Романович Ж.А. Модель перехода к обратимости рубля и ограниченному протекционизму // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №4. – С. 136-141.

МОДЕЛЬ ПЕРЕХОДА К ОБРАТИМОСТИ РУБЛЯ И

ОГРАНИЧЕННОМУ ПРОТЕКЦИОНИЗМУ

 

Ж.А. Романович, профессор

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В статье излагается мнение автора, что освобождение цен из-под государственного контроля привело к необузданной инфляции, а безудержное обесценивание рубля внутри страны с автоматической неизбежностью ведет к тому же во внешнем обороте. Наряду с либерализацией в мировой практике широко применяют и протекционизм в целях ограждения национального хозяйства от иностранной конкуренции. Поэтому каждая страна пользуется либерализмом и протекционизмом, в зависимости от конкретных интересов. Надо создавать такие возможности, чтобы подгонять структуру и уровень цен своей экономики к мировой. Корни инфляции находятся в сфере материального производства и вызваны снижением объемов выпуска продукции, непрерывным ростом дефицита и затрат на его производство. Продолжение ошибочной политики бесконтрольной либерализации цен и финансово-налоговой политики оказывает отрицательное влияние на экономику, обуславливает рост цен, как на продукцию производственно-технического назначения, так и на цены потребительских товаров.

Ключевые слова: инфляция, цена, либерализация, протекционизм, конкуренция.

 

 

Простые люди, реформаторы, ученые, предприниматели и т. д. задаются вопросом: «в чем дело?» Почему ожидания клиентов не оправданы, так как они стали жить не лучше, а хуже, чем это было до реализации экономических реформ.

Объяснения этому факту экономистами даются самые различные. Может быть, люди не были готовы к таким изменениям, а возможно повлиял дефицит знаний и умений, ума, опыта, культуры. Возможно, не достает умений и знаний работать в условиях товарно-денежных отношений, так как далеко не все работоспособное население овладело должным образом идеей перехода к рыночной экономике.

С нашей точки зрения, исполнительная власть должна иметь отработанную четкую концепцию реализации экономических реформ, внедрением рынка в России, обладать механизмом регулирования экономических процессов на стадии переходного периода к рынку, постоянно прогнозировать социально-экономические последствия от реализации той или иной рыночной стратегии и вносить тактические коррективы в реализуемую программу, в случае необходимости.

Главная задача, поставленная в 1992 году правительством Егора Гайдара, состояла в том, чтобы путем либерализации цен и внешнеэкономических связей выйти на равновесие и с помощью внешнего рынка блокировать монополизм, ввести в разумные рамки инфляцию и курс рубля. Однако инфляцию остановить не удалось.

По нашему мнению, основную причину происшедшего нужно искать не в отсутствии практического опыта у правительства реформаторов, а в области теории экономики переходного периода к рынку. Реформаторы исходили из западных представлений о причинах инфляции, считая ее следствием избыточных финансовых ресурсов, накопленных в стране.

России в мировой экономике отводится основное место по поставке сырья. Была предложена либерализация цен на энергоносители, с целью высвобождения нефти для экспорта за счет снижения спроса на нее в России. Таким образом, установлено, что такой путь для нашей страны бесперспективен и ведет в тупик.

Нам представляется, что Россия должна идти от производства сырья к его обработке.

Можно предполагать, что избыток финансовых ресурсов в наших условиях является лишь одной, далеко не главной причиной бесконечной гонки цен.

За два последних года 80% россиян стали беднее в два раза: сбережения и доходы обесценились. Цены на продукты, товары и лекарства выросли в 1,5-2,5 раза.

Если бы сегодняшняя Россия была штатом США, то по размеру экономики (ВВП) она заняла бы 4-ое место, уступая Калифорнии, Техасу и Нью-Йорку. Зато по числу миллиардеров Россия идет вровень со всеми мировыми державами.

Россия увеличила объем вложений своих средств в ценные бумаги правительства США (в экономику США) с 82 млрд долларов в октябре до 88 млрд долларов в ноябре прошлого года.

Когда цена на нефть падает, то логично предположить, что и цена на бензин должна автоматически падать. Например, в США в 2008 году, на пике нефтяных цен, стоимость литра бензина в среднем по стране составляла 1,09 доллара. Сейчас же там цена на бензин составляет в среднем 0,37 доллара за литр. То есть цена на бензин в США за эти годы упала на 66%. Но олигархическая Россия, как оказалось, не подчиняется этому естественному закону экономики. Так, с января 2012 года по январь 2016 года цена за баррель нефти Brent упала с 3479 рублей до 2296 рублей. В то же время цена за литр бензина АИ-95 выросла с 28,30 рубля до 36,68 рубля. То есть цена на нефть в рублях упала на 35%, а цена на бензин почему-то выросла на 30%.

Освобождение цен из-под государственного контроля привело к необузданной инфляции, а безудержное обесценивание рубля внутри страны с автоматической неизбежностью ведет к тому же во внешнем обороте.

В мировой практике, как известно, наряду с либерализацией, широко применяет и протекционизм в целях ограждения национального хозяйства от иностранной конкуренции. Поэтому каждая страна пользуется либерализмом и протекционизмом в зависимости от конкретных национальных интересов.

