Курбанова Х.В. Основные направления государственной поддержки производства текстильной продукции // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 59-63.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Х.В. Курбанова, диссертант

Азербайджанский технологический университет

(Азербайджан, г. Гянджа)

 

Аннотация. Либерализация экономики и развитие отношений международной интеграции требуют более эффективного функционирования местных производителей в конкурентной среде. С этой точки зрения, в текстильной промышленности, как и в других отраслях экономики, необходима государственная поддержка, чтобы предприятия этой отрасли могли свободно противостоять неблагоприятным влияниям внешней конкуренции.

Ключевые слова: конкуренция, финансовое обеспечение, стимулирование, эффект, цена, совершенствование.

 

 

Интеграция в систему международных экономических отношений привела к либерализации экономики и демонополизации хозяйственной деятельности. Этот процесс сопровождался функционированием экономики, в том числе местных товаропроизводителей, во внешней конкурентной среде. В нашей Республике проживающей первые периоды своей независимости формируется переходная экономика, и осуществляются трансформационные реформы, появились новые отрасли в экономике. Естественно, что свободное противостояние этих отраслей неблагоприятным влияниям внешней конкуренции усложняется.

Государственное регулирование экономики в мировой практике в первую очередь содержит в себе осуществление антимонопольных мер с целью формирования многоукладной системы хозяйствования и свободной конкурентной среды.

Производители, обеспечивающие сырьем промышленный сектор подвержены давлению самое меньшее со стороны трех субъектов: естественных монополистов, перерабатывающих предприятий и посреднических организаций. Они не могут построить прибыльное производство продукции и, таким образом, хозяйственно-финансовая деятельность аграрных товаропроизводителей завершается с убытком. А в таких условиях субъекты хозяйствования со статусом юридического лица и физические лица встречаются с недостатком финансовых средств и в следующем году теряют возможность производить продукцию. Потому что в настоящее время цены на электрическую энергию, горючее, смазочные материалы достаточно высокие, а это усложняет организованное развитие предпринимательской деятельности. Поэтому, государственное вмешательство в эту отрасль с целью поддержки предпринимательства должно считаться очень важной задачей.

Проводимые в последние годы экономические реформы способствовали развитию предпринимательства в Республике, улучшился уровень жизни населения и повысилась роль различных хозяйственных структур в развитии экономики. Глобализация мировой хозяйственной системы, ускоренный рост удельного веса транснациональных корпораций в национальной экономике превратили в объективную необходимость защиту позиций страны на внутренних и внешних рынках [2, с. 68].

То что конкурентная среда и конкурентоспособность продукции находятся не в нормальном состоянии и в результате отрицательного влияния схожих с этим факторов на широкий вывод сельскохозяйственной продукции на мировой рынок производственные предприятия были вынуждены соглашаться с предложенными им ценами. Значит, из всего вышеуказанного становиться ясным, что спрос рынка способствует не росту производства в сельском хозяйстве, а наоборот свертыванию предложения, что ставит крестьянина, занимающегося предпринимательской деятельностью, в безвыходное положение [3, с. 144]. Если выражаться более точно, в процессе ценообразования на некоторые сельскохозяйственные продукты наблюдается сильный монополизм. Отметим, что такое положение, наблюдаемое в сельском хозяйстве, которое является сырьевой базой текстильной промышленности, нежелательно.

Сельское хозяйство побуждает своих производителей обеспечивать не только экономическую эффективность выбранных направлений производства, но и их технологическую выгодность.

В обоих этапах государственное регулирование цен осуществляется в следующих формах, хотя степень применения может быть разным:

 определение государством конкретного уровня закупочных цен на продукцию агропромышленного комплекса;

 утверждаются верхние или нижние границы закупочных цен на продукцию, конкретный уровень же определяется между производителями и покупателями;

 контроль динамики цен на продукцию этой отрасли и цен на потребляемые ею материально-технические ресурсы;

 государственное обеспечение минимальных доходов хозяйств и субъектов предприятий не зависимо от природно-климатических и экономических трудностей, определение системы гарантированных цен;

 гибкая налоговая и кредитная система;

 проведение меры для того, чтобы цены на экспортируемые товары соответствовали внешней экономической политике республики (надбавки к цене, пошлины и пр.);

 прочие государственные меры (капиталовложения, регулирование объема производства и т.д.);

 создание фонда регулирования закупочных цен на продукцию и организация посредством этого фонда механизма прямого и косвенного государственного регулирования цен;

 обеспечение проведения регулирования закупочных цен на товарную продукцию внутри страны только лишь в соответствии с результатом динамики индекса цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

В «Государственной программе развития промышленности в Азербайджанской Республике в 2015-2020-ом годах» отмечается, что с точки зрения повышения конкурентоспособности экономики и совершенствования ее структуры развитие промышленности считается одним из основных приоритетов, проводимой в стране экономической политики. Индустриализация является значимым событием не только с экономической точки зрения, но и сточки зрения ряда социальных, научных и культурных аспектов, таких как занятость населения, уровень доходов, урбанизация, квалифицированная рабочая сила, исследования и т.д. [1].

