Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления образовательной деятельностью // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №8. – С. 33-45

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор

Международный институт рынка

(Россия, г. Самара)

 

Аннотация. Структура системы управления образовательным учреждением включает несколько процессов. Основой образовательного процесса являются составные части – подпроцессы. Каждый подпроцесс состоит из нескольких функциональных задач в соответствии с известными функциями управления. Представлена модель подпроцесса управления образовательными программами. Рассмотрены структура и содержание технологии решения профессиональных задач. Включение в процесс решения задач методических инструментов обеспечивает качество и эффективность образовательного процесса.

Ключевые слова: процесс, подпроцесс, образование, задача, функция управления, технология, компетентность.

 

 

В настоящее время широким фронтом в России идет подготовка профессионалов управленцев. Однако катастрофически не хватает квалифицированных преподавателей, проблемно-ориентированных учебных программ, интенсивных технологий обучения и, наконец, дифференциации образовательного процесса в зависимости от контингента обучаемых. В настоящее считанные ученые проводят исследования в области образования и подготовки менеджеров.

Образование это деятельность по развитию интеллектуальных способностей и возможностей человека и по формированию его ценностных ориентаций. Цель образования это возможность действовать в Мире, преобразуя Мир и себя в соответствии со своими основными ценностями [4].

Формирование ценностных ориентаций является важнейшим фактором, так как благодаря этому формируются основные направления, критерии и ориентиры деятельности и поведения управленцев в профессиональной, экономической и этической областях.

К профессиональным умениям следует отнести следующие аспекты [12]:

 приобретение способности ставить цели в соответствии с ценностными ориентациями;

 понимание ситуаций, возникающих в деятельности и поведении;

 поставка задач, решение которых необходимо для достижения цели;

 осуществление проблематизации, если постановка задач не удается;

 приобретение способностей формулирования проблем;

 приобретение способности различать, систематизировать и решать проблемы, преобразуя их в предметные или профессиональные пакеты задач;

 приобретение способности выбора, освоения и применения умений, необходимых для решения задач;

 формирование на их основе актуальных норм и образцов деятельности;

выбор и/или создание средств и методов для решения задач;

 приобретение способности к реализации деятельности в соответствии с созданными средствами, реализуя преобразование Мира и себя на пути к цели.

Гуманитарное образование, чаше всего, направлено на приобретение способностей изменять себя. При этом окружающий Мир выступает как условие преобразования самого себя.

Технократическое образование имеет основную направленность на изменение Мира, при этом «Я» выступает главным инструментом такого изменения. Умение изменять себя при наличии ценностных ориентаций (при отсутствии индифферентности, наличие способностей формировать оценки, суждения, критерии, позиции) по отношению к Миру есть достаточное условие для возникновения понимания необходимости и умений изменения Мира [13].

Образованный же человек до начала деятельности изменения Мира сначала изменяет себя до определенного уровня развития, приобретает необходимые знания, умения и т.д., а затем на основе приобретенного потенциала пытается изменить окружающий Мир.

Рассмотрим некоторые формы и содержание образовательной деятельности, а также структуру этой деятельности на основе работ автора [2, 3, 6, 10].

Управление образовательной деятельностью имеет некоторые особенности по сравнению с другими видами деятельности, что коротко и убедительно представлено в работе [1]. Образование осуществляется в широком диапазоне. Оно может быть сведено до усвоения конкретной суммы знаний, умений, а может быть расширено до приобретения способности к самоуправлению процессом мышления в любых жизненных условиях и ситуациях.

Акцент на способности к самоуправлению, включая саморазвитие личности, как правило, не соотносится с конкретными требованиями профессиональной деятельности, так как предполагает длительную и сложную учебно-воспитательную деятельность с обучаемыми. Отсюда реальные рамки возможностей и заинтересованность общества, макрогрупп и отдельных индивидов в приобретении тех или иных способностей становятся ведущими при решении вопроса о выборе форм и содержания образования.

Образовательную деятельность, как и любую другую, нужно структурировать. Систему управления образовательным учреждением следует рассматривать как совокупность подсистем, ориентированных на высокую эффективность управления образовательным процессом [15].

