресурс]// Официальный сайт компании «Консультант-Плюс». – Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/607d26cf1e4f74eaae0fe7ca4cf130bcff91151b/

2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)/Конституция РФ, Статья 75. [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант-Плюс». – Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/4db010c9950baa1d07371f4a0ab352d5a0027d20/

3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция)/ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Статья 3. [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант-Плюс». – Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/

4. Центральный банк Российской Федерации Годовой отчет Банка России за 2015 год/ Центральный банк Российской Федерации. – ЗАО «АЭИ ПРАЙМ», – 2016. – 259 с.

5. Годовой отчет ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» за 2015 год / ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк». [Электронныйресурс] // Официальный сайт ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк». – Режим доступа:

https://pskb.com/information-disclosure/annual-reports/

6. Внешний аудит ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» / ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк». [Электронныйресурс]// Официальный сайт ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк». – Режим доступа:

https://pskb.com/about/external-audit/

7. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) / КоАП РФ, Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования [Электронныйресурс] // Официальный сайт компании «Консультант-Плюс». – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/6b4b5e3b403626eed65f94d f14c1fa2c8449b5af/

 

 

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EXTERNAL FINANCIAL CONTROL

IN COVVERCIAL BANKS

 

A.A. Gontareva

PJSC SCB of the Seaside «Primsocbank»

(Russia, Vladivostok)

 

Abstract. The research is aimed at studying the theoretical bases and analysis of financial control in commercial banks, illustrating general topics of financial control in credit institutions that are quite actively used by representatives of commercial banks. Concrete examples used in domestic practice, including on the basis of possibilities of preventive and coercive control measures.

As a result of the research, the real picture of the state of credit institutions in Russia became known, based on the organization of financial control and supervision.

Keywords: finance control, commercial Bank, credit, finance, Banking supervision, Central Bank of the Russian Federation, credit organization, system of bank.