Одними из основных целей промышленной политики является создание, развитие и качественное обновление базы экономического развития в стране; создание системы целесообразных и комплексных мер направленных на распределение ресурсного потенциала страны между отраслями экономики и внутри каждой отрасли для формирования конкурентоспособной структуры экономики страны, способной эффективно интегрироваться в мировое хозяйство.

Политика индустриализации в стране будет продолжаться и основным приоритетом этой политики станет осуществление системных и последовательных мер в направлении ускорения диверсификации производства и экспорта, производство конкурентоспособных и экспортонаправленных инновационных технологий и продуктов.

На фоне глобализации мировой экономики в центре внимания будут: уменьшение зависимости экономики Азербайджана от нефтяного фактора, увеличение комплексности в развитии не нефтяного сектора, достаточно глубокая интеграция в мировую экономику, стимулирование производства энерго— и ресурсосберегающих экологически чистых технологий, согласованное функционирование отдельных отраслей промышленности.

С целью обеспечения продолжительного развития промышленности, повышения конкурентоспособности промышленной продукции, развития конкурентной среды в этой области, стимулирования защиты внутреннего рынка, совершенствования определенного для промышленной деятельности механизма государственной поддержки и развития промышленного комплекса будет совершенствована в первую очередь законодательная база. Выполнение предстоящих задач для достижения развития промышленности обусловит перепрофилированию предприятий на производство экспорто направленной продукции, определению приоритетных для развития промышленности отраслей и динамики их развития, активизации инновационной деятельности. В результате осуществляемых мер в текущем периоде, как и в прошлые годы, будут продолжены усилия по достижению поставленных целей. Эти цели состоят из обеспечения ускоренного развития промышленности в стране, организации производства устойчивой к конкуренции промышленной продукции, обеспечения производственных предприятий современной технологией и повышения технологического уровня промышленности, увеличения экспортного потенциала страны, замещение импорта посредством местного производства, повышения уровня использования научно-технического потенциала, оздоровления крупных предприятий, открытия новых промышленных предприятий. Будут проведены меры по построению деятельности промышленных предприятий на качественно новом современном уровне и созданию новых предприятий. Будут стимулироваться внедрение на промышленных предприятиях инновационных технологий, осуществляться меры по созданию промышленных городков специализированного и общего назначения, современных технопарков, расширению инфраструктуры промышленных городков в экономических районах [4, с. 286]. К сожалению, на фоне отмеченного выше, в настоящее время в нашей стране удельный вес легкой промышленности в местном производстве очень низкий. В результате экономических реформ, проводимых в первые годы завоевания независимости, все предприятия легкой промышленности, имеющиеся в стране были объявлены открытыми для приватизации, на их базе созданы акционерные общества, а некоторые полностью приватизированы. Но большинство этих предприятий не смогли приспособиться к деятельности в современных условиях хозяйствования. В течении многих лет сельскохозяйственная продукция, которая была сырьем для легкой промышленности по вышеуказанным причинам экспортировались в виде продукции первичной обработки. А большая часть потребляемой населением страны одежды составляли либо импортируемая готовая продукция, либо сшитые в функционирующих в стране мелких цехах изделия из импортируемых тканей. В течение последних лет в сектор легкой промышленности не были вложены иностранные инвестиции. А объем внутренних инвестиций был очень мал.

Структурная политика в промышленности будет направлена на техническую модернизацию производства, совершенствование межрегиональных хозяйственных связей и стимулирование создания новых промышленных комплексов и промышленных кластеров. А также в рамках структурной политики будет поощрятся создание новой инновационной продукции и технологий, которые будут удовлетворять внутренний спрос и, которые будет, возможно, экспортировать. Будет продолжена государственная поддержка развития приоритетных отраслей, имеющих потенциал роста:

 во всех принятых в области промышленности программах и концепциях будет поддержано развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей;

 будет продолжены техническая и технологическая перестройка предприятий, работы по внедрению современных методов управления;

 стимулироваться производство импортозамещающей и экспортонаправленнлй продукции;

 расшириться производство конкурентоустойчивой промышленной продукции, обладающей сравнительными преимуществами;

 будет достигнута внедрение международных стандартов на действующих в отраслях промышленности предприятиях;

 будет продолжен процесс перестройки структуры промышленности в соответствии с выбранным направлением развития ;

 будут стимулироваться инвестиционные и инновационные процессы, внедрение энерго и ресурсосберегающих, экологически чистых технологий;

 будут продолжены работы по определению источников инвестирования и повышению их эффективности;

 обеспечена приоритетность повышения темпов развития и производительности труда в промышленности;

 будет в центре внимания рост заботы о высшем и профессионально-техническом образовании и усилении кадрового потенциала, усиление имеющегося научно-технического и кадрового потенциала, подготовка специализированных кадров;

 будут продолжаться меры по расширению международных связей промышленных предприятий и стимулироваться экспорт промышленной продукции.