В основе современной трактовки процессов управления в организациях лежат системный, процессный и функциональный подходы, которые хорошо применяется при исследовании и построении основных видов деятельности производства продуктов и услуг. В любой области деятельности процесс управления операциями является самым важным, так как в рамках него происходит преобразование ресурсов в готовую продукцию или услуги. В нашем случае – это образовательная деятельность, благодаря которой производятся заданные результаты из конкретных ресурсов (обучающихся). Отметим, что именно продажа востребованной продукции или услуги приносит любой экономической системе на уровне организация доход и прибыль.

Для выделения конкретных задач необходимо структурировать деятельность образовательного учреждения, как это сделано в работe [14]. Для этого выделяются объекты и процессы управления ими. Так как напрямую процессами управлять невозможно, они разделены на подпроцессы. Однако и подпроцессами напрямую управлять также весьма сложно в соответствии с работой [5]. Поэтому появилось понятие «функциональная задача управления» (ФЗУ). Последовательно решая отдельные ФЗУ в рамках одного подпроцесса, производится управление данным подпроцессом. Управляя некоторой совокупностью подпроцессов, происходит управление этим процессом в организации. Управляя всеми процессами, производится управление образовательным учреждением в целом [7].

Между различными процессами осуществляется обмен информацией, что делает структуру систему управления образовательной деятельностью (СУОДУ) взаимозависимой и весьма сложной. Автором для образовательного учреждения были выделены подпроцессы (подсистемы), которые имеют примерно одинаковые названия в образовательных учреждениях любого профиля. Системный граф подпроцессов СУОД представлен на рис. 1.

 

 

 

 

 

Рис. 1. Модель системы управления образовательной организацией

 

 

Рассмотрим наиболее важные подпроцессы образовательной деятельности.

Управление набором обучаемых – это совокупность действий, направленных на привлечение обучаемых в образовательный процесс данного учреждения на индивидуальной или коллективной основе.

Образовательная программа определяет перечень, количество, сроки и содержание всех составных элементов образовательных услуг. Основанием для формирования программы являются стандарты образовательной деятельности в соответствии с профилем организации. При этом учитываются ограничения на операционные мощности и ресурсы организации. В процессе образовательной деятельности выполняется управление программами, графиками, занятиями, заданиями и другими видами учебных заданий [8, 9].

Управление образовательными программамиэто деятельность по формированию, продвижению структуры и содержания учебного процесса в виде документов и информационного обеспечения в образовательном учреждении.

Управление учебным процессом – это реализация портфеля заказов в соответствии с зафиксированными целями и задачами.

Задание в учебном процессе – это совокупностей действий, которые надо выполнить в соответствии с методическими указаниями, выданными в установленной форме в рамках программы или графика выполнения работ учебного процесса. Эти задания – продукт мыслительной деятельности, имеющей целью выполнение конкретных видов работ для получения заданных педагогических результатов. Форма и порядок составления учебных заданий зависят от дисциплины, учебного плана, структуры учебного плана.

Готовая продукция (выпускники, т.е. получившие документ установленного образца) служит базой для расчета с потребителями, благодаря чему появляются экономические результаты деятельности образовательной организации (доход, прибыль, списание бюджетных средств).

Выпускники образовательного учреждения начинают (продолжают) трудовую деятельность после обучения и должны способствовать улучшению показателей деятельности организации или иметь возможность подняться на новый уровень образовательного процесса.

Управление выпуском обучаемых – это деятельность, включающую завершающие действия по итоговой аттестации и оформлению документации. Сюда включается заключительные виды испытаний, завершающие операции по формированию документов и выполнение всех договорных обязательств по оказанию образовательных услуг в соответствии с существующим законодательством.

Образовательная организация заинтересована иметь больше обучаемых в рамках имеющихся ресурсов. Это приносит дополнительные бюджетные ассигнования. В коммерческих образовательных организациях наличие большего числа обучаемых приносит больше дохода от своей деятельности. Отсюда образовательная организация должна знать положение дел на рынке, иметь квалифицированный персонал, проводить активную маркетинговую политику, вести активную научную, сервисную и консультационную деятельность [17].

