УДК: 336

Мамeдли В.А. Особенности финансовой политики муниципалитетов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №10. – С. 73-77.

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

 

В.А. Мамeдли, диссертант

Азербайджанский государственный аграрный университет

(Азербайджан, г. Гянджа)

 

Аннотация. В настоящей работе, анализируются финансовые проблемы местного самоуправления, в рамках финансовой политики государства. Предложен комплекс мер по укреплению финансового обеспечения муниципалитетов.

Ключевые слова: муниципалитет, самоуправление, финансовая гарантия, налоговый кодекс, самофинансирования, муниципальных образований, местное самоуправление, муниципальное управление, финансовые проблемы, финансы, финансовая политика государства, экономическая политика.

 

 

 

Реформы, проведённые в странах СНГ, охватывают отдельные области экономики и общества. Одной частью реформы являются изменения в местной системе самоуправления и местной финансовой системы.

Каждая экономическая реформа осуществляется в соответствии с экономической политикой страны.

Муниципалитеты, для выполнения своих функций и решения социально-экономических вопросов используют финансовые ресурсы. Для осуществления поставленных целей важную роль играет их финансовая политика.

Местная финансовая политика играет важную роль. Для выполнения своих функций, муниципалитеты в области сбора налогов, распределения и эффективного использования финансовых ресурсов. Муниципальным образованиям для более эффективного управления на местном уровне, в том числе предоставления местных услуг и улучшения жизненного уровня населения, требуется достаточный объем финансовых ресурсов.

По мнению подавляющего большинства специалистов, внедрение новых методов в управлении хозяйственной деятельностью территорий (создание муниципалитетов) основываются на самоуправлении и самофинансировании.

В Законе Азербайджанской Республики от 07 декабря 1999 года в пункте 1 статьи 3 показаны экономические основы и принципы формирования муниципальных финансов [1].

В настоящей статье показано, что экономическая основа муниципальных финансов состоит из: муниципальной собственности, территории, местного бюджета, внебюджетного фонда, производство, обслуживание и другие виды экономической деятельности муниципалитетов.

По мнению российского учёного В. Поляка самоуправление и самофинансирование имеют следующие принципы [2]:

1. Самоуправление и самофинансирование являются экономическим регулированием деятельности хозяйствующих субъектов.

2. На основе самоуправления и самофинансирования решаются следующие вопросы: обеспечение сфер интересов; самостоятельность хозяйственных субъектов; повышение ответственности и хозяйственных прав; эффективности производства; повысить экономические территории за счёт повышения эффективности производства; участие всех хозяйственных субъектов в развитии территорий; зависимость экономических и социальных потребностей населения территорий от уровня экономического развития территорий.

В целом социально-экономическая политика, финансовая политика должны основываться на экономических и политических условиях и должны быстро реагировать на изменения в жизни страны. Финансовой политикой является сумма мероприятий финансовых ресурсов государственного и муниципального сбора, их распределение и использование. Финансовая политика охватывает все аспекты общественной жизни, в том числе экономических и социальных отношений.

Муниципалитет является основным субъектом местным самоуправлением финансовой политики.

Финансовая политика определяется финансовой стратегией и тактикой.

Финансовая стратегия организует основные аспекты финансовой стратегии использования финансов, формы и методы организации финансовых отношений.

Финансовая стратегия рассчитана на использование длительной перспективы и, как правило, для решения вопросов крупномасштабной финансовой политики.

Финансовая тактика является методом решений накопившихся финансовых вопросов в важных направлениях финансовой стратегии.

Местная финансовая политика основана на следующих принципах: целенаправленность, систематичность, правдивость, полезность.

Местная финансовая политика должна ставить перед собой достижимые цели, иначе невозможно обеспечить финансовую поддержку муниципальные образования. На практике обычно используются два способа подготовки бюджетов. Во-первых, затраты прогнозируются на основе доходов. Тогда муниципалитеты не ищут новых источников доходов, в частности, не стремятся к деловой активности, занимаются только сбором налогов. В результате снижаются затраты, работа муниципалитетов не замечается, но мелкие социальные проблемы решаются.

Другой подход заключается в оценке затрат при достижении максимального роста доходов. Целью подготовки основных направлений использования финансовых ресурсов даёт возможность их использовать более эффективно. Таким образом, в первую очередь, достигается распределение ресурсов превосходящим областям и социальным сферам.

