Бирюков, Е. С. О практике долгосрочного планирования в аравийских монархиях / Е. С. Бирюков. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 43-50.

О практике долгосрочного планирования в аравийских

монархиях

 

Е.С. Бирюков, старший научный сотрудник

Российский институт стратегических исследований

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. Рассматриваются подходы шести аравийских монархий (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) к экономическому планированию. Показано, что развитие данных стран с момента начала поступлений крупных потоков нефтедолларов (1970-е гг.) базируется на пятилетних планах, аналогичных советским. С 2000-х гг. разработаны долгосрочные планы до 2030-2035 гг. Страны Аравийского полуострова вынужденно меняют кардинальным образом модель своего развития. На смену патерналистскому государству приходит более либеральный подход, в отдельных случаях соответствующий методам «шоковой терапии» увеличиваются налоги, сокращаются субсидии. Ставится цель диверсификации экономики и создания новых источников добавленной стоимости, не связанных с нефтедобычей.

Ключевые слова: ССАГПЗ, диверсификация экономики, экономический рост, Саудовская Аравия, Видение 2030.

 

 

Опыт государственного планирования, способствовавшего успешному социально-экономическому развитию нашей страны на протяжении большей части XX в., с распадом СССР не канул в лету, а продолжает оставаться востребованным во многих, порой весьма экзотических, частях земного шара. И если применение пятилеток, к примеру, в Китае и даже в некоторых западных транснациональных корпорациях достаточно подробно описано в научной литературе, то аналогичная практика арабских нефтедобывающих монархий исследуется лишь спорадически.

Между тем, страны Аравийского полуострова (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Оман, Бахрейн) на протяжении уже почти полувека развиваются на основе государственного социально-экономического планирования. Вплоть до последнего времени их развитие происходило по пятилеткам. У данных стран есть ряд общих черт развития – монархическая форма правления, арабское население, опора на минеральное сырье в экономике и др., поэтому в экономической литературе их часто называют «аравийская шестерка» или «страны ССАГПЗ» — по названию созданного ими в 1981 г. интеграционного объединения Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. В рамках ССАГПЗ достигнут высокий уровень интеграции ˗ общий рынок, соответствующий третьему этапу в классификации Б. Балаши, и означающий свободное перемещение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов [6, c. 81]. С середины 2000-х гг. монархии стали внедрять долгосрочные планы.

Пятилетки в аравийских монархиях

В момент начала эксплуатации нефтяных месторождений в 1950-1960-е гг. основная часть экономики данных стран принадлежала к феодальному укладу. По сути, в рамках пятилеток и при доминирующей роли государства происходило все динамичное социально-экономическое развитие «аравийской шестерки» с начала 1970-х гг. Благодаря государственному управлению социально-экономическим развитием аравийские нефтеэкспортеры смогли в сжатые сроки пройти несколько этапов развития.

На первом этапе они создали инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования добывающих проектов, и социальные объекты для обеспечения высокого качества жизни населения. После этого, при сохранении ключевой роли нефтедобычи в экономике, смогли приступить к диверсификации промышленности. Наконец, в настоящее время аравийские монархии ставят задачи по ликвидации зависимости от «нефтянки» и созданию экономики знаний.

В этих условиях потребовался пересмотр инвестиционной модели аравийских монархий. Наряду с размещением средств на депозитах в зарубежных банках и инвестированием на зарубежных фондовых биржах страны ССАГПЗ стали более активно направлять капиталы в инвестиционные проекты в национальной экономике [2, c. 75]. Кроме того, они несмотря на сложившийся в мире имидж нетто-экспортеров капитала, стали целенаправленно работать над привлечением прямых иностранных инвестиций, в том числе через механизм особых экономических зон [5, c. 28].

В целом, осуществление диверсификации, планируемой долгосрочными программами, можно условно разбить на три уровня. Во-первых, все страны с крупными запасами минерального сырья, прежде всего, нацеливаются на диверсификацию на основе своей ресурсной базы. Они планируют создание перерабатывающих производств, эксплуатирующих аравийское сырье – нефтехимической, химической промышленности, минеральных удобрений или же развивают энергоемкое производство – алюминиевое, сталилитейное и др. Таким образом, монархии создают дополнительную добавленную стоимость на основе своих ресурсов.

Во-вторых, страны стремятся к углублению диверсификации в рамках уже созданных ими отраслей. Например, банковской сферы или алюминиевой промышленности на Бахрейне; логистики, портовой инфраструктуры и торговли в Кувейте; производства СПГ или стали в Омане.