В течение последующих лет в экономике Азербайджана должны быть осуществлены меры, необходимые для сохранения динамики устойчивого роста. С этой целью необходимо будет продолжать комплексные меры для дальнейшего развития отдельных отраслей в не нефтяном секторе. Таким образом, необходимо продолжить такие меры, как продолжение инфраструктурных проектов и устойчивое улучшение бизнес среды, привлечение инвестиций в не нефтяной сектор, поддержка производства конкурентоспособной продукции, стимулирование использования в процессе производства современных технологий и внедрение интенсивных методов, расширение возможностей выхода на финансовые рынки, приведение в соответствие с международными стандартами качества выводимых на рынок продукции и услуг, работы по совершенствованию законодательной базы в форме, способной стимулировать экономический рост и выдача льготных кредитов, с целью улучшения финансового обеспечения субъектов предпринимательства.

Дальнейшее развитие не нефтяного сектора основной приоритет проводимой в стране политики направленной на обеспечение устойчивого развития экономики Азербайджана. Осуществляемые в не нефтяном секторе меры диверсификации, улучшение инвестиционной среды, дальнейшее развитие предпринимательства, определение конкурентоспособных подотраслей в этой области, а также анализ структуры динамики изменения внешней торговли показывают, что в последние годы в результате проводимых в экономике страны реформ и продуманной экономической политики были достигнуты серьезные успехи в развитии не нефтяной промышленности и расширении объема ее экспорта. С целью обеспечения продолжительности этого развития, повышения конкурентоспособности экономики страны в процессе ее интеграции в мировую экономику и дальнейшее развитие отраслей не нефтяного сектора в соответствии с долгосрочной стратегии развития страны соответствующие меры будут продолжены.

Должна быть усилена государственная поддержка, направленная на развитие подотраслей текстильной промышленности, являющихся конкурентоспособными на мировом рынке и производство продукции не нефтяной промышленности, обладающей относительными преимуществами к этим мерам можно отнести следующее:

 государственная поддержка деятельности существующих промышленных предприятий, производящих экспортонаправленную продукцию на основе местного сырья (хлопок, шерсть, шелк, кожа) с учетом потребности в продукции легкой промышленности в стране;

 государственное стимулирование осуществления инвестиционных проектов, основывающихся на современные технологии, направленных на расширение производства одежды и других продуктов широкого потребления в отраслях легкой и текстильной промышленности и повышение их качества;

 государственная поддержка расширения производства ковров ручной работы и деятельности предприятий функционирующих в этой отрасли;

 так как в развитии экономики Азербайджана текстильная промышленность играет значительную роль, с целью привлечения новых технологий и ноу-хау, позволяющих производить в соответствии с потребностями мирового рынка качественную и экологически безопасную продукцию и повышения конкурентоспособности местной продукции, создание соответствующих условий и государственная поддержка обеспечения участия зарубежных партнеров, обладающих опытом в этой области.

Необходимо уделять серьезного внимания к организации производства конкурентоспособной текстильной продукции в Республике и предусмотреть предоставление финансовой поддержки, осуществляемой со стороны соответствующих структурных подразделений государства.

 

Библиографический список

1. «Государственная Программа развития промышленности в Азербадданской Республике в 2015-2020-ом годах», утвержденная Указом Президента Азербадданской Республики от 26 декабря 2014-ого года.

2. Надиров А.А. Вопросы развития экономики независимого Азербайджана. Баку. «Elm» 2001. 452 с.

3. Ибрагимов И. Тенденции и особенности развития предпринимательства в регионах. Баку «Səda». 2007. 285 с.

4. Жаравина Ю.А. Производственная инфраструктура как фактор повышения конкурентоспособности национального хозяйства. СПб., 2006. 225 с.

THE MAIN DIRECTIONS OF GOVERNMENTAL SUPPORT TO THE PRODUCTION

OF WEAVING PRODUCTS

 

K.V. Gurbanova, dissertator

Azerbaijan university of technology

(Azerbaijan, Ganja)

 

Abstract. The development of liberalization and international integration relations demands more productize activity in the rivalry of local producers.

From this point of view, in the weaving industry, as well as in other spheres, the support of the government is necessary to show resistance to the unfavourable influence of foreign rivalry.

Keywords: rivalry, financial, supply, stimulization, effect, price, improvement.