ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Д.Р. Абдыкаримов, магистрант

А.Н. Либрихт, магистрант

Новосибирский государственный аграрный университет

(Россия, г. Новосибирск)

 

Аннотация. В работе представлен анализ государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Новосибирской области на примере Баганского района. Авторами описывается текущий уровень федеральных и областных субсидий на товарную продукцию растениеводства и молочную продукцию животноводства. Проведённый анализ позволил определить уровень влияния субсидий на рентабельность производства сельскохозяйственной продукции в районе и наметить возможные пути его повышения.

Ключевые слова: государственная поддержка, субсидии, рентабельность, сельское хозяйство, эффективность.

 

1

 

 

За последние 5 лет в сельском хозяйстве удалось существенно нарастить сельхозпроизводство, что было приоритетной задачей Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. Меры государственной поддержки инициировали приток частных инвестиций в производство. По итогам 2012 года совокупный инвестиционный портфель составил около 1,8 трлн. руб. в целом по России. И как результат инвестиций, полученный рост в отрасли обеспечил продовольственную независимость по целому ряду продовольственных товаров [1].

Однако, приходится констатировать, что темпы роста в перерабатывающей отрасли оказались ниже среднеотраслевого показателя. Это вызвано нехваткой сырья, неполной загруженностью производственных мощностей и их изношенностью. Важным принципом новой госпрограммы является сбалансированность производства продукции с ее последующей переработкой и реализацией. Целесообразно, сохраняя рост производственных показателей, наращивать мощности по переработке пищевой промышленности, развивать логистику и инфраструктуру продовольственных рынков.

В новую Госпрограмму вошли как меры государственной поддержки, доказавшие свою эффективность в течение последних пяти лет, так и новые направления. Новшествами Госпрограммы являются:

 постепенный переход от прямого субсидирования производства к поддержке доходности отрасли. С 2013 г. ввели выплаты сельхозпроизводителям на 1 га посевных площадей в зависимости от интенсивности использования посевных площадей в регионе и состояния плодородия почв (от 15,2 млрд. руб. в 2013 г. до 37,6 млрд. руб. в 2020 г.);

 с учетом стратегических приоритетов в отдельную подпрограмму выделено «развитие мясного скотоводства» (6,8-9,5 млрд. руб. ежегодно);

 стимулом для развития молочного производства должен стать новый вид поддержки: субсидии на 1 кг реализованного товарного молока (9,5-12,5 млрд. руб. ежегодно);

Чтобы соответствовать требованиям ВТО, министерство сельского хозяйства РФ отказалось от мер прямого субсидирования кредитов на проведение сезонных работ, приобретения удобрений и средств химизации. С 2013 года перешли к более эффективным мерам, например таким, как «несвязанная» поддержка доходности в отрасли – субсидии на 1 га посевных площадей [2].

Особенно актуально – максимально задействовать инструментарий «зеленой корзины», не оказывающий искажающее воздействие на торговлю. В настоящее время Министерство работает над новыми направлениями государственной поддержки, которые могут применяться без ограничений.

Возвращаясь к вопросу действующих с 2013 года новых мер поддержки. Мы подробнее остановимся на двух: субсидии на 1 га пашни, так называемая «несвязанная» поддержка доходов сельхозпроизводителей в области растениеводства, субсидии на 1 кг реализованного товарного молока.

Итак, что касается несвязанной поддержки, министерство установило показатель, позволяющий более эффективно предоставлять субсидии. Это уровень интенсивности использования посевных площадей в регионе, стимулирующий увеличение посевных площадей с одновременным повышением их продуктивности, в том числе за счет сохранения и восстановления плодородия почв. То есть размеры ставок субсидий рассчитываются с применением индекса, учитывающего состояние плодородия почв и интенсивности использования посевных площадей. Размер субсидий обратно пропорционален показателю почвенного плодородия, что оказывает корректирующее повышающее влияние на размер субсидий.

Утверждена минимальная ставка субсидии, которая обеспечит минимально гарантированный объем господдержки и её равномерное распределение. Соотношение минимальной и надбавочной частей субсидии – 60% и 40%, соответственно.