В-третьих, монархии ориентируются на создание новых секторов и отраслей, имеющих высокий потенциал роста. Выбор падает на те направления, которые демонстрируют быстрые темпы роста в других странах мира. В сфере услуг это авиаперевозки, туризм и индустрия гостеприимства, недвижимость, логистика, деловые услуги, финансовый сектор [4, c. 180]. В сфере производства – различные наукоемкие сектора. При этом аравийские арабы стремятся по возможности создавать кластеры из взаимосвязанных отраслей так, чтобы развитие одной из них оказывало синергетический эффект на другие. В качестве примера можно привести инвестиции в аэропорты, самолеты и авиаперевозки государственными компаниями Этихад (Абу Даби), Эмирейтс (Дубай) и Катар Эйруэйз. Географическое расположение Аравийского полуострова между Европой и Восточной Азией предоставляет данным странам возможность развития стыковочных хабов. Другими конкурентными преимуществами стран ССАГПЗ является возможность госфинансирования покупок современных моделей самолетов и доступ к авиатопливу по конкурентным ценам. В результате аравийские монархии увеличивают свою долю на международном рынке авиаперевозок. Данная сфера оказывает дополнительное позитивное влияние на туризм, торговлю, гостиничный бизнес и рынок недвижимости в аравийских монархиях.

В то же время достигнутые к настоящему моменту результаты диверсификации экономики аравийских монархий двоякие. Это можно проследить на основе таких показателей как доля нефти в ВВП, в доходах бюджетов и в экпорте. Все они постепенно снижаются, но, тем не менее, остаются весьма высокими.

Так, доля нефти в ВВП «аравийской шестерки» снизилась с 46% в 1990 г. до 28% в 2010 г., что рельефно показывает успехи в диверсификации, причем они достигнуты на фоне кратного роста цен на нефть на мировых рынках. Но в целом уровень развития обрабатывающей промышленности в аравийских монархиях крайне низок. Ее доля в ВВП всех стран, в 1970 г. составлявшая 3-5%, к 1990 г. выросла до 10%, но затем, к 2010 г. даже снизилась и составляет крайне низкие 9% [12, c. 18]. Значительная часть диверсификации достигнута за счет развития нефтехимии, тогда как производство в других отраслях неразвито. По сути, в последние 25 лет диверсификация происходит за счет развития не промышленности, а сферы услуг, что соответствует скорее тенденциям развития развитых стран, чем развивающихся [7, c. 115].

 

Таблица 1. Сравнение доли нефтедобычи и других отраслей в ВВП стран ССАГПЗ (%, за 2016 г.) [13]

 

Бахрейн

Катар

Кувейт

ОАЭ

Оман

Саудовская Аравия

«Нефтяной» ВВП

24,0

51,1

62,9

34,3

56,1

42,6

«Ненефтяной» ВВП

76,0

48,9

37,1

65,7

43,9

57,4

 

 

В доходах бюджетов стран ССАГПЗ на нефтяные поступления приходится более 80%. Это приводит к зависимости экономического роста от циклов нефтяных цен на мировом рынке. Аналогичным образом на нефть приходится значительная доля экспорта рассматриваемых стран – в четырех странах – 80-90% экспорта, и только в Омане – 65, а в ОАЭ – менее 45%.

Таким образом, схема участия стран ССАГПЗ в мировых торгово-производственных связях продолжает основываться на экспорте на мировой рынок нефти, газа и продукции связанной с эксплуатацией данных ресурсов отраслей – нефтехимии, удобрения, энергоемких металлургических отраслей и импорте продукции других отраслей. Именно низкий уровень развития внутреннего производства определяет данный статускво, фактически означающий проедание значительной части нефтедолларов импортом. Кроме ввоза продукции осуществляется импорт трудовых ресурсов, доля которых на рынке труда пяти из шести монархий значительно превышает 50%. Это показывает неконкурентоспособность национальных кадров и зависимость от иностранной рабочей силы.

В статическом положении данная модель является вполне сбалансированной и жизнеспособной. Аравийские монархии обеспечивают высокий уровень развития социальной сферы, качество жизни соответствует уровню развитых стран. Однако в динамике аравийская модель неустойчива, а развитие монархий имеет свои пределы. Ключевым диссонансом является сочетание быстрых темпов роста населения, с одной стороны, и объективная невозможность нарастить добычу и доходы в нефтяной отрасли, с противоположной стороны. Это приводит к тому, что ряд стран ССАГПЗ испытывают сложности с обеспечением того уровня благ и льгот населению, которые граждане получали в 1970-2010 гг. Общий уровень безработицы в аравийских монархиях оценивается в 12%, в наибольшей степени с данной проблемой сталкиваются Оман, Бахрейн и Саудовская Аравия. ВВП на душу населения в условиях демографического роста оказывается значительно ниже по сравнению с 1980-ми годами.

