Гладских Е.Ю. Общественный транспорт как логистическая система в инфраструктуре мегаполисов / Е.Ю. Гладских, Н.А. Озернова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №10. — С. 28-32.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ КАК ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В ИНФРАСТРУКТУРЕ МЕГАПОЛИСОВ

 

Е.Ю. Гладских, студент

Н.А. Озернова, студент

Государственный университет управления

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию развития городского пассажирского транспорта в инфраструктуре мегаполисов, на примере г. Москва. Авторами анализируются проблемы и трудности, которые возникают при организации пассажирских перевозок общественным транспортом, в связи с постоянно растущей автомобилизацией населения. Также были разработаны и представлены направления дальнейшего развития городского пассажирского транспорта, на примере рассматриваемого мегаполиса.

Ключевые слова: общественный транспорт, мегаполис, логистическая система, транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства, управление транспортной системы.

 

 

Общественный транспорт рассматривается профессиональными специалистами как особо важная логистическая относительно самостоятельная и само совершенствующаяся система, являющаяся в настоящее время составной частью региональной, национальной и международной логистики [1-3], развивающаяся в соответствии с основными этапами эволюции логистики, цепей поставок [46], также требующая изменений и логистических инноваций [1-3].

Развитие общественного транспорта является актуальной задачей современности, поскольку он непосредственно или косвенно влияет на эффективность экономики страны и реализацию социально-экономических функций. Система городского пассажирского транспорта играет важнейшую роль в жизни мегаполиса, в решении спектров вопросов, связанных с проблемами обеспечения комфортабельного, безопасного, качественного транспортного обслуживания, не защищенных слоев населения страны, не имеющих собственных транспортных средств. Успешный рост и развитие городов невозможен без совершенствования инфраструктуры и коммуникаций городского пассажирского транспорта.

Говоря об общественном транспорте, как логистической системе в инфраструктуре мегаполисов, необходимо разобраться с некоторыми терминами. Развитие современных мегаполисов сопровождается увеличением территорий, переселением населения в новые освоенные районы, что влечет за собой удаление жилых районов от мест работы. Вследствие этого возникает необходимость общественного транспорта в жизни мегаполиса. В научной литературе встречается несколько определений городского пассажирского транспорта:

 вид городского транспорта, выполняющий регулярные перевозки пассажиров по установленным и фиксированным маршрутам, рейсам, известным населению;

 многофункциональная транспортная система, которая объединяет различные виды транспорта и осуществляет движение по территории города и ближайшей пригородной зоне [8].

Анализируя вышеприведенные определения общественного транспорта, можно сказать, что это стабильная система постоянных, регулярных пассажирских перевозок в городе и за его пределами, согласно с экономическими и социальными концепциями, проектами и планами расширения города.

Главная цель пассажирского транспорта в мегаполисе является перевозка жителей с наименьшими затратами времени и финансов, а также с повышенным уровнем комфортабельности и работы транспортных предприятий с минимальными затратами.

Логистическая система непосредственно связана с общественным транспортом, поэтому представляет собой экономическую систему, состоящую из совокупности предприятий и фирм, парков и депо, их технологического оснащения, транспортных средств, организующих осуществление пассажирских перевозок.

Жизнь мегаполисов без общественного транспорта невозможна, поскольку сам мегаполис возник благодаря развитию городского пассажирского транспорта. Основная роль общественного транспорта – это обеспечение устойчивого роста развития городов. Несмотря на рост обеспеченности населения собственными автомобилями, городской пассажирский транспорт пока остаётся одной из важных составляющих городской инфраструктуры и выполняет ряд важных функций. Общественный транспорт обеспечивает территориальное единство и целостность городов, доступность всех составляющих городского хозяйства. Посредством городского пассажирского транспорта осуществляется основная часть поездок населения.

Общественный транспорт в жизни мегаполисов выполняет ряд основных задач:

 доставка населения к местам труда и обучения и обратно к местам проживания;

 обеспечение перевозками граждан по личным целям, трудовыми и культурными поездками, доставка к вокзалам, аэропортам, портам и обратно.