Интенсивность использования посевных площадей определяется от объема производства продукции растениеводства. Утверждены коэффициенты перевода всех видов сельхозкультур, в зерновые единицы для определения общего объема производства продукции растениеводства в регионе в пересчете на зерновой эквивалент. В целом по РФ, утверждённый лимит средств на эти цели в период 2013-2020 гг. составляет 197,3 млрд. руб. В 2015 году запланировано 15,2 млрд. руб.

Стоит обратить внимание, что не стоит сравнивать меры поддержки на 1 га пашни в России с погектарными субсидиями в Европе. В России помимо погектарной поддержки действует еще целый ряд других мер поддержки, это и субсидирование кредитов и страхования, поддержка элитного семеноводства, многолетних насаждений и виноградников, тепличного растениеводства, поддержка малых форм хозяйствования и экономически значимых региональных программ. В общей сложности на развитие растениеводства до 2020 года запланировано 466 млрд. рублей. Так, по расчетам Минсельхоза РФ, размер субсидий на 1 га пашни в Новосибирской области будет составлять: 200 руб. на 1 га пашни из средств федерального бюджета и 25 руб. на 1 га пашни из средств областного бюджета [2].

О субсидиях на 1 кг реализованного товарного молока. Министерство установило дифференцированный подход к субсидированию молока высшего и первого сорта в соотношении 3:1. По усредненным расчетам Минсельхоза, субсидия на 1 литр молока составит 1,4 руб. для молока высшего сорта и 29 коп. для молока первого сорта. Так же по расчетам Минсельхоза Новосибирской области субсидия на 1 литр молока составит 40 коп. для молока высшего и первого сорта [4].

Министерство утвердило параметры, подлежащего к субсидированию молока, по содержанию жира не ниже 3,4% и белка не ниже 3% в 2013 году, с эволюцией этих параметров к 2016 году до значений 3,8% и 3,2%. Получателями субсидий будут СХП и КФХ.

Начиная с 2016 года, обязательным условием получения субсидий станет выполнения требований по выходу телят. Начиная с 76 и до 80 телят в расчете на 100 коров. Это обеспечит воспроизводство молочного стада. Лимит средств на период 2013-2020 гг. составляет 87,5 млрд. руб.

Теперь более подробно рассмотрим субсидии на продукцию растениеводства и животноводства в Баганском районе Новосибирской области.

1

 

 

Таблица 1. Размер субсидий в отрасль растениеводства в Баганском районе

Организации

Площадь пашни, га

Дотации на всю площадь пашни, тыс. руб.

Итого дотаций, тыс. руб.

из областного бюджета

из федерального бюджета

ЗАО «Баганская МТС»

19573

489,33

3914,60

4403,93

ЗАО «Водино»

801

20,03

160,20

180,23

ЗАО «Ивановское»

18150

453,75

3630,00

4083,75

ЗАО «Колос»

1420

35,50

284,00

319,50

ЗАО «Лепокуровское»

9226

230,65

1845,20

2075,85

ЗАО «Теренгульское»

1581

39,53

316,20

355,73

ОАО «Александра Невского»

10977

274,43

2195,40

2469,83

ОАО «Вознесенское»

14230

355,75

2846,00

3201,75

ОАО «Искра»

5710

142,75

1142,00

1284,75

ОАО «Культура»

3899

97,48

779,80

877,28

ОАО «Надежда»

14187

354,68

2837,40

3192,08

ОАО «Палецкое»

9078

226,95

1815,60

2042,55

ОАО «Северо-Кулундинское»

12647

316,18

2529,40

2845,58

 

1

 

 

По организациям Баганского района размер субсидий в отрасль растениеводства в 2015 году останется примерно на уровне тех субсидий, которые действовали в Новосибирской области в предстоящем периоде.

Размер субсидий в отрасль растениеводства включает в себя не только субсидии на производство товарного зерна, но и также субсидии на восстановление, обработку и химизацию всей площади пашни. Но для определения степени влияния  субсидий в отрасли растениеводства на экономические результаты производства зерна, нам следует рассмотреть субсидии на площадь пашни, с которой получаем товарное зерно.

1

 

 

 

Таблица 2. Субсидии на товарную продукцию растениеводства из субъектов различных уровней

Наименование

организаций

Площадь под товарное зерно, га

Субсидии на посевную площади, тыс. руб.

Итого субсидии, тыс. руб.