В этих условиях страны ССАГПЗ оказались перед объективной необходимостью сформулировать идеи, направленные на вывод экономики на новую орбиту и достижение роста, независимого от нефти, устойчивого в долгосрочной перспективе, опирающегося на создание добавленной стоимости в ненефтяных отраслях.

Долгосрочные планы развития

В начале XXI в. некоторые из данных стран значительно увеличили горизонты планирования и наряду с пятилетками стали разрабатывать долгосрочного программы развития, рассчитанные до 2030 г. Представляется целесообразным рассмотреть контекст, содержание и реализацию данных программ.

Пионерами этого процесса выступили Королевство Саудовская Аравия и Бахрейн. В 2004 г. КСА приняло «Долгосрочную стратегию развития на 2004-2024 гг.», а на Бахрейне в 2008 г. был разработан документ «Видение 2030» [19]. После этого долгосрочное планирование было взято на вооружение почти всеми аравийскими монархиями. ОАЭ приняли «Видение 2021» [18], затем – «Экономическое видение Абу-Даби-2030» [14]; Катар – «Катарское национальное видение-2030»; Саудовская Аравия – «Видение 2030» [16]; Кувейт – программу «Новый Кувейт-2035» [15]. Единственным исключением оказался Оман, продолживший использовать только пятилетки.

Данные документы по степени проработки отличаются от материалов советского Госплана и не являются четко детализированными, а возможно, даже и полностью просчитанными. Они содержат конкретные целевые количественные показатели, но графики их достижения, равно как и точное описание механизмов, отсутствуют. Ключевая роль данных программ несколько иная – формулирование стратегических долгосрочных трендов социально-экономического развития стран с учетом внутренних факторов и общего мирового развития.

С точки зрения структуры экономики все шесть монархий в своих долгосрочных программах продолжили постулировать цель дальнейшей диверсификации промышленности (в одних странах ключевая роль в этом отводится государственному сектору, а в других – частному). В целом, усиление промышленного потенциала в Западной Азии соответствует мировой тенденции роста доли азиатских стран в мировом промышленном производстве в XXI в. [11, c. 2]. Во всех программах сказано о необходимости «создаваемых конкурентных преимуществ». Эта цель должна обеспечиваться через механизм трансфера нефтегазовых доходов в такие сферы как инфраструктура, жилищное строительство, образование, здравоохранение и в производственные мощности, которые смогут обеспечить будущие источники доходов для общества и не в последнюю роль – создать рабочие места для быстрорастущей национальной рабочей силы.

При этом монархий декларируют стремление к развитию таких отраслей, для которых характерно использование высококвалифицированного труда, производящего высокую добавленную стоимость. Подобные рабочие места позволят поддерживать достигнутые стандарты уровня жизни, кроме того, они соответствуют требованиям граждан стран ССАГПЗ к престижности работы и уровню заработной платы. Однако у данной политики есть и оборотная сторона – подобные виды деятельности подразумевают более высокий уровень квалификации рабочей силы по сравнению с существующим сейчас у граждан монархий. В этой связи во всех аравийский долгосрочных программах делается особый акцент на развитии человеческих ресурсов как ключевого компонента диверсификации, включая совершенствование образования.

В области экономической политики различные страны ССАГПЗ используют два противоположных подхода. Экономическая модель аравийских монархий вплоть до настоящего времени остается весьма далекой от рыночной и характеризуется рядом исследователей термином «государственный капитализм».

В программах Кувейта, Катара и Саудовской Аравии движителем развития экономики выступает государство. Оно осуществляет управление экономическим развитием через прямой контроль над крупнейшими компаниями и через бюджетные расходы, обеспечивая как предложение товаров и услуг, так и спрос на них. При этом частный сектор действует в нишах, в которые государство не стало инвестировать, например, в торговле и строительстве.