Достижение ещё лучших результатов с меньшими финансовыми затратами считается одним из главных приоритетов как в государстве, так и в муниципалитете.

При системном подходе к местной финансовой политике муниципалитеты принимаются под системой другой крупной административно-территориальной системы. Поэтому местная финансовая политика согласовывается с территориальным исполнительным органом.

Улучшение финансового обеспечения должно быть реальными. Финансовые ресурсы муниципалитетов должны быть потрачены так, чтобы получить большую экономическую и социальную выгоду. Необходимо принимать наиболее эффективную систему, затраты должны быть эффективными.

В целях достижения финансовой политики муниципальные бюджеты на всех уровнях должны быть сбалансированными, необходимо усилить контроль над расходованием денежных средств, выделенных на социально-экономическое развитие от бюджетов верхнего уровня.

На сегодняшний день основным источником дохода муниципалитетов формируется за счёт доходов трёх основных источников: частных доходов, государственный фонд, привлечённых средств.

В зависимости от структуры источника финансирования определяется зависимость муниципалитетов от государственных органов. В зависимости от источника доходов двух последних органов делает зависимыми муниципалитетов от органов высокого уровня [3].

Собственные доходы муниципалитетов состоят из введённых налогов и введённых доходов от использования имущества муниципалитетов.

Чтобы объяснить финансовой политики муниципалитетов надо дифференцировать элементы, которые составляют основу местного финансирования самоуправления муниципалитетов. В основных государствах экономической основой финансов муниципалитетов составляют: муниципальная собственность, местный бюджет, муниципальный кредит.

В настоящее время в ряде стран СНГ собственность муниципалитетов в основном не предоставляется для использования собственникам и, муниципальные кредиты не используются, когда экономическая политика требует создания и использования местных бюджетов. Сегодня муниципалитеты не имеют достаточно большого объёма финансовых ресурсов. Так как их расходы определяются доходами, возникают трудности использования местных бюджетов. Основой финансовой политики нынешних муниципалитетов является налоговая политика, потому что основные доходы местных бюджетов являются налоговые прибыли.

Самоуправление в пределах своих полномочий осуществляется налоговой политикой. Местные налоги в основном являются прямыми налогами и не связаны с собственниками. Налоговая политика муниципалитетов состоит в сборе максимального уровня местных налогов в соответствии с законодательством.

Существенным элементом укрепления финансовой базы муниципалитетов является политика местных налогов. Есть некоторые очевидные вопросы, которые не входят в систему налогообложения, в результате не проводит эффективную налоговую политику. Законодательно по расчёту местных налогов в стране подготавливаются государственными органами. Муниципалитеты, по проблемам с которыми сталкиваются при сборе местных налогов, могут с предложениями обращаться в соответствующие государственные органы. Например, в Азербайджанской Республике на основе предложений муниципалитетов внесены изменения в налогообложение налогов на имущество физических лиц, в результате нашли решение некоторые проблемы муниципалитетов.

Определение налогов в соответствии с инвентарной стоимостью имущества создали некоторые проблемы. Их основная причина заключается в отсутствии инвентарной стоимости недвижимого имущества муниципалитетов.

По данным опроса населения можно сказать, что в Азербайджанской Республике определение налоговой базы в соответствии с размерами зданий привело к увеличению сбора налогов муниципалитетах.

Налоговый механизм создаёт условия для налогообложения нежилых помещений. Регулярно принимаются меры для улучшения уплаты местных налогов и применяются новые правила. Муниципалитетами принятие местных законов и платежей в наличной форме запрещено.

Местные налогоплательщики (физические лица) с платежом налога от заработной платы, платят также местные налоги. Таким образом, возможность оплаты коммунальных налогов населения, вероятно, связана с их заработной платой и других доходов. В общем уровень жизни населения территории зависит от их доходов и уровня налоговых ставок.

В некоторых странах основной вес налогового бремени лежит на гражданах. В отличие от этих стран, в Азербайджанской Республике максимальная ставка подоходного налога составляет 25% [3].

Во время подготовки и использования местных бюджетов доходы и расходы контролируются и, в конечном итоге это приводит к снижению затрат. В результате доходов в бюджете хватает только на зарплаты персонала коммунальных служб. Зависимость муниципалитетов от дотаций верхних бюджетов увеличивается. Снижает уровень их ответственности в решении вопросов местного значения.

