Альпенова Б.А. Налоговый аудит: развитие, совершенствование и проблемы в Республике Казахстан // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №4. – С. 15-18.

налоговый аудит: развитие, совершенствование и проблемы в Республике Казахстан

 

Б.А. Альпенова, докторант

Бишкекская финансово-экономическая академия

(Кыргызская Республика, г. Бишкек)

 

Аннотация. В данной статье рассматривается развитие и проблемы совершенствования налогового аудита в РК. Дано авторское определение налогового аудита. Показаны основные этапы и внесены уточнения в процедуру проведения налогового аудита. Также необходимо развитие и совершенствование методологических и организационно-ме­тодических основ налогового аудита. Для решения данных проблем описывается методика проведения налогового аудита.

Ключевые слова: налоги, налоговый учет, налоговый аудит, Республика Казахстан.

 

 

 

Поскольку налог это принудительное изъятие в доход государства определенных средств, вполне естественно, что налогопла­тельщик, оценив все законные способы, имеет право выбрать тот из них, который позволит уменьшить убытки. Бывает, хотя и нечасто, что предприятие не пользуется льготами, прямо предусмотренными нало­говым законодательством. Иногда льготы или другие послабления в законодательстве не заметны с первого взгляда. Использовать все легальные возможности уменьшения налогового давления законно и, более того, разумно. Часто благодаря грамотному применению норм законодатель­ства, сумма налогов значительно уменьшается. Налого­вое планирование целесообразно все­гда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на пределе рентабельности или, что хуже, на грани банкротства. При грамотном подходе улучшение положения не будет связано с налоговыми наруше­ниями и их последствиями.

Под аудитом понимается независимая проверка отчётности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчётности. Однако наличие в такой отчётности ряда налоговых показателей, формируемых за рамками бухгалтерского учёта, и необходи­мость их подтверждения в ходе аудиторской проверки потребовали от аудиторов новых зна­ний и опыта.

Комплекс услуг, оказываемых аудиторами, включающий проверку правильности ис­числения и уплаты налогов, составления налоговой отчётности, налоговое консультирова­ние, постановку, восстановление и ведение налогового учёта стали называть налоговым ау­дитом.

До сих пор не определено место налогового аудита в структуре услуг, оказываемых аудиторами. Так же, проблема налогового аудита заключается ещё и в том, что законодательно данный вид аудита не закреплён. Для решения данных проблем необходимо развитие и совершенствование методологических и организационно-методических основ налогового аудита, позволяющих получить концептуальные представления о налоговом аудите и расши­рить знания в области проведения налогового аудита [1].

Несмотря на то, что понятие «налоговый аудит» достаточно часто употребляется в специальной литературе и в списке услуг, оказываемых аудиторскими организациями и ин­дивидуальными аудиторами, оно до сих пор не обрело своего единственно верного и теоре­тически обоснованного толкования. Действующее отечественное законодательство и Меж­дународные стандарты аудита также не раскрывают понятия «налоговый аудит» [2].

Целевой налоговый аудит проводится с целью налогового планирования, как по пред­полагаемым операциям, так и по совершенным или находящимися в стадии реализации, осо­бенно операций связанными с внешнеэкономическими сделками, требующими знания не только национального налогового законодательства, но и международных Конвенций и Со­глашений в сфере, налогового, таможенного и специального законодательства.

Налоговый аудит проверка правильности, своевременности и полноты исчисления налогов в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, а также своевременности, полноты и правильности формирования и представления в налоговые ор­ганы всех форм налоговой отчетности. Проверка налоговых обязательств возможна как пу­тем проведения налогового аудита, так и путем проведения согласованных процедур по про­верке исчисления налоговых обязательств. Важность налогового аудита заключается в свое­временной оценке налоговых рисков предприятия и в сведении их к минимуму.

Налоговый аудит это проверка аудиторской организацией бухгалтерских и налого­вых отчетов, имеющая своей целью составление экспертного мнения о степени их достовер­ности и соответствии нормам существующего налогового законодательства. Проверке, кроме этого, подвергаются порядок формирования, уплаты и отражения в учете налогов и других платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

С учетом изученных научных работ по вопросу налогового аудита можно дать сле­дующее определение: налоговый аудит комплексная независимая проверка налогового учета предприятия, правильности начисления и уплаты налогов, оценка налоговых рисков в деятельности предприятия.