Управление эффективностью образовательного процесса – это сопоставление ожидаемых (заданных) и фактических результатов образовательной деятельности. Существуют различные показатели эффективности образовательной деятельности, в т.ч. количественные и качественные. Эти показатели показывают производительность и качество не только поступающих в систему ресурсов, преобразовывающихся в конечный продукт (хотя это в действительности так и происходит), но и как процесс, имеющий множество внешних воздействий разного характера.

Управление качеством образовательных услуг – это деятельность по осмыслению образовательным учреждением современных требований (параметров качества) потребителей образовательных услуг и использованию различных инструментов для выполнения этих требований (параметров).

Для получения функционально-полного состава ФЗУ можно по матрице «Подпроцесс – Функция управления», т.е. конкретная ФЗУ это выполнение одной функции управления в рамках данного подпроцесса (табл. 1) [16].

Взаимодействие подпроцессов управления в образовательной деятельности является достаточно тесным, так как здесь нет лишних элементов, и они находятся в непосредственном взаимодействии практически ежедневно, а иногда и ежечасно.

 

 

Таблица 1. Матрица подпроцессов системы управления образовательной деятельностью

Подпроцессы

Функции управления

1.Прогнозирование

2.Нормирование

3.Планирование

4.Организация

5.Учет

6.Контроль

7.Анализ

8.Регулирование

9.Координация

Управление портфелем заказов образовательных услуг

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Управление набором обучаемых

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Управление учебным процессом

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Управление образовательными стандартами

0

+

+

+

+

+

+

+

Управление образовательными программами

+

+

+

+

+

+

+

Управление интенсивными образовательными технологиями

+

+

+

+

+

+

+

Управление качеством образовательных услуг

+

+

+

+

+

+

+

+

Управление правовым обеспечением

+

+

+

+

+

+

+

Управление кадровым обеспечением

+

+

+

+

+

+

+

+

Управление научной деятельностью

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Управление техническим обеспечением

0

+

+

+

+

+

+

+

+

Управление выпуском специалистов

+

+

+

+

+

+

Управление эффективностью образовательной деятельности

+

+

+

+

+

+

+

Примечание: «+» – задача реально существующая, «–» – существование задачи возможно при определенных условиях, «0» – физически несуществующая задача

 

 

По этой матрице определяются наименования всех функциональных задач управления (ФЗУ), функционирующих в образовательном учреждении. Пример наименований ФЗУ: организация портфеля заказов образовательных услуг, контроль качества образовательных услуг, регулирование кадрового обеспечения.

Отсутствие или пропуск какой-то функции заставляет связанную с ней функцию пользовать случайную или недостоверную информацию при решении ФЗУ.

Модель подпроцесса «Управление операционной программой», включающая совокупность функциональных задач управления (ФЗУ), представлена на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Модель подпроцесса «Управление образовательной программой»

 

 

Рассмотрим подробнее важнейшие ФЗУ, составляющие подпроцесс «Управление образовательной программой» в организации в соответствии с работой [18].

Нормирование образовательной программы – это деятельность по использованию и указанию стандартов, на основе которых формируется учебная программа отдельных специальностей для выполнения портфеля заказов учебного заведения согласно их специализации.

Прогнозирование образовательной программы – это деятельность по определению контуров будущей структуры учебной программы отдельных специальностей учебного заведения (предметы, количество часов, виды занятий и прочие показатели) в соответствии с наличием лицензии.

Планирование образовательной программы – это деятельность по определению места и времени составления состава и содержания учебного процесса отдельных специальностей учебного заведения с указанием сроков, исполнителей, ресурсов и нормативов.

Организация образовательной программы – это деятельность по выполнению заданного состава и содержания учебного процесса отдельных специальностей для выполнения имеющегося портфеля заказов учебного заведения согласно их специализации.