из областного бюджета

из федерального бюджета

ЗАО «Баганская МТС»

1466,20

36,66

293,24

329,90

ЗАО «Водино»

46,52

1,16

9,30

10,47

ЗАО «Ивановское»

591,48

14,79

118,30

133,08

ЗАО «Колос»

75,11

1,88

15,02

16,90

ЗАО «Лепокуровское»

292,98

7,32

58,60

65,92

ЗАО «Теренгульское»

258,44

6,46

51,69

58,15

ОАО «Александра Невского»

332,35

8,31

66,47

74,78

ОАО «Вознесенское»

381,97

9,55

76,39

85,94

ОАО «Искра»

224,45

5,61

44,89

50,50

ОАО «Культура»

115,42

2,89

23,08

25,97

ОАО «Надежда»

550,97

13,77

110,19

123,97

ОАО «Палецкое»

402,67

10,07

80,53

90,60

ОАО «Северо-Кулундинское»

372,71

9,32

74,54

83,86

 

1

 

 

По организациям Баганского района размер субсидий, выделяемых на 1 га пашни, с которой мы получаем товарное зерно, незначителен. Это связано с низким уровнем товарности данной культуры в хозяйствах района, а так же с тем, что сам размер дотаций на 1 га незначителен. Доля субсидий на 1 га пашни в затратах составляет всего около 3%.

Далее рассмотрим размер субсидий, выделяемых организациям Баганского района на развитие отрасли молочного животноводства.

1

 

 

Таблица 3. Субсидии на продукцию  молочного животноводства из субъектов различных уровней

Наименование организаций

Кол-во реализованного молока, ц

Субсидии на реализованное молоко, тыс. руб.

Итого субсидий, тыс. руб.

из областного бюджета

из федерального бюджета

ЗАО «Водино»

2973

118,92

86,22

205,14

ЗАО  «Ивановское»

61479

2459,16

1782,89

4242,05

ЗАО  «Лепокуровское»

26948

1077,92

781,49

1859,41

ОАО «Александра Невского»

13509

540,36

391,76

932,12

ОАО  «Вознесенское»

20870

834,80

605,23

1440,03

ОАО «Искра»

14107

564,28

409,10

973,38

ОАО  «Культура»

13827

553,08

400,98

954,06

ОАО  «Надежда»

34857

1394,28

1010,85

2405,13

ОАО  «Палецкое»

19588

783,52

568,05

1351,57

ОАО  «Северо-Кулундинское»

20252

810,08

587,31

1397,39

 

1

 

 

Субсидии, выделяемые на 1 кг реализованного молока, являются новым видом государственной поддержки, которая до этого не применялись в сельском хозяйстве. Поэтому мы не можем сравнить их с данными прошлых лет. Но в целом размер помощи, оказываемой организациям Баганского района значителен.

Далее нужно рассмотреть, как новые виды субсидий влияют на эффективность производства зерна и молока. Результаты выполненного анализа приведены в таблице 4 и 5.

1

 

 

 

Таблица 4. Показатели эффективности ведения растениеводства с учетом субсидиий

Наименование

организаций

Объем реализованного зерна, ц

Выручка от реализации, тыс. руб.( в ценах текущего года)

Себестоимость продукции, тыс. руб.

Себестоимость продукции с учетом субсидий, тыс. руб.

Уровень рентабельности без субсидий, %

Уровень рентабельности с субсидиями, %

ЗАО «Баганская МТС»

126631

91174,32

71850,00

71520,10

26,90

27,48

ЗАО «Водино»

2714

1954,08

645,00

634,53

202,96

207,96

ЗАО «Ивановское»

6158

4433,76

3379,00

3245,92

31,22

36,60

ЗАО «Колос»

16145

11624,40

8383,00

8366,10

38,67

38,95

ЗАО «Лепокуровское»

62008

44645,76

24636,00

24570,08

81,22

81,71

ЗАО «Теренгульское»

911

655,92

299,00

240,85

119,37

172,33

ОАО «Александра Невского»

5696

4101,12

1893,00

1818,22

116,65

125,56

ОАО «Вознесенское»

49728

35804,16

10972,00

10886,06

226,32

228,90

ОАО «Искра»

7607

5477,04

2355,00

2304,50

132,57

137,67

ОАО «Культура»

