Лефортов К.Л. О некоторых параметрах развития отечественного высшего образования с позиции глобальной конкурентоспособности // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 92-95.

О НЕКОТОРЫХ ПАРАМЕТРАХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

К. Лефортов, студент

Государственный университет управления

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В статье представлено межстрановое сопоставление позиции России в глобальном рейтинге конкурентоспособности экономик с позиции такой его компоненты, как уровень развития высшего образования. Исследована динамика таких факторов, оказывающих воздействие на конкурентоспособность отечественного высшего образования, как качество обучения математике, качество школ менеджмента и обеспеченность школ доступом в интернет. Сделаны выводы о перспективах развития высшего образования в глобальном контексте.

Ключевые слова: высшее образование, конкурентоспособность, качество образования, рейтинг, глобальный индекс конкурентоспособности.

 

 

Качество среднего и высшего образования является индикатором наличия текущей возможности и, соответственно, потенциала развития человеческого капитала внутри страны и привлечения его из-за рубежа. Различные отсылки к вопросам качества высшего образования и подготовки квалифицированных кадров для нужд народного хозяйства присутствуют в работах О.В. Кожевиной [1], Д.К. Попенковой [2] и других авторов, единых во мнении о том, что от конкурентоспособности отечественной системы высшего образования зависит стратегическая конкурентоспособность страны на мировой арене.

Обосновывая приоритетные принципы функционирования и развития системы управления качеством профессиональной подготовки в вузе, О.В. Скорикова отмечает особую роль, которую проблема качества образования приобрела в связи с вхождением России в Болонский процесс [3, с. 165]. Кроме того, исследования, проведенные Е.А. Пахомовой и другими авторами, свидетельствуют, что показатели развития высшего образования объединены причинно-следственной связью с показателями социально-экономического развития территории, потому их можно рассматривать и как фактор развития конкурентоспособности территории, и как производную этого развития [4, 5]. Как убедительно показано в работе А.Г. Поляковой, модернизация экономики неразрывно связана с социальной сферой и человеческим капиталом [6]. Аналогичные выводы о значимости инвестиций в человеческий капитал содержатся в работе Е.Ю. Просвиркиной [7].

Не меньшую ценность имеет замечание Т. Малевой и Л. Овчаровой, которые отмечают, что в экономике знаний «жизненные шансы человека» будут в значительной степени определяться тем, «в какой школе и каком вузе он обучался», равно как и от его способности к самообучению, коммуникативных навыков и т. д. [8]. Таким образом, поскольку перспективные конкурентные преимущества стран обеспечиваются во многом наличием или отсутствием освоенных высоких технологий определенного класса, наибольший интерес представляют следующие компоненты глобального индекса качества образования:

 качество системы образования;

 качество обучения математике и естественным наукам;

 качество школ менеджмента;

 обеспеченность школ доступом в интернет.

Рассмотрим динамику компонент, формирующих подиндекс качества образования (таблица 2)

 

 

Таблица 2. Изменение позиций Российской Федерации по параметрам подиндекса качества образования

Период

Качество системы образования

Качество обучения математике и естественным наукам

Качество школ менеджмента

Обеспеченность школ доступом в интернет

Значение

Место

Значение

Место

Значение

Место

Значение

Место

20122013

3,389

86

4,287

52

3,460

115

4,224

70

20132014

3,485

85

4,314

56

3,635

113

4,650

54

20142015

3,477

84

4,310

59

3,747

104

5,137

41

20152016

3,477

82

4,310

58

3,747

100

5,137

36

 

 

Почти по всем компонентам этого индекса наблюдается рост, лишь в качестве обучения математике и естественным наукам наблюдался спад в 20122014 годах; в 20142016 годах индекс установился на значении 3,747. В общем по России особенных улучшений в 20142016 годах не наблюдается: почти все компоненты имеют неизменные в этом периоде значения.

В отношении компонент подиндекса качества образования можно отметить следующее:

1. Качество системы образования с 2012 по 2016 год незначительно улучшилось (20122013 годы — 86 место, а 20152016 82 место).

