Рыбакова Д.В. Основные направления совершенствования программно-целевого управления и их финансирования для реализации государственных программ в городе Москва // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №11. – С. 73-75.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В ГОРОДЕ МОСКВА

 

Д.В. Рыбакова, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Аннотация. В данной статье изложены проблемы реализации государственных программ в субъекте Российской Федерации город Москва. В статье вносится ряд предложений в области финансирования государственных целевых программ, что весьма актуально, в период экономического кризиса в мире и в нашей стране, в частности.

Ключевые слова: финансирование, государственные программы, бюджет, внебюджетные источники финансирования, программно-целевой метод управления.

 

 

Как свидетельствует многолетняя практика финансирования различных целевых программ, основными источниками обеспечения финансовыми средствами программных мероприятий являются бюджетные средства, в том числе ресурсы федерального центра, субъектов федерации, а также собственные средства муниципальных образований. Однако ввиду того, что современной финансово-бюджетной политикой предусмотрено повышение эффективности бюджетных средств, необходимо переориентировать такие источники на внебюджетный путь [1].

Начиная с 2014 года, местные власти в лице уполномоченных органов утратили право разрабатывать новые долгосрочные целевые программы. Это обусловлено тем, что был осуществлен переход на программный бюджет на всех уровнях планирования и управления, который потребовал перевести все инструменты программно-целевого планирования, реализуемые на местном уровне, в инновационные – муниципальные программы. Данный факт повлек за собой включение долгосрочных, а также ведомственных целевых программ в единую структуру муниципальных программ. В этой связи возникла настоятельная необходимость в выявлении базовых источников финансирования муниципальных программ [2].

Естественно, без финансовой помощи, оказываемой вышестоящими бюджетами местному бюджету не выполнить все возложенные на него обязанности. Поэтому бюджетные средства должны быть включены в перечень источников финансирования в обязательном порядке. При этом необходимо определить максимально возможный лимит средств, который может выделяться из бюджета.

Но особое внимание должно быть сконцентрировано на внебюджетной составляющей финансирования муниципальных программ. Это позволит не только сократить расходование бюджетных средств, но и привлечь общественность к решению ключевых вопросов, входящих в круг местного значения, и выполнению отдельных полномочий государства.

Среди внебюджетных источников следует выделить следующие:

 средства исполнителей целевых программ, включая собственные средства предприятий и организаций;

 средства различных государственных и негосударственных фондов;

 средства общественных организаций;

 капитал отдельных инвесторов (отечественных и зарубежных), которые максимально заинтересованы в осуществлении программы в целом либо отдельных мероприятий в частности;

 средства населения, получаемые в результате осуществления коммерческой деятельности, то есть ресурсы, полученные от продажи (оказания) конкретной бюджетной услуги;

 целевые отчисления, выплачиваемые из прибыли предприятий;

 кредитные ресурсы, предоставляемые международными финансовыми организациями, международными экспертными агентствами, национальными коммерческими банками и иными субъектами;

 возможности фондового рынка.

Помимо этого, законодательно закреплена возможность осуществления сотрудничества между различными муниципалитетами по вопросам – межмуниципального сотрудничества. Подобный механизм налаживания связей между территориями (финансовых, инновационных, инвестиционных, кадровых и т.д.) поможет укрепить экономические отношения, оптимизировать размещение в них соответствующей инфраструктуры, существенно понизить уровень неэффективных расходов, объединить финансовый потенциал, а также распространить положительный опыт в области социально-экономического развития.

Для того, чтобы привлекать большее количество средств из внебюджетных источников, необходимо четко и своевременно информировать о целях, задачах, необходимости привлечении потенциальных инвесторов программы; точно сформулировать обязательства по софинансированию и обозначить штрафные санкции за их нарушение [3].

Финансирование государственных программ города Москва на данный момент, в подавляющей массе осуществляются за счёт городского бюджета и частично государственного бюджета Российской Федерации, но есть и процент частных коммерческих и некоммерческих вложений (спонсоры), но их часть незначительна, за весь период реализации государственной программы «Жилище» 2012-2016 год из 724 038 270,92 тыс. руб., кроме того 1 398 608 000 тыс. руб составили внебюджетные средства (рисунок). Увеличение вливаний средств частных инвесторов в государственные программы позволит значительно сэкономить бюджет города, что приведёт к излишкам средств, которые в свою очередь можно направить или на расширение государственных программ или на решение любых других проблем в сфере городского хозяйства города Москвы и не только [4].

 

 

Рисунок 1. Объемы бюджетных ассигнований [4]

 

Таким образом, можно выделить все источники финансирования муниципальных программ в две крупные группы, а именно: бюджетные и внебюджетные. При этом основной упор требуется делать на возможность получения денег из второй группы. Это позволит сократить бюджетные расходы и получать частным инвесторам личные выгоды в виде определенных льгот и преференций [5].

В заключение хотелось бы сказать, что от эффективности управления социально-экономическим развитием зависит уровень жизни населения. Поэтому вопросы совершенствования системы управления, ее адаптации к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям, выяснения проблем и определения путей ее развития имеют важное теоретическое и практическое значение для Москвы, как для столицы России и мегаполиса, уровень социально-экономического развития которого влияет на развитие страны в целом.

 

Библиографический список

1. Теория организации [Книга] / авт. Б.З. Мильнер. — Москва : – М.: Инфра, 2000.

2. Муниципализация и муниципальная политика в России. [Книга] / авт. Б. Веселовский Б. – СПб : – 1914, 20 с.

3. Экономика жилищной сферы: учеб. пособие. [Книга] / авт. Бузырев В.В., Чекалин В.С. М.: Инфра, 2001.

4. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (20122016 гг.) [http://www.irn.ru/img/content/File/pdf/GP_ZHILISHCHE_svodnaya_Razdely_1-19-END-3.pdf] / авт. «Жилище». — 2016 г.

5. Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности. Нормативные документы. [Книга] / авт. Л.Н. Чернышев. – Москва: – М.:Международный центр финансово-экономического развития, 1997.

6. О стратегическом планировании в Российской Федерации: [федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ] [Электронный ресурс] // СПС «Консультант- Плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://base. consultant.ru

7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (06.10.03 №131 ФЗ) (ред. 08.11.2007)

8. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.04 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

9. Постановление Правительства Российской Федерации «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 года №594.

 

 

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING PROGRAM MANAGEMENT AND

FUNDING FOR IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS IN CITY MOSCOW

 

D.V. Rybakov, student

Saint-Petersburg state university of economics

(Russia, Saint-Petersburg)

 

Abstract. In the article problems of realization of state programs in the subject of the Russian Federation – Moscow city. The article introduces a number of proposals in the area of financing of the state target programs, which is very important in times of economic crisis in the world and in our country in particular.

Keywords: Finance, state program, budget, extrabudgetary funding sources, program-target method of management.