Литвинова А.А. Особенности корпоративного управления в компаниях с государственным участием // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 109-112.

ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОМПАНИЯХ С

ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

 

А.А. Литвинова, магистрант

Научный руководитель: А.Ю. Жданов, д-р экон. наук, профессор

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. Компании с государственным участием имеют стратегическое значение для экономики нашей страны: преимущественно это системообразующие предприятия в различных отраслях. Госкомпании имеют особенность: цели государства как собственника более многогранны, нежели частного акционера. В данной статье представлены определения корпоративного управления компаний с государственным участием и раскрывается их роль и особенность. Анализ специфики госкомпаний позволяет понять особенности корпоративного управления в этих компаниях.

Ключевые слова: компания с государственным участием, корпоративное управление, корпорация, приватизация, форма собственности, максимизация прибыли, эффективность.

 

 

Согласно российскому законодательству под госкомпаниями [1] понимаются следующие организации:

 акционерные общества с государственным участием, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов;

 общества с ограниченной ответственностью с государственным участием, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов;

 федеральные государственные унитарные предприятия и государственные унитарные предприятия;

 государственные корпорации;

 иные хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также созданные в соответствии с указами Президента Российской Федерации компании, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Компании с госучастием играют в России особую роль, а в ряде случаев, в отдельных отраслях – системообразующую роль. Это энергетика, нефте— и газодобыча, транспорт, банковская сфера и оборонная промышленность. С одной стороны, государство, как собственник или как основной акционер таких предприятий, заинтересовано в стабильной работе этих компаний при любых экономических условиях. С другой стороны, значительная часть компаний с государственным участием – это компании, которые имеют доминирующее положение и являются инфраструктурными монополиями.

При весьма ограниченной конкуренции со стороны других участников рынка эти компании имеют возможность диктовать свои условия потребителям, а те, соответственно, вынуждены разделять издержки, которые в этом случае возникают, оплачивать в ряде случаев просто неэффективные затраты, а иногда и неоднозначные управленческие решения [2].

Масштабы государственного сектора в России на протяжении последних десятилетий менялись под воздействием двух противоположных тенденций. С одной стороны, по мере приватизации количество компаний с государственным участием резко сократилось. С другой стороны, наблюдается противоположная тенденция – государство приобретает контрольные пакеты в крупных компаниях, формирует холдинги для управления группами предприятий с государственным участием.

Государство остается в числе крупнейших собственников. По итогам 2014 года в Российской Федерации зарегистрировано 4886007 компаний [3]. Из них 113716 компаний являются государственными и 196735 относятся к прочим формам собственности [4], включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Распределение предприятий и организаций по формам собственности в 2014 г.

(Собственная разработка автора по данным Росстата)

 

 

Особая роль компаний с государственным участием связана не только с их размером, но и с их влиянием на развитие корпоративного управления и фондового рынка. Уже в силу своего размера они выступают ориентиром для частных компаний, использующих принципиально те же инструменты корпоративного управления. Эти инструменты особенно важны для госкомпаний, поскольку они по определению представляют собой компании с разделенными владением и управлением. Чем лучше будут результаты применения инструментов корпоративного управления в госкомпаниях, тем большее распространение они могут получить и в частных корпорациях.

Базовые проблемы корпоративного управления в компаниях с государственным участием принципиально те же, что и в полностью частных компаниях [2]. Соответственно, проблемы управления в государственных компаниях должны решаться с использованием инструментов, которые применяются частными компаниями. Однако государство как собственник имеет существенные особенности, которые создают дополнительные проблемы:

 у государства есть более сложные, комплексные и противоречащие друг другу цели, чем у частного собственника;

 многочисленность компаний с государственным участием сочетается с их разнородностью;

 роль доверителя (принципала) в компаниях с госучастием выполняют отдельные представители государства, ни один из которых не является конечным бенефициаром.

По указанным выше причинам внешние инструменты корпоративного управления могут быть менее действенными для госкомпаний, чем для частных компаний.

Последние несколько лет Росимущество проводит активную политику, направленную на повышение качества и усиление стандартов корпоративного управления в компаниях с государственным участием, считая, что его уровень напрямую влияет на инвестиционный климат России. Росимуществом ведется системная подготовка и совершенствование методологической базы, расширение практики привлечения профессиональных директоров и независимых экспертов в составы советов директоров и ревизионных комиссий компаний с государственным участием, проводится внедрение лучших российских и международных практик в области корпоративного управления.

Как уже было отмечено выше, цели государства и его коммерческие соображения могут противоречить друг другу. Классическая цель компании максимизация капитала акционеров. Цели государства в основном социальные или политические стране необходимо обеспечить стратегические преимущества во внешней политике, население необходимо снабжать жизненно важными услугами, такими как услуги связи, поставки электроэнергии, тепла, газа, а все это может противоречить коммерческим целям. В таких условиях государство, в принципе, может игнорировать тяжелое финансовое положение компаний, убытки, невыплаченные долги. Изначально противоречивая система целей усложняет задачи корпоративного управления.

Классическое разделение на собственника и агента (менеджера), распоряжающегося активом в интересах собственника, становится все более сложным [5]. Формально собственниками государственных активов являются граждане страны. Но граждане не напрямую управляют государственными компаниями, эта роль принадлежит государству как институту, а точнее, государственным ведомствам, в интересах государства осуществляющим управление компаниями. Далее функция управления опосредуется представителями государственных органов в управленческой структуре компании. Эта опосредованность в целом снижает степень контроля акционеров над деятельностью наемного менеджмента [6]. Повышаются риски того, что агенты не будут действовать в интересах собственника, а будут использовать активы компании в личных интересах.

В заключение необходимо отметить, что любая управленческая деятельность менеджеров должна быть направлена на достижение основной цели увеличение стоимости компании для обеспечения стабильного роста компании. Стратегии управления государственной собственностью должны отталкиваться от следующего принципа: государственные компании, в отношении которых государство ставит цели, отличные от целей частного инвестора, должны быть приватизированы.

 

Библиографический список

1. Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов» (утв. Росимуществом) Режим доступа URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения 01.05.2016)

2. Совещание о повышении эффективности расходов государственных корпораций и компаний с государственным участием. Московская область, Горки. 28 сентября 2015

3. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа URL: http://www.gks.ru/ (Дата обращения 01.05.2016)

4. Федеральный закон от 26.12.1995 N208-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 29.12.2015) «Об акционерных обществах».

5. Харчилава Х.П. Особенности корпоративного управления в непубличных акционерных обществах с государственным участием // Стратегии бизнеса.  2015.  №5.

6. Шаховой В.А. Корпоративное управление – тенденции развития // Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление.  2015.  №1  Т.1. С. 222-230.

 

 

FEATURES OF CORPORATE GOVERNANCE IN COMPANIES WITH STATE

PARTICIPATION

A.A. Litvinova, undergraduate

Supervisor: A. Y. Zhdanov, doctor of economic sciences, professor

Financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

 

Abstract. Company with state participation play an important role in Russia. They are of strategic importance for the economy of our country: it’s mostly backbone enterprises in various industries. State-owned companies have a feature: the objectives of the state as the owner of more multifaceted than a private shareholder. This article presents a definition of corporate governance of companies with state participation and their role and feature. Analysis of the specificity of state-owned companies allows to understand the peculiarities of corporate governance in these companies.

Keywords: company with state participation, corporate governance, Corporation, privatization, ownership, profit maximization, effectiveness.