Аудит налогов это услуга, которая предусматривает осуществление тщательной ре­визии налоговой отчетности проверяемой компании. Налоговый аудит проводится для того, чтобы выявить все неточности, которые были допущены в процессе составления бухгалтер­ской или финансовой отчетности, либо устранить все несоответствия с налоговым законода­тельством РК.

Основной целью проведения налогового аудита является предупреждение штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам. В процессе прове­дения налогового аудита, компания-аудитор старается решить все вопросы, связанные с оп­тимизацией и планированием налогообложения, и решить их именно с соблюдением интере­сов заказчика.

Налоговый аудит проводится по следующим направлениям (рис. 1):

 

 

 

Рис. 1. Направление налогового аудита

 

 

 

При этом налоговый аудит подразумевает осуществление тщательного контроля по поводу грамотности и обоснованного расчета, выплат налогов и всевозможных сборов, пра­вильного использования льгот компании по налогообложению, точного отражения в налого­вой отчетности различных операций (которые нередко не прописываются в законодатель­стве). Кроме этого, в процессе налогового аудита проводится тщательная проверка соответ­ствия составленных налоговых деклараций действующему налоговому законодательству.

В первую очередь заказчиками налогового аудита являются крупные компании, осу­ществляющие несколько видов деятельности, в том числе экспортно-импортные операции. Обороты таких компаний велики, поэтому и налоговые обязательства, в том числе штрафы и пени, составляют немалые суммы. Таким образом, чтобы минимизировать налоговые вы­платы, а также избежать штрафных санкций, крупной компании целесообразно и экономиче­ски выгодно провести налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрали­зовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объек­тивным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Главному бухгалтеру, который порой единолично занима­ется всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме орга­низовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки пред­шественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать собственник или руководитель организации, с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Сам процесс налоговой проверки состоит из нескольких этапов:

 экспертиза то есть осуществляется предварительная оценка той системы налогооб­ложения, которая существует у экономического субъекта на момент проверки;

 аудиторская проверка то есть подтверждение того, насколько правильно идет исчис­ление и уплата налогов и сборов в бюджетные и внебюджетные фонды;

 заключительным этапом проверки является оформление и передача полученных при аудиторской проверке данных.

Налоговый аудит это отличная возможность репетиции налоговой проверки, он по­зволяет снизить и вообще предотвратить конфликты с правоохранительными органами госу­дарственной власти. Налоговый аудит является процедурой необязательной, его проводят по инициативе аудируемого лица в те сроки и в том объеме, которые были установлены в дого­воре между заказчиком и непосредственно аудитором.

Налоговая составляющая аудита слабо регламентирована действующими норматив­ными документами РК. Не урегулирован ряд существенных вопросов, определяющих техно­логию налогового аудита, отсутствуют четкие рамки налоговой составляющей аудита. От­сутствуют методические разработки по организации и проведению налогового аудита. Все это придает достаточную актуальность разработке правовых, методологических и методиче­ских основ налогового аудита.

 

 

Библиографический список

1. Налоговый аудит [Электронный ресурс] / Сайт: auditsrv.ru.- Режим доступа: http://auditsrv.ru/uslugi/auditorskie-uslugi/asz/nal-audit/

2. Arens, A. Auditing and Other assurance services:/ А.А. Arens.-Canadian: Copуright, 2007.  700 ind.

 

 

INTERNAL AUDIT IN TAX ACCOUNTING OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

 

B.A. Alpenova, doctoral

Bishkek academу of finance and economics

( Kуrgуz Republic, Bishkek)

 

Abstract. This article describes the development and improvement of tax audit issues in the Republic of Kazakhstan. Given the author’s definition of  tax audit. Main stages of a tax audit. Made adjustments in protsedyry of tax audit. It is also necessary to develop and improve the meth­odological and organizational and methodological foundations of the tax audit. To solve these problems described method of tax audit.

Keywords: taxes, tax accounting, tax audit, the Republic of Kazakhstan.