По мнению ряда исследователей [9], конкурентоспособность системы высшего образования в части ее качества определяется также расходами промышленных предприятий на оплату обучения имеющихся и перспективных работников.

2. Качество обучения математике и естественным наукам с 2012 по 2015 год ухудшилосьнаблюдается преимущественно спад с небольшим улучшением в 20152016 годах (20152016 58 место).

3. Качество школ менеджмента с 2012 по 2016 год незначительно улучшилось (20122013 годы 115 место, а 20152016 100 место).

4. Обеспеченность школ доступом в интернет с 2012 по 2016 год значительно улучшилась (20122013 годы — 70 место, а 20152016 – уже 36 место).

В основном наблюдается сохранение состава лидеров (таблица 3). По качеству образования в 20122016 годах лидирующие позиции сохранялись в основном за Сингапуром, Швейцарией и Финляндией, а по качеству системы образования также за Швейцарией (она удерживала 1 место в 20122016 годах), Финляндией и Сингапуром.

 

 

Таблица 3. Позиции стран-лидеров по состоянию подиндексов «качество системы образования» и «качество обучения математике и естественным наукам»

Период

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

Качество системы образования

20122013

Швейцария

Финляндия

Сингапур

Катар

Бельгия

20132014

Швейцария

Финляндия

Сингапур

Катар

Ирландия

20142015

Швейцария

Финляндия

Катар

Сингапур

Ирландия

20152016

Швейцария

Катар

Сингапур

Финляндия

Бельгия

 

Качество обучения математике и естественным наукам

20122013

Сингапур

Финляндия

Бельгия

Ливан

Швейцария

20132014

Сингапур

Финляндия

Бельгия

Ливан

Швейцария

20142015

Сингапур

Финляндия

Бельгия

Швейцария

Ливан

20152016

Сингапур

Финляндия

Бельгия

Швейцария

Катар

 

 

По качеству обучения математике и естественным наукам лидировали Сингапур, Финляндия и Бельгия, которые удерживают свои позиции в 20122016 году на неизменных местах. По качеству школ менеджмента первые места приходились на Швейцарию, Великобританию и Бельгию, а по обеспеченности школ доступом в интернет — на Исландию, Эстонию и Финляндию.

 

 

Таблица 4. Позиции стран-лидеров по состоянию подиндексов «качество школ менеджмента» и «обеспеченность школ доступом в интернет»

Период

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

Качество школ менеджмента

20122013

Великобритания

Бельгия

Швейцария

Испания

Канада

20132014

Швейцария

Бельгия

Великобритания

Испания

Франция

20142015

Швейцария

Бельгия

Испания

Португалия

Великобритания

20152016

Швейцария

Бельгия

Великобритания

Сингапур

Канада

 

Обеспеченность школ доступом в интернет

20122013

Исландия

Эстония

Финляндия

Нидерланды

Сингапур

20132014

Исландия

Финляндия

Эстония

Сингапур

Норвегия

20142015

Исландия

Эстония

Норвегия

Финляндия

Нидерланды

20152016

Исландия

Сингапур

Норвегия

Швеция

Нидерланды

 

 

Представленные в таблицах сведения позволяют выделить некоторое сходство в стратегиях стран-лидеров в части инвестирования в человеческий капитал, равно как и отличия аналогичных стратегий России и некоторых других стран, как это показано в работе Л.С. Мазелиса и соавторов [10].

К несомненным минусам современного образования можно отнести то, что, отойдя от советского образования, оно не слишком приблизилось к образованию, ориентированному на западную систему ценностей. Ни одна из сложившихся в мире систем не подходит России без должной адаптации. Строя новую школу для страны, нужно будет комбинировать решения со всех концов света [11].