Транспортная система имеет экономическое значение, обеспечивая сообщение между отдельными районами города, которая благоприятствует расширению рынков. Если рассматривать роль общественного транспорта с социальной позиции, то он удовлетворяет потребность жителей мегаполисов в перемещениях по городу. С точки зрения социально-экономической роли транспорта, общественный транспорт успешно применяется в бизнесе. Политическое значение общественного транспорта заключается в выполнении роли материальной базы для объединения краев и областей, республик в единое государство.

Следует выделить некоторые свойства городского транспорта, как логистической системы:

Целостность и членимость: каждый элемент логистической системы должен работать как единое целое, и должен обладать способностью к объединению и совместной работе. Таким образом, любая заданная цель реализуется системой в целом, а не отдельными ее звеньями.

Структурированность: предполагает наличие организационной структуры, которая должна состоять из взаимосвязи объекта и субъекта управления, реализующие данную цель.

Иерархичность: подчинение элементов системы более низкого уровня элементам более высокого уровня.

Организационная структура: связи между элементами упорядочены, следовательно, логистическая система городского пассажирского транспорта имеет свою организацию [9]. На рис.1 представлена организационная структура логистической системы перевозок городского пассажирского транспорта.

 

 

Рис. 1. Организационная структура логистической системы перевозок городского пассажирского транспорта

 

На данный момент в мире существует 10 крупнейших мегаполисов: Лос-Анджелес, Мехико, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Барселона, Берлин, Токио, Сингапур, Москва. Предлагаем рассмотреть состояние, проблемы и приоритеты развития транспортной системы на примере г. Москва, как мегаполиса, в Российской Федерации.

Согласно программе Правительства РФ транспортная система представляет собой транспортную инфраструктуру, транспортные средства и предприятия и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие всех видов общественного транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей жителей г. Москва. В структуру транспортной системы г. Москвы входят следующие элементы:

1. Транспортная инфраструктура – совокупность отраслей и предприятий транспорта, выполняющих перевозки.

2. Транспортные предприятия – предприятие, основной задачей которого является перевозка людей.

3. Транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки людей.

4.Управление транспортной системы – контроль над системой, например, сигнальные знаки, указатели, светофоры, семафоры, стрелки на ж/д путях [10].

В настоящее время в г. Москва функционирует транспортная система, в которую входят следующие виды общественного транспорта:

 московский метрополитен;

 наземный городской пассажирский транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутки, такси, аренда велосипедов);

 автовокзалы, железнодорожные вокзалы и ТПУ.

Городской общественный транспорт г. Москва в течение года перевозит около 6 млрд. пассажиров, что составляет 15 млн. пассажиров в сутки. По данным переписи 2015 года население города составляет 12,19 млн. человек, плотность населения составляет 4761,9 чел./км², что превышает аналогичный показатель крупнейших мегаполисов мира. Плотность улично-дорожной сети (5 км/км²) в 2-4 раза ниже аналогичных показателей крупнейших мегаполисов мира [14].

На общественном транспорте в Москве совершается более 14 млн. поездок в сутки и более 5 млрд. за год. Среднее время поездки на общественном транспорте пассажира из жилых районов до «мест приложения труда» составляет 67 минут, а около 20% жителей Москвы тратят более трех часов в день на дорогу от дома до работы и обратно [14]. Развитие наземных видов общественного транспорта уступают темпам развития мегаполиса. Основными проблемами транспортной системы Москвы являются:

а) невозможность расширить улично-дорожную сеть даже частично;

б) недостаточная пропускная способность автомобильных дорог;

в) отсутствие транспортных развязок на разных уровнях на пересечениях улично-дорожной сети, в том числе с железными дорогами и реками;

г) недостаточное взаимодействие перевозчиков, обслуживающих автобусные маршруты, отсутствие скоординированной системы управления перевозками, использующей современные средства глобального позиционирования;

д) неполная приспособленность транспортной инфраструктуры города к нуждам маломобильных категорий населения [11].

Рекомендации по решению транспортных проблем г. Москва в настоящее время заключаются в следующем:

1. Чтобы повысить скорость движения городского пассажирского транспорта необходимо увеличить количество выделенных полос для движения маршрутного транспорта, а также усилить функционирование полос за счет привлечения сил ГИБДД и использования фото и видеофиксации.