В результате финансовой политики государства и муниципалитетов местные органы власти устанавливают свои собственные местные бюджеты и в этих бюджетах необходимо увеличивать долю частных источников. Специальные фонды являются достаточным условием для существования местного самоуправления [4]. Так как финансовые потребности муниципалитетов не обеспечиваются за счёт средств местного бюджета, надо искать другие пути решения этой проблемы.

Исследования показывают что, несмотря на усовершенствование налогового законодательства, в местной налоговой системе существуют целый ряд проблем [5]. Так как в настоящее время некоторые муниципалитеты не имеют земли и собственности. Значит, эти муниципалитеты лишены собственных действий. Это означает, что муниципалитеты не могут участвовать в оздоровлении бизнес среды государства. Таким образом, муниципалитеты, не имеющие имущество, от банков и национального фонда получить кредиты не могут. Так как отсутствует правовой статус недвижимости, в некоторых случаях создаются проблемы с арендой.

Мы считаем, что ключевым элементом местной финансовой политики является управление имуществом муниципалитетов.

В соответствии с международной практикой муниципалитеты продают своё имущество, сдают в аренду, создают унитарные муниципальные предприятия, создают акционерные общества.

Формирование и управление муниципальной собственностью для молодой Азербайджанской Республики создаёт новые проблемы. Поэтому Азербайджанская Республика должна использовать опыт работы стран, имеющих 100 и более лет истории в этой области. Извлечение пользы из опыта стран для Азербайджанской Республики является очень важным.

В развитых странах муниципальная собственность считается основным условием для осуществления предпринимательской деятельности. В этих странах муниципалитеты могут отдать свои объекты физическим и юридическим лицам на временное или постоянное пользование (в аренду).

Местные органы власти могут выступать в качестве собственника от имени муниципального предприятия. Муниципальные органы имеют муниципальную собственность и в состоянии использовать эту собственность свободно.

Мы считаем, что муниципальная собственность должна быть увеличена за счёт государственных средств и финансовой политики каждого муниципалитета, подготовить программу по управлению имуществом.

Одним из важных направлений деятельности муниципалитетов является развитие муниципальной собственности, которое имеет важное значение для управления бизнесом. Каждый муниципалитет может стать предметом малого бизнеса. В результате государство освободится от некоторых проблем. В малом бизнесе капитал перемещается более быстрыми темпами. В малых предприятиях удельный вес «мёртвого» капитала значительно ниже. Живой труд становится более нагруженным и производительность труда повышается. Преимущество малого бизнеса можно определить следующими параметрами:

 своевременное выполнение указов предприятия;

 сэкономить сырьё;

 снижение потери рабочего времени.

Малый бизнес в рамках муниципалитета оказывает положительное влияние в организации общественного производства и закладывает основу для развития муниципальной собственности.

В соответствии с международной практикой надо увеличить количество муниципальных предприятий с коммерческим характером.

Анализируя некоторые вопросы финансовых проблем местного самоуправления, предлагаются следующее:

 в целях повышения уровня жизни населения необходимо увеличить финансовую поддержку местного самоуправления;

 увеличить сбор местных налогов;

 увеличить количество элементов налогообложения местных налогов;

 за счёт муниципального имущества увеличить количество коммерческих муниципальных предприятий и превратить эти предприятия в участника рынка.

 

 

Библиографический список

1. Конституция Азербайджанской Республики.

2. Поляк Г.Б. Территориальные финансы. Учебное пособие. –– М., 2006.

3. Налоговый кодекс Азербайджана.

4. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы: Учебное пособие. – М.: «Экономика», 2003. 330 с.

5. Литягин Н.Н. Финансовые проблемы местного самоуправления / Финансы. – 2008. – №1.– С. 24-27.


FEATURES OF THE FINANCIAL POLICY OF MUNICIPALITIES

 

V.A. Mammadli, candidate for a degree

Azerbaijan state agrarian university

(Azerbaijan, Ganja)

 

Abstract. In this paper, in the framework of the financial policy of the state, to analyze the financial problems of local government. A set of measures to strengthen the financial support of municipalities.

Keywords: Municipality, local government, financial guarantee, the tax code, self-financing, municipalities, local government, municipal management, financial problems, finances, financial policy of the state, economic policy.