Еще одним недостатком современного высшего образования является частичная его дезинтеграция с сектором научных исследований и разработок, тогда как современные исследования показывают, что именно университеты должны стать ядром национальной инновационной системы, «формирующимся под воздействием субъектов инновационного потребления, где концентрируются научно-технические, технологические, производственные, кадровые, финансовые и организационные ресурсы» [12, с. 32].

При этом финансово-экономическая эффективность и макроэкономическая роль образования достаточно высоки, что делает инвестиции в рассматриваемую сферу оправданными не только с идеологической точки зрения. Так, в эмпирическом исследовании В.В. Колмакова и И.С. Симаровой показаны характер межотраслевых взаимосвязей и процесс формирования единого недисперсного поля, объединяющего такие сферы, как «материальное производство», «транспорт», «связь» и «оптовая торговля», лежащие в одной цепочке добавленной стоимости и формирующие макрологистическую сеть. Указанные исследователи отмечают, что аналогичные связи и цепочки добавленной стоимости наблюдаются в отношении такого вида экономической деятельности, как образование [13, с. 681].

 

 

Библиографический список

1. Кожевина О.В. Повышение конкурентоспособности региона на основе реализации модели инновационного развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012. 2. С. 1419.

2. Попенкова Д.К. FMCG industry (petfood) development in Russia // Потенциал современной науки. 2016.  3 (20). С. 7277.

3. Скорикова О.В. Управление качеством профессиональной подготовки будущих специалистов: теоретический анализ проблемы // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016.  1 (5). С. 165170.

4. Пахомова Е.А., Солодова Е.Н. Комплексный подход к анализу взаимовлияния учреждений высшего профессионального образования на экономическое развитие наукограда и региона (на примере университета «Дубна» и города Дубна Московской области) // Аудит и финансовый анализ. 2008.  5. С. 138152.

5. Пахомова Е.А. Методологические и инструментальные основы оценки влияния вуза наукограда на эффективность регионального развития. Saarbürcken: LAP, 2011. 424 p.

6. Полякова А.Г. Модернизация экономики регионов нового освоения: дисс. … докт. экон. наук. — СПб., 2012. 366 с.

7. Просвиркина Е.Ю. Рентабельность инвестиций в человеческий капитал как инструмент оценки эффективности управления человеческими ресурсами в банковском секторе // Менеджмент в России и за рубежом. 2014.  5. С. 104109.

8. Малева Т., Овчарова Л. Социальная модернизация в России: теория, история, вызовы // SPERO. Социальная Политика: Экспертиза. Рекомендации. Обзоры. 2009. № 10. С. 14.

9. Космарский В., Малеева Т., Смирнов С. Социальная сфера промышленных предприятий // Экономист. 1996.  3. С. 5663.

10. Лавренюк К.И., Мазелис Л.С., Свиридова Е.В., Сонин В.В. Сравнительный анализ стратегий инвестирования в человеческий капитал университетов Китая и России // Фундаментальные исследования. 2015.  212. С. 26832689.

11. Матвеев В.В. Роль инфраструктурных инвестиций в национальном процессе воспроизводства // Экономические науки. 2011.  83. С. 6872.

12. Мирзабекова М.Ю. Классификация инновационного потенциала экономической системы // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2013.  5. С. 2834.

13. Колмаков В.В., Симарова И.С. Определение приоритетных сфер внедрения механизмов государственно-частного партнерства в регионе // Фундаментальные исследования. 2014.  8-3. С. 677682.

 

 

ON SEVERAL PARAMETERS OF HIGHER EDUCATION FROM CLOBAL

COMPETITIVENESS POINT OF VIEW

 

K.L. Lefortov, student

State university of administration

(Russia, Moscow)

 

Abstract. The article provides intercountry comparison of Russia’s position in global competitiveness ranking considering its component like higher education development index. The paper describes the dynamics of factors that influence the competitiveness of higher education in Russia, including quality of mathematics education, quality of schools of management and internet access availability to schools. The survey allows for making conclusions on the Russian higher education development prospects within the global context.

Keywords: higher education, competitiveness, quality of education, ranking, global competitiveness index.