При этом для государственных компаний действуют многочисленные льготы в виде отсутствия налога на прибыль, масштабных субсидий, низких тарифов на воду, электричество, землю и др. – эти преференции зачастую значительно выше, чем у частного сектора. Так, САБИК и Сауди Арамко пользуются льготными ценами на сырье. Западные авиакомпании обвиняют аравийские монархии в субсидировании цен на топливо и господдержку при закупке авиатехники. Кроме того, внутри крупных государственных холдинговых компаний распространены взаимное кредитование и трансфер средств с балансов одних предприятий другим, что позволяет перераспределять прибыли и убытки внутри холдинга.

В программах Бахрейна и Омана сделан выбор в пользу либеральной рыночной экономики, при которой драйвером развития выступает частный сектор. Оман в настоящее время является единственной из шести стран, где существуют конкретные планы по приватизации государственных компаний.

В области торговой политики страны Аравийского полуострова создали зону свободной торговли с участием других арабских стран, среди которых Египет, Иордания, Марокко [3, c. 61]. Члены ССАГПЗ активно ведут переговоры о создании многосторонних торговых соглашений с Австралией, Китаем, Индией, Японией, Республикой Корея, Пакистаном и Турцией [8]. Европейский союз на протяжении десятилетия выдвигает предложение о подписании договора о зоне свободной торговли ССАГПЗ – ЕС [10].

Следование тому или иному подходу связано с обеспеченностью минеральным сырьем на душу населения. Бахрейн уже является нетто-импортером нефти, а месторождения Омана будут истощены к 2035 г. Такое положение объективно ставит задачи трансформации экономической модели. С другой стороны, Катар и Кувейт – государства с малой численностью населения и огромными запасы энергоресурсов пока не испытывают необходимости отказа от опоры на ресурсы (табл.). Саудовская Аравия является одним из крупнейших мировых резервуаров нефти, однако, численность ее населения значительно выше, чем в малых монархиях. В этой связи Королевство уже испытывает значительное демографическое давление и вынуждено реформировать экономику, свидетельством чему является принятие программы «Видение 2030».

 

 

Таблица 2. Сравнение стран ССАГПЗ по обеспеченности запасами и по добыче нефти и газа [17]

Страна

ВВП на душу населения

Добыча нефти на душу населения,

в год (барр.)

Проводит ли либерализацию экономики

Катар

74 667

315

нет

ОАЭ

40 438

153

да

Кувейт

28 985

290

нет

Бахрейн

23 396

5

да

Саудовская Аравия

20 482

138

запланировано

Оман

15 645

77

да

 

 

В социальной сфере одной из ключевых смысловых характеристик программ является то, что в них по сути декларирована цель трансформации существующей модели патерналистского государства, основанного на эксплуатации нефти, за счет которой правительства гарантировали гражданам широкий набор благ и в то же самое время опирались на иностранную рабочую силу для обеспечения экономического развития. Несмотря на социально-ориентированную риторику властей и обещания обеспечить здравоохранение, образование и другие социальные услуги на уровне передовых мировых стандартов, планы подразумевают, что следующие поколения граждан стран ССАГПЗ, как мужчин, так и женщин, будут вынуждены нести ответственность за свой уровень образования и конкурировать за рабочие места. Они будут работать на протяжении большей части своей взрослой жизни и не столько рассчитывать на государственный патернализм, сколько, со своей стороны, приносить значительно большую по значению экономическую пользу обществу. Времена, когда, например, в Кувейте, женщина получала полную пожизненную пенсию, получив только 15-летний стаж, видимо, в соответствии с новыми планами, уходят в прошлое.

Например, в саудовском плане «Видение 2030» предусмотрен ввод платных здравоохранения и образование, повышение цен на бензин, электроэнергию и воду; установление акцизов; снижение занятости в бюджетной сфере.

Саудовский долгосрочный план «Видение 2030»

Пожалуй, наибольший резонанс в мире получила принятая в апреле 2016 г. в Саудовской Аравии программа «Видение 2030». Подход аравийских монархий к реформированию экономики может быть охарактеризован на примере данного плана.

Журналисты при описании «Видения 2030» сконцентрировались на наиболее «вкусных» тезисах – выводе на фондовый рынок 5% акций Saudi Aramco, что сделает ее самой дорогой по капитализации компанией мира; амбициозном стремлении увеличить долю ненефтяного экспорта с 16 до 50%; декларации о готовности повысить уровень локализации закупаемых вооружений – с 2 до 50%; увеличить долю женщин среди занятых с 22 до 30% и т.д. В реальности же излишнее внимание к хорошо «продаваемым» публике целям отвлекает внимание от содержащихся в документе революционных изменений экономической системы Саудовской Аравии. «Видение 2030» провозглашает не реформирование, а изменение всей социально-экономической модели саудовского развития, отход от патернализма и государственного капитализма к политике либерализма.