2. Для быстрой пересадки пассажиров с одного общественного транспорта на другой следует ввести единый билет, действующий на все виды городского пассажирского транспорта.

3. Для уменьшения интервалов движения общественного транспорта необходимо произвести оптимизацию маршрутной сети с учетом загруженности дорог и «час-пиком».

4. Необходимо начать строительство линий скоростного трамвая, что может поспособствовать уменьшению загруженности автомобильных дорог.

5. Необходимо организовать легальные таксомоторные перевозки, что приведет к увеличению безопасности и надежности пассажирских перевозок.

6. Следует увеличить количество ночных маршрутов в черте города для удобства пассажиров.

7. Важно уделить внимание московскому метрополитену, поскольку он является неотъемлемой частью городского пассажирского транспорта:

 стоит увеличить частоту поездов в «час пик» для увеличения пассажирооборота.

 нужно улучшить доступность для маломобильных граждан на все станции метро;

 необходимо увеличить количество вагонов с кондиционерами в теплый период времени для наиболее комфортного нахождения в составе вагона.

 также необходимо усилить безопасность работы метро внутри и вблизи станций для предотвращения террористических актов.

Для разгрузки центральной части Москвы был запущен проект «Строительство второго кольца метрополитена», который завершится к 2020 году. Новая кольцевая линия протяженностью около 60 км расположится ближе к окраинам столицы и пересечет все радиальные линии. Третий пересадочный контур станет настоящим спасением для периферийных районов города с наибольшим пассажиропотоком [12]. С завершением строительства третьего пересадочного контура, будет решена стратегическая задача: отпадет необходимость ехать в центр для пересадки. Это сократит время пассажиров в пути, создаст комфорт при пересадках и освободит перегруженный центр города.

Оценивая перспективу тех или иных направлений дальнейшего развития общественного транспорта необходимо соблюдать баланс между интересами потребителей транспортных услуг, нуждающихся в определенном уровне их качества, и транспортными предприятиями, которые заинтересованы в снижении собственных издержек. Эффективная организация управления системой городского пассажирского транспорта должна быть ориентирована на снижение влияния негативных факторов функционирования системы, учет интересов предприятий, при повышении уровня качества предоставляемых транспортных услуг.

 

Библиографический список

1. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики / Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.

2. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б.А., Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие / Москва, 2014.

3. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.

4. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 168 с.

5. Воронов В.И., Воронов А.В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С.  27-36.

6. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013. №2. Украина. Харьков.

7. Воронов В.И., Кривоносов Н.А. Савостьянок Г.Н., Кожанова В.В Инновационные технологии в логистике. Научно-аналитический журнал: «Инновации и инвестиции» № 4, 2015. С. 2-4.

8. http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gorodskogo-passazhirskogo-transporta-megapolisa-problemy-i-perspektivy

9. http://stroi.mos.ru/tretii-peresadochnyi-kontur

10. Закон г. Москвы «О городском пассажирском транспорте»// Официальный сервер Правительства Москвы. Режим доступа: www.mos.ru

11. Логистика / Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И. и др. М.: Эксмо, 2013. – 944 с.

12. http://www.mintrans.ru/upload/iblock/3cc/ts_proekt_16102008.pdf.

13. Министерство транспорта Российской Федерации. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

14. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]// Режим доступа https://ru.wikipedia.org

 

 

 

PUBLIC TRANSPORT AS LOGISTIC SYSTEM IN INFRASTRUCTURE OF MEGALOPOLISES

 

EY Gladskih, student

ON Ozernova student

State university of management

(Russia, Moscow)

 

Abstract. This article is devoted to research of development of city passenger transport in infrastructure of megalopolises, on the example of Moscow. The article analyzes the problems and difficulties that arise at the organization of public passenger transport, in connection with constantly growing automobilization of the population. Also directions of development of city passenger transport were developed and presented on the example of the considered megalopolis.

Keywords: public transport, megalopolis, logistic system, transport infrastructure, transport enterprise, vehicle, management of transport system.