Наличие тех или ФЗУ в рамках системы управления образовательной деятельностью организации зависит от вида операционной деятельности, ее масштаба, вида продукции/услуг и других факторов. При этом ФЗУ могут иметь разные наименования. Например, в образовательном учреждении «операционный график – это расписание занятий». Существует достаточно много видов образовательного процесса с его особенностями, которые отражаются в деятельности конкретного учебного заведения.

Важную роль в СУОД играет подсистема управления методическим обеспечением. Уровень реализации данной подсистемы определяется многими факторами. При этом большое значение придается подпроцессу управления интенсивными образовательными технологиями (ИОТ).

Сегодня, наверное, никому не надо объяснять важность использования ИОТ, во всем их существующем методическом многообразии и технологическом исполнении [11]. Поэтому существует достаточно много ИОТ для различных дисциплин и образовательных комплексов.

Образовательный процесс (профессиональная подготовка) управленцев с использованием ИОТ требует организации такого учебного процесса, при которой обучаемые получают навыки и умения в процессе преодоления противоречий, барьеров, тупиков, создаваемых новой формой формулирования и представления проблем. Важно, чтобы обучаемые были носителями этих проблем, которые им необходимо решить в процессе подготовки или переподготовки специалистов. Необходимо также, чтобы образовательный процесс затрагивал процессы мышления и деятельности обучаемых.

Технология использования ИОТ в учебном процессе представлен на рис. 3.

Очевидно, что это непростой итерационный процессы, в котором занято много специалистов. Для успешной реализации ИОТ необходимо использование методов выполнения процедур (МВП), методов принятия управленческих решений (МПУР), а также применение элементов менеджмента.

 

 

Рис. 3. Технология использования ИОТ в учебном процессе

 

 

Структура любой современной ИОТ представлена на рис. 4. В качестве методов МВП могут использоваться математические (статистические, расчетные, сравнения, выборки и т.д.), социологические (опрос, тестирование, собеседование) и т.д. [22]. Для реализации ИОТ могут использоваться несколько МВП. При этом эти методы могут давать различные результаты по точности, трудоемкости и другим параметрам. При этом желательно знать весь их спектр, чтобы осознанно осуществить выбор для получения заданных результатов.

 

 

Рис. 4. Структура образовательной технологии

 

 

МПУР могут быть единоличные, коллективные, экспертные и т.д. Они присутствуют практически в любой технологии. Это связано с тем, что могут быть различные способы реализации ИОТ, как по методам, так и по качеству их реализации. Выбранные МВП могут быть представлены перечнем с описанием, но лучше с обоснованием выбора. Например, наименование МПУР и процедуры конкретных ИОТ, в которых они используются, могут прилагаться к инструкции по реализации конкретной ИОТ. При этом должно быть подробное описание каждой процедуры. Необходимо также представление примеров, которые раскрывают сущность процедурной деятельности в ИОТ.

МВП и МПУР могут быть представлены в табличном виде. Чем сложнее метод, тем больше времени на его использование и тем выше должна быть квалификация специалистов. Поэтому должен быть выбран конкретный МВП для ИОТ, который соответствует уровню обучаемых [23].

В отдельных случаях могут быть выбраны сразу несколько методов с указанием конкретных условий их применения. Но такая информации может быть доступна, только для управленцев организации. Результаты исследования могут быть представлены в описательном, табличном или другом виде.

При реализации ИОТ обязательно используются элементы менеджмента, например, коммуникации, лидерство, мотивация и т.д. Вкрапление их в ИОТ позволяет продвигать деятельность от начала до конца. Кроме того, выявляются участники, обладающие соответствующими качествами. Практически все элементы менеджмента реализуются с помощью некоторого спектра технологий, часть из которых достаточно обстоятельно описаны в работе [21].

Модель реализации технологий технологии решения ФЗУ в образовательной деятельности представлена на рис. 5.

Так как объектами образовательной деятельности являются будущие молодые специалисты, то их затруднения, как правило, связаны с реализацией ситуационной управленческой деятельности, когда нужна адекватная реакция в результате сочетания различных факторов [19].