Страны Аравийского полуострова находятся на втором в мире месте после Африки по темпам роста населения. Это означает, что государство должно обеспечивать крайне высокие ежегодные темпы роста занятости, ввода школ и больниц. Саудовская Аравия с ее 32-миллионным населением стала не в состоянии, в отличие от малых аравийских монархий, обеспечивать это в необходимом объеме. В результате несколько миллионов коренных арабов – оказались не за чертой бедности, но в достаточно сложном материальном положении. В «Видении 2030» государство не ставит цель урегулировать положение данных граждан, а по сути, отказывается от своей прежней патерналистской функции и перекладывает часть расходов на подданных через снижение субсидий и ввод налогов.

Кроме того, власти хотят диверсифицировать активы своего национального богатства и в ходе этого процесса повысить текущие инвестиционные доходы – декларировано увеличение Государственного инвестиционного фонда (ГИФ) до 2,5 трлн долл. с целью вложения его средств в акции высоколиквидных компаний по всему миру. Данный механизм стал инвестировать средства и в Россию. Российский фонд прямых инвестиций заключил соглашения с ГИФ на общую сумму 2,1 млрд долл. Партнеры осуществят инвестиции в проекты в энергетике, инвестируют средства в строительство дублера Кутузовского проспекта в Москве и линий легкого метро в Санкт-Петербурге [1, c. 6].

В рамках «Видения 2030» саудовское государство уже приступило к сокращению расходов, снижению субсидий, пересмотру огромных государственных инвестпрограмм. В документе говорится о необходимости уменьшить расходы на закупку вооружения за рубежом. В документе запланирована приватизация более двадцати ведущих компаний, занимающих монопольные или олигопольные позиции в важных секторах экономики, установление налога на добавленную стоимость, сокращение численности низкооплачиваемых иностранных работников. Неслучайно, что когда интервьюеры из британского журнала «Экономист» задали вопрос куратору программы Принцу Мухаммеду Бин Салману о том, нет ли сходства между саудовской концепцией и политикой тэтчеризма, он не стал этого отрицать и ответил: «Возможно».

За развитием реформ в аравийских монархиях в целом и в Саудовской Аравии, в частности, будет очень интересно понаблюдать. Не вызывает сомнений, что они назрели. Резкое падение мировых цен на нефть выпукло продемонстрировало неэффективность экономики Королевства. Однако на протяжении своей истории аравийские монархии неоднократно принимали амбициозные программы, которые потом не реализовывались. Так, тексты предыдущих долгосрочных планов Саудоувской Аравии и ОАЭ – соответственно, и «Видение 2021» удалены из Интернета, потому что заявленные цели не достигнуты.

Кроме того, остается вопросом, насколько данные планы подходят саудитам. Наполнение реформ в определенной степени напоминает программу «Шоковой терапии», реализовывавшуюся в конце XX в. в странах с переходной экономикой, и постулаты «Вашингтонского консенсуса», печально известного в странах, бравших кредиты от МВФ. Насколько население сможет приспособиться к темпам реформирования – неясно. При этом нынешняя саудовская модель содержит значительные резервы для повышения эффективности – такие как снижение импорта, помощи зарубежным государствам, расходов на многочисленную королевскую семью и др. Так, на помощь зарубежным государствам Саудовская Аравия тратит около 1,7% ВВП, что намного превышает установленный ООН целевой уровень в 0,7% [9, c. 26].

Добавляет пикантности в эту ситуацию то, что, согласно имеющимся данным, разработчиком реформ выступили не саудовские эксперты, а компания МакКинси. Именно этим объясняется и то, что сразу в трех странах – были приняты документы с одинаковым названием – «Видение 2030». Данная компания также разрабатывала аналогичные планы в Кении, ЮАР и других странах. Неочевидно, может ли унификация и автоматический перенос опыта одних стран на почву других обеспечить эффективное развитие.

Таким образом, аравийские монархии провозгласили цель диверсификации экономики и трансфера нефтегазовых доходов в отрасли, усиливающие участие ССАГПЗ в глобальных цепочках стоимости и не зависящие от нефти. Это создает повышенные требования к квалификации рабочей силы, что потребует от аравийских монархий сверхусилий по развитию образования. При этом происходит отказ от социального контракта, при котором государства гарантировали гражданам широкий набор. В условиях изменившейся конъюнктуры на мировом нефтяном рынке аравийские монархии вынуждены осуществлять расходы более бережливо и стремиться к снижению зависимости от минерального сырья.