2430

1749,60

945,00

919,03

85,14

90,37

ОАО «Надежда»

21586

15541,92

7012,00

6888,03

121,65

125,64

ОАО «Палецкое»

4457

3209,04

1762,00

1671,40

82,12

92,00

ОАО «Северо-Кулундинское»

111337

80162,64

54938,00

54854,14

45,91

46,14

 

1

 

 

Субсидии, выделяемые на поддержание отрасли растениеводства, не оказывают большого влияния на повышение экономической эффективности производства зерна. Так, уровень рентабельности в некоторых хозяйствах увеличивается не более, чем на 1%. Только в ЗАО «Теренгульское» данный показатель возрос с 119% до 172%.

1

 

 

Таблица 5. Показатели эффективности ведения отрасли молочного животноводства с учетом субсидий

Наименование

организаций

Объем реализованного молока, ц

Выручка от реализации, тыс. руб.

Себестоимость

продукции, тыс. руб.

Себестоимость продукции с учетом субсидий, тыс. руб.

Уровень рентабельности без субсидий, %

Уровень рентабельности с субсидиями, %

ЗАО «Водино»

2973

3921

2965

2759,863

32,24

42,07

ЗАО «Ивановское»

61479

84113

57577

53334,949

46,09

57,71

ЗАО «Лепокуровское»

26948

40470

24736

22876,588

63,61

76,91

ОАО «Александра Невского»

13509

18323

10603

9670,879

72,81

89,47

ОАО «Вознесенское»

20870

26928

19216

17775,97

40,13

51,49

ОАО «Искра»

14107

20031

13905

12931,617

44,06

54,90

ОАО «Культура»

13827

19365

15239

14284,937

27,08

35,56

ОАО «Надежда»

34857

60316

39297

36891,867

53,49

63,49

ОАО «Палецкое»

19588

26632

16921

15569,428

57,39

71,05

ОАО «Северо-Кулундинское»

20252

28474

15180

13782,612

87,58

106,59

 

1

 

 

Субсидии, выделяемые на поддержание отрасли молочного животноводства, оказали существенное влияния на повышение экономической эффективности производства молока. Так уровень рентабельности по организациям увеличился на 10-20%: наименьший прирост был в ЗАО « Водино», ОАО «Культура», ОАО « Искра» примерно на 10%, а наибольшее в ОАО «Северо-Кулундинское» на 19%.

Причиной различного воздействия субсидий на произведенное зерно и реализованное молоко, заключается в том, что организации Баганского района имеют в основном молочно-мясную специализацию.

Для защиты интересов сельхозпроизводителей во всем мире используется система государственных дотаций сельскому хозяйству. Их смысл в том, что сельскохозяйственную продукцию зачастую продают ниже себестоимости. А недостающую часть необходимых средств сельхозпроизводитель получает уже в виде субсидий от государства. Благодаря этим субсидиям и восстанавливается паритет реальных цен, т.е. сумм, полученных с рынка и в виде дотаций. Государство этим самым представляет интересы всех сельхозпроизводителей в ценовой конкуренции между сельхозпроизводителями и производителями продукции сельскохозяйственного назначения.

В дальнейшем акцент в государственной поддержке будет смещаться от прямого дотирования на площадь, к дотированию, в рамках «зеленой корзины», развития территорий и инфраструктуры.

1

 

 

Библиографический список

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы от 14.07.2007.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы от 14.07 2012.

3. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 598).

4. Постановление Правительства Новосибирской области от 26.05.2014 N 215-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 14.06.2011 N 250-п из информационного банка «Новосибирская область».

 

 

THE MAIN DIRECTIONS AND THE EFFECTIVENESS OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

 

AN Lebrecht, graduate student

DM Abdykarimov, graduate student

Novosibirsk state agrarian university

(Russia, Novosibirsk)

 

Abstract. The paper presents the analysis of the state support of agricultural organizations of the Novosibirsk region on the example of the Baganskoj district. The authors described the current level of Federal and regional subsidies for commodity crop production and dairy products livestock. The analysis allowed to determine the level of impact of subsidies on the profitability of agricultural production in the area and to outline possible ways of its increase.

Keywords: state support, subsidies, profitability, agriculture, efficiency.

 

1