Если в наиболее подвижной части педагогов не только известны новейшие методы и технологии мышления, мыслекоммуникации, рефлексии, самоуправления в индивидуальных и групповых формах, но и они принимают участие в поисковых разработках совместно с носителями рефлексивно-мыслительной и рефлексивно-деятельной культуры – методологами, то абсолютное большинство остается за пределами культурного поворота, наметившегося в России последние годы. Специфика этого явления практически не известна за рубежом, хотя оно по своему содержанию не имеет и не должно иметь границ [20].

 

 

Рис. 5. Модель реализации технологии решения ФЗУ в образовательной деятельности

 

 

Сейчас деятельность по обучению и развитию специалистов уже становится (а в ближайшие десятилетия окончательно должна стать) основной отраслью общественного производства. От качества системы образования, от уровня и интенсивности обучения и воспитания во многом зависит будущее России.

В обществе глубоко укоренилась мысль, что как содержание, так и методы обучения и воспитания должны быть перестроены радикальным образом. Перестройка содержания образования не может быть выполнена традиционными средствами и методами. Более того, это преобразование не может ограничиваться рамками одних лишь учебных предметов, а должно захватить содержание и формы организации всей системы человеческих знаний [6].

Особенность современного состояния педагогики, прежде всего, в том, что в ней сильно развиты инженерные и методические подразделения. Однако задача научной педагогики создание онтологической картины, изображающей процессы обучения и воспитания в виде особой идеальной действительности. Для построения педагогики как науки, по работе [6], необходимы специальные методологические исследования.

В систему научных оснований современной методологии педагогической деятельности входят пять основных дисциплин: онтология системно-структурного анализа; теория деятельности; теория мышления; теория науки; семиотика. Вместе они задают систему средств, необходимую и в принципе достаточную для проектирования любой науки и составления общего плана её разработки, в т.ч. и разработки науки педагогики.

Продуктом деятельности педагогов по Г.П. Щедровицкому являются «люди» как члены общества, т.е. индивидуумы, умеющие осуществлять необходимую социальную деятельность и устанавливать между собой отношения, соответствующие нормам социального общения. Исходным материалом их деятельности служат необученные или недостаточно обученные индивиды. Сама деятельность по обучению и воспитанию заключается в том, что педагоги все время целенаправленно воздействуют на обучаемых, преобразуют их, переводят из одного состояния в другое. При этом педагоги пользуются средствами, различающимися в зависимости от того, какие именно преобразования индивидов должны быть произведены и производятся. В число знаний педагога обязательно входят знания [20]:

 о всех существующих свойствах исходного состояния продукта практической деятельности;

 о существенных свойствах исходного состояния преобразуемого объекта;

 об инструментах деятельности;

 о действиях с этими средствами и их последовательности.

Механизм построения деятельности педагога включает несколько составляющих: механизмы соотнесения задачи со средствами, имеющимися у обучаемого, и выбор средств для решения этой задачи (понимание задачи), механизм использования определенных результатов (правил, образцов прошлой деятельности) для составления технологии (цепей процессов из средств).

Важной задачей является изучение развития человека в условиях учебного процесса с использованием ИОТ. Это, скорее всего, инженерная задача: определение последовательности задания средств и способов деятельности в процессе обучения и воспитания.

Отметим, что образовательный процесс с использованием ИОТ выступает средством развития и совершенствования различных качеств интеллекта. В процессе обучения при всех случаях ставятся и решаются учебные задачи по выявлению, осознанию и развитию того или иного качества интеллекта. К ним относятся следующие:

 способность к постановке и решению различных задач;

 гибкое реагирование на различные ситуации;

 формулирование и проверка гипотез;

 освоение окружающей среды, выявление её структуры;

 приобретение умений и навыков быстро и адекватно ориентироваться в изменяющихся условиях;

 приобретение способности к саморазвитию.

Интеллект по работе [19] представляет способность приобретать и сохранять знания; обучаться на собственном или заимствованном опыте; формулировать задачи и отыскивать их решения; гибко реагировать на изменяющиеся условия; принимать решения в нестандартных ситуациях; формулировать гипотезы, проверять, уточнять или опровергать их. На наш взгляд, при использовании ИОТ обучаемые формируют модели своего эффективного участия в коллективной деятельности, определяют множество функций и видов взаимодействий, создают сценарии, определяют критерии и контролируют выполнение сценария, вносят корректировку в имитационный процесс.