 

Библиографический список

1. Айдрус И. А. З. Арабский капитал в России: тенденции последних лет // Сотрудничество России с зарубежными странами в условиях международных экономических санкций: сб. статей. – М., 2015. – С. 6-9

2. Бирюков Е.С. Инвестирование средств суверенных инвестиционных фондов: опыт стран Аравийского полуострова и рекомендации для России // Экономика и предпринимательство. – 2015. – №6-2 (59-2). – С. 70-75

3. Бирюков Е.С. Политика Египта по созданию зон свободной торговли и перспективы создания зон свободной торговли между Россией и Египтом // Международная торговля и торговая политика. – 2016. – №1 (5). – С. 55-64.

4. Бирюков Е.С. Роль финансов стран-членов ССАГПЗ в мировой экономике // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2013. – №2. – С. 189-195

5. Бирюков Е.С., Бирюкова О.В. Особые экономические зоны стран ССАГПЗ [Текст] // Азия и Африка сегодня. – 2016. – №11. – С. 28-33

6. Бирюкова О.В. Проблемы и перспективы формирования регионального рынка услуг стран СНГ // Общество и экономика. – 2011. – №6. – С. 77- 92

7. Бирюкова О.В. Участие сектора услуг в развитии глобальных цепочек создания стоимости // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2016. – №3 (65). – С. 115-125.

8. Глобальные институты регулирования: учебник [Текст] / под ред. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, Инфра-М, 2016. – 588 с.

9. Дегтерев Д. А. Политическая экономия международной помощи // Мировая экономика и международные отношения. 2014. – №4. – С. 26-35.

10. Лисоволик Я.Д. Мегаломания мегаблоков // Россия в глобальной политике. – 2015. – Т. 13. – №6. – С. 152-163.

11. Родионова И.А., Шкваря Л. В. На пороке «Азиатского индустриального века» // Азия и Африка сегодня. 2012. – №12. С. 2-5.

12. Devaux P. Economic diversification in the GCC: dynamic drive needs to be confirmed // Conjoncture: BNP-Paribas. – July-August 2013. – P. 18-23.

13. Economic Diversification in Oil-Exporting Arab Countries [Electronic resource] // IMF. Mode of access: https://www.imf.org/external/np/pp/eng/2016/042916.pdf

14. Economic Vision Abu Dhabi 2030 [Electronic Resource]. – Mode of access: http://www.actvet.ac.ae/en/Media/Lists/ELibraryLD/economic-vision-2030-full-versionEn.pdf (accessed: 25-11-2017)

15. New Kuwait-2035 [Electronic Resource]. – Mode of access: http://www.newkuwait.gov.kw/en/plan/ (accessed: 25-11-2017)

16. Saudi Arabia. Vision 2030 [Electronic Resource]. – Mode of access: http://vision2030.gov.sa/en (accessed: 25-11-2017)

17. Statistical Review of World Energy 2016. – L.: BP, 2016. – Pp. 6, 8.

18. UAE Vision 2021 [Electronic Resource]. – Mode of access:

https://www.energystream-wavestone.com/wp-content/uploads/2015/11/UAE_Vision_2021_English.pdf (accessed: 25-11-2017)

19. Vision 2030. Bahrain [Electronic Resource]. – Mode of access: https://www.evisa.gov.bh/Vision2030Englishlowresolution.pdf (accessed: 25-11-2017)

 

 

ON THE PRACTICE OF LONG-TERM PLANNING IN THE ARABIAN MONARCHIES

 

E.S. Biryukov, senior researcher

Russian institute for strategic studies

(Russia, Moscow)

 

Abstract. The approaches of six Arabian monarchies (Bahrain, Kuwait, Oman, Qatar, Saudi Arabia, UAE) to economic planning are considered. It is shown that the development of these countries since the beginning of large inflows of petrodollars (in 1970s) is based on five-year plans similar to the Soviet ones. In the middle of the 2000’s the monarchies developed long-term plans until 2030-2035. The countries of the Arabian Peninsula are compelled to radically change of their development model. The paternalistic state is replaced by a more liberal approach, in some cases corresponding to the methods of «shock therapy» — taxes are increased and subsidies reduced. The structural goal is to diversify the economy and create new sources of value added that are not related to oil production.

 

Keywords: GCC, economic diversification, economic growth, Saudi Arabia, Vision 2030.