Гафарова К.Э. Модели развития транспортной системы и российская практика / К.Э. Гафарова, Е.И. Осадчий // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №2. – С. 52-55.
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
К.Э. Гафарова, канд. экон. наук, доцент
Е.И. Осадчий, канд. геогр. наук, доцент
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
(Россия, г. Симферополь)
Аннотация. В статье освещается комплекс вопросов по функционированию транспортной системы посредством аналитического моделирования. Осуществлен анализ традиционных моделей развития транспортной системы России с учетом специфики ее эволюции и решения стратегических задач.
Ключевые слова: транспортная система, транспортное строительство, традиционные модели развития транспортной системы, локальная и региональная модели транспортной системы, эволюция национальной транспортной системы.
Транспортная система (далее ТС) современной России включает шесть видов (подсистем) транспорта, каждый из которых выполняет комплекс перевозочных функций в соответствии с технологическими особенностями и спецификой рыночного хозяйства. Одновременно ТС – это организованная совокупность всех элементов транспорта и связей между ними. В основе развития ТС России, как и любого государства, прежде всего, лежит система общественных интересов. Этому подчинена не только практика, но и теория транспортного строительства. В этой связи сфера использования транспортного фактора традиционно актуальна. Фактор перевозки уже более полутора веков обязательно включается в положения локальной и региональной парадигмы развития, где транспортные затраты были обязательным элементом всех экономических расчетов как условие устойчивого развития района, города и предприятия. Обстоятельные разработки касательно транспортного воздействия на производство находим в широком спектре и временном диапазоне работ (от исследований И. Коля (1841 г.) до разработок И. Никольского (1978 г.)). Одновременно с конца ХIХ в. транспорт в зарубежных исследованиях воспринимается как системное образование (А. Геттнер, Л. Лананн). Значительный вклад в развитие теории ТС внесли В. Вампилов, В. Галабурда, С. Тархов, Н. Троицкая и другие российские ученые. Их авторские разработки посвящены структурно-функциональным и управленческим аспектам анализа транспорта как сложной коммуникационной системы.
Глобализация коммуникационной деятельности поставила перед государствами ряд новых проблем, в т.ч. выбора моделей развития их ТС. Ее решение в теоретическом плане связано с развитием концепции пространственной экономики и значительно расширило территориальный аспект анализа ТС. Объектом такого анализа становятся:
— локальные ТС и их элементы, как базовая основа деятельности в пространстве;
— региональные транспортные комплексы, которые через показатели перевозочной работы отражают специфику межрайонного товарообмена;
— страновые ТС.
Последние стремятся посредством магистрализации сети и модернизации подвижного состава решать макрорегиональные задачи, связанные с обеспечением эколого-экономической и военной безопасности, эффективностью развития хозяйства, а также взаимодействовать с мировой транспортной системой.
Указанные три объекта анализа ТС России потребовали обращения исследователей к разработке формирования соответственно трех моделей ее развития. Под моделью понимается система представлений о главных свойствах изучаемого объекта (транспорта) и происходящих в нем процессов.
Работа ТС всех уровней воздействует на систему приведенных затрат. Они по-прежнему велики в транспортной составляющей, достигая 39%. Полные транспортные издержки в экономике России составляют 10% ВВП, коэффициент транспортной слагающей достигает 13% [1, с. 432]. Составляя экономический каркас территории страны, ТС тем не менее не воспринимается как целостное и автономное образование. Формирование единой ТС не препятствует развитию систем более низкого ранга и территориального охвата. При этом каждая из систем формирует свою модель и алгоритм развития.
Сам процесс моделирования развития ТС подчиняется общегеографическим и экономическим закономерностям, и по мнению специалистов, подразделяется на три этапа:
1) Создание модели объекта.
2) Исследование социально-экономических особенностей объекта с помощью специальных операций.
3) Перенесение полученных результатов на реальный прототип модели.
По нашему мнению, в моделировании ТС целесообразно использование моделей общих частичных систем, которые, по мнению Д. Харвея, дают возможность получить результаты проявлений процессов (в данном случае – транспортных) без полного представления о внутреннем функционировании самой системы [2, с. 150]. Исходя из указанного, в основу построения моделей развития ТС следует положить ряд параметров, а именно: основной принцип действия, базовые решаемые задачи, выбор ареала и механизма действия элементов системы.
Таблица 1 – Традиционные модели развития транспортной системы
Вид модели |
Принципы действия |
Основные задачи |
Ареал и механизм действия |
1. Локальная |
Спонтанности развития. |
-организация перевозок; -уменьшение дальности перевозок. |
Зона действия крупного города, муниципальная организация ТС, обеспечивающие оптимальные транспортные потоки. |
2. Региональная |
Оптимальной концентрации и логистики перевозок с учетом региональных факторов. |
-обеспечение своевременной доставки грузов и пассажиров; —реализация основных региональных перевозок. |
В границах области, экономического района, обеспечивает управление элементов ТС. |
3. Страновая (национальная) |
Оптимизация транспортного обеспечения всей экономики. |
-создание межрайонного равновесия в перевозках; -осуществление межгосударственных перевозок. |
Формирование в границах государства доступной и устойчивой ТС как базиса транспортной целостности. |
Источник: составлено авторами
Развитие ТС всех уровней зависит не только от факторов размещения производства, но и от эволюции национальной транспортной системы. Историческая ретроспектива развития национальной экономики свидетельствует, что в эволюции ТС России прослеживается три этапа.