Таким образом, развитие интеллекта, осознания его в качестве ценности конкретизируется в образовательном процессе при подготовке к профессиональной деятельности. Центральную роль в этом процессе призваны сыграть ИОТ, способные вывести интеллект специалиста на оперативный простор полипредметного, а возможно, и надпредметного мышления, присвоить и развить актуальные способности к продуктивной профессиональной деятельности и, наконец, позволит продуктивно участвовать в диалоге и обмене информацией с окружающей его культурой.

 

Библиографический список

1. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии: учеб. пособие. М., Новгород: СЕТ, 1995. 272 с.

2. Герасимов Б.Н. Теория управления. Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2014. – 404 с. Серия «Энциклопедия управленческих знаний».

3. Герасимов Б.Н. Интенсивные образовательные технологии: Самара: Изд-во НОАНО ВПО СИБиУ, 2009. 480 с.

4. Герасимов Б.Н. Развитие профессионализма управленцев // Управленческие науки, 2015. №4. С. 90-101.

5. Герасимов Б.Н. Современный российский менеджмент в контексте вызовов времени // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №20. С. 46-53.

6. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Управление экономическими системами. М.: Вузовский вестник: ИНФРА-М, 2016. – 225 с.

7. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Социальный менеджмент. Самара: СГАУ, МИР, 2007. – 230 с.

8. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент. М., 2015. 312 с.

9. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент: процессы, структура, система. Самара: САГМУ, 2014. – 272 с.

10. Герасимов Б.Н. Моделирование взаимодействия процессов организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. №4. – С. 121-128.

11. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №2. С. 33-40.

12. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б., Морозов В.В. Менеджмент маркетинга: содержание, структура, процессы. Самара: УДЦ, 2002. 164 с.

13. Герасимов Б.Н. Выработка и выращивание инновационных идей на основе коллективной мыследеятельности // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. Т.6 №4 (16). – С. 20-33.

14. Герасимов Б.Н. Введение в теорию и методологию научного менеджмента // Креативная экономика и социальные инновации. 2017. Т.7. №1. С. 41-59.

15. Герасимов Б.Н. Профессиональная подготовка российских управленцев в контексте вызовов времени // Проблемы теории и практики управления. 2014. №8. С. 123-128.

16. Герасимов Б.Н. Повышение эффективности управленческой деятельности на основе оптимизации взаимодействия её элементов // Russian Journal of Management. 2015. Т. 3. 3. C. 240-247.

17. Герасимов К.Б. Методология управления операциями организации: подпроцессы, развитие // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №24 (278). С. 96-101.

18. Герасимов К.Б. Методология реформирования системы управления процессами организации. Самара: СНЦ РАН, 2014. 296 с.

19. Ладенко И.С. Разумов В.И., Теслинов А.Г. Концептуальные основы теории интеллектуальных систем. Систематизация методологических основ интеллектики. Новосибирск: ИФиПр, 1994. 270 с.

20. Щедpовицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. – 759 с.

21. Чумак В.Г., Герасимов Б.Н. Проблемно-ситуационные игры в инновационной деятельности организации // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2003. 2(4). С. 68-75.

22. Gerasimov Boris N., Gerasimov Kirill B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science; Vol. 11, No. 20, 2015. Р. 82-89.

23. Gerasimov K., Gerasimov B. Formation of professionalism of executives // The International Journal of Educational Management. 2017. T. 31.  1, Р. 45-55.

 

 

MODELING OF THE PROCESS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY

 

B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor

International market institute

(Russia, Samara)

 

Abstract. The structure of the system of management of educational institution involves multiple processes. The core of the educational process are the integral component — subprocesses. Each subprocess consists of several functional tasks in accordance with well known control functions. The model of sub-process management of educational programmes. The structure and content technology solutions to professional problems. Inclusion in the process of task solution of methodological instruments ensures the quality and efficiency of the educational process.

Keywords: process, subprocess, education, task, management function, technology, competence.