Первый этап по времени совпадает с формированием в первую очередь собственной ТС путём размежевания транспортных сетей бывшего СССР. На долю РФ пришлось 59% железных дорог, 49% шоссейных дорог, 74% магистральных трубопроводов бывшей единой транспортной системы [1, с. 435]. Из-за отсутствия инвестиций транспортное строительство в этот период почти не велось. Кризисные явления в экономике отразились и на системе перевозок: грузооборот Российской ТС за 1990—2012 годы сократился с 6,1 до 5,1 трлн. т/км [3, с. 32].
Второй этап развития Российской транспортной системы связан, во-первых с завершением процессов разгосударствления ее ключевых элементов (только в перевозках воздушным транспортом участвуют свыше 100 авиакомпаний). Во-вторых, с формированием нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность всех видов транспорта в условиях рыночных отношений. Улучшение общеэкономической ситуации не отразилось на работе элементов ТС, которые осуществляют пассажироперевозки. За 2000-2012 годы общий пассажирооборот сократился с 496 до 473 млрд. пасс/км. Одновременно увеличилась доля перевозок выполненных в международных сообщениях.
Третий этап развития ТС начался после 2010 года. К этому периоду были приняты стандарты, нормы и документы, определяющие дальнейшее развитие этой сферы (Стратегия развития транспорта в РФ и другие). Основными задачами этого этапа стали: создание организационных и хозяйственных условий устойчивой перевозочной работы в стране и регионах; формирование доступной и устойчивой ТС путём расширения подвижного состава и маршрутизации сети; увязка развития всех видов транспорта с другими отраслями экономики на основе разработанной транспортной политики.
В модели современной локальной ТС наиболее важными следует считать: организацию бесперебойного обслуживания пассажиров и транспортных потребностей предприятий; оптимизацию управления транспортными потоками. Тем самым моделирование ТС этого уровня предполагает транспортно-планировочный анализ состояния дорожной сети и работы транспорта локальных объектов.
Модель ТС региона должна учитывать сложившуюся отраслевую и территориальную структуру производства, социодемографическую ситуацию, а также место района в общегосударственном разделении труда.
Национальная модель ТС предполагает организацию системы перевозок в соответствии с российскими и международными стандартами на основе технологического переоснащения транспорта и современных логистических операций. Одновременно в обозримую перспективу необходимо:
а) формирование единого транспортного пространства;
б) совершенствование рынка транспортных услуг, обеспечение их доступности, объема и качества;
в) повышение уровня безопасности ТС;
г) активная интеграция в мировое транспортное пространство [4, с. 2].
Как результат, ТС выступает важнейшим консолидирующим элементом экономической системы государства. Ее успешное функционирование предполагает использование аналитического моделирования, суть которого сводится к сопряженному анализу трех функциональных моделей. Такое моделирование развития транспортных систем России представляют имитационные действия, направленные на совершенствование их функционирования в рамках локального, регионального и общенационального экономического пространства. Их дальнейшее развитие следует обязательно увязывать не только с параметрическими характеристиками ТС локального и регионального уровней, но и с формированием инновационно—инвестиционной модели развития всего транспорта, а также с национальной доктриной и концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года и ее интеграции в мировое хозяйство.
Библиографический список
1. Экономическая и социальная география России: география отраслей национального хозяйства России [Текст]: учебник / под ред. В.Л. Бабурина. – М.: Книжный Дом «ЛиброКом», 2013. – 516 с.
2. Харвей Д. Научное объяснение в географии [Текст]: сокр. перевод с англ. / Д. Харвей. – М.: Прогресс, 1974. – 562 с.
3. Российский статистический ежегодник 2013. [Текст] – М.: Росстат, 2013. – 936 с.
4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: Министерство транспорта РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru
MODEL DEVELOPMENT OF TRANSPORT SYSTEMS AND RUSSIAN PRACTICE
K.E. Gafarova, candidate of economic sciences, associate professor
E.I. Osadchiy, candidate of geographical sciences, associate professor
V.I. Vernadsky Crimean federal university
(Russia, Simferopol)
Abstract. The article highlights a range of issues on the functioning of the transport system through analytical modeling. The analysis of the traditional models of development of the Russian transport system taking into account the specificity of its evolution and the strategic objectives.
Keywords: transport system, transport construction, the traditional model of transport system development, local and regional transport system model, the evolution of the national transport system.