Что касается конвертируемости, то международный опыт подтверждает, что она, например, в Германии, вводилась постепенно. При этом необходимо иметь в виду, что конвертируемость есть категория внешняя, а никак не внутренняя. Разумеется, проблема конвертируемости является взаимовыгодной, но пока Россия не может предложить на внешний рынок товары примерно на ту же сумму, на какую хотя бы приобрести другие. Поэтому надо создавать такие возможности, чтобы подгонять структуру и уровень цен своей экономики к мировой.

Инфляция непрерывно тянет курс рубля вниз, искусственно завышая ценность доллара. В то же время из-за падения производства и экспорта, а также сокрытия доходов за рубежом, валютные поступления в страну резко снижаются. Бешеный спрос на иностранную валюту с нашей стороны и ограниченный спрос на российские товары с той стороны, постоянно снижают курс рубля. Что же делать с падающим курсом рубля? Прежде всего, Центральный банк РФ должен систематически бороться с инфляцией и предотвращать падение рыночной стоимости рубля на валютном рынке. В условиях нормального устоявшегося рыночного хозяйства для сглаживания временных отношений обычно применяются кредитные рестрикции и валютные интервенции. Поскольку в России имеют место не отклонения, а происходит обвал экономики, то одними лишь мерами ЦБ мало чего можно добиться. Более того, если шаблонно отказывать предприятиям в кредитах, то начнутся банкротства предприятий, а это не только ослабит, но даже усилит инфляцию.

Кризисную ситуацию можно охарактеризовать как недостаточное управление активами и кредиторской задолженностью предприятия, что обусловливает отток денежных средств от собственников и в конечном итоге приводит к неполному удовлетворению требований кредиторов. Может быть предложена следующая классификация этапов кризисной ситуации: кризис для собственников предприятия; кризис для кредиторов; законодательное регулирование в интересах кредиторов.

Кризис для собственников выражается в ухудшении финансово-экономического состояния предприятия, которое пока не сказывается на расчетах с кредиторами. В качестве его критерия должно быть выбрано ущемление интересов собственников, то есть реальные потери ресурсов, инвестированных в собственный капитал.

В то же время более быстрый рост цен на продукцию монополистов разрушает немонополизированный сектор, выкачивая из него ресурсы. С переходом к полной либерализации цен сокращается выпуск продукции, а сами цены безудержно растут, как на хозпродукты, так и в промышленности.

Таким образом, либерализация открыла возможности легкого зарабатывания рублей и валюты на торгово-финансовых посреднических операциях, а вкладывание капиталов в модернизацию и расширение производства стало неоправданным риском. Искусственно созданные широкие возможности для наживы на биржевых спекуляциях привели к тому, что многие предприниматели начали рассматривать отечественную экономику лишь как стартовую площадку для операций на мировом рынке.

Складывается такая экономическая ситуация, что, наконец, надо переходить от иллюзий к реалиям и в первую очередь отказаться от монетаристской политики с ее заблуждениями относительно того, что саморегулирующийся рынок будто бы сам по себе ведет Россию к вершине прогресса. В целях остановки бешеной гонки между ценами и зарплатой, преодоления падения производства и расширения экспорта необходимо усилить регулирующую протекционистскую функцию государства. В этих целях, по нашему мнению, необходимо осуществить следующие антиинфляционные мероприятия:

1. В дальнейшем необходимо было создать механизм, при котором огромные ресурсы должны выкачиваться в негосударственный сектор, и как только к ценовому сдвигу и относительному спросу подключится либерализация предложения, получат логическое развитие и другие процессы.

2. Санкции в отношении предприятий предлагается проводить не стихийной, а по программе вывода из оборота не состоявшихся на рынке хозяйственных субъектов. Для этого должны быть созданы условия, чтобы предприятия освобождались от избытка мощностей и рабочей силы, а не старались искусственно подкармливать несостоятельные участки, цеха и производства. Для решения этой задачи предлагается организовывать дни «образцово-показательных» банкротств, чтобы выправить психологию иждивенчества. Закон о банкротстве следует проводить с учетом положения на конкретных рынках труда в регионах. Для их реализации должны создаваться соответствующие рынки труда, жилья, чтобы вслед за капиталом осуществлялось перетекание рабочей силы.

3. Структурная перестройка должна сопровождаться разумной инвестиционной политикой, введением экспортно-импортных тарифов и пошлин.

4. В переходный период к рынку должны быть приняты меры по установлению контроля в денежной, кредитной и финансовой сфере. Нужна разработка комплекса антиинфляционных мер, направленных на такие факторы инфляции, как финансирование бюджетных нужд денежной эмиссией, кредитная эмиссия, дотации. Целесообразно принять меры, направленные на защиту накоплений от инфляции и использовать их как ресурс приватизации. Между прочим, таких масштабов ограбления собственного народы, как у нас, не знает история.

5. Необходимо напомнить, что на местах надо провести комплексные исследования, которые бы позволили разобраться с тем, действительно ли цена на продукцию монопольно высокая или она сама является следствием инфляции. Поэтому властные органы должны знать истинное финансовое положение предприятий и определить, за счет чего те держатся «на плаву».

Поэтому полная либерализация цен при отсутствии конкуренции может полностью оборачиваться разрывом технологических связей предприятий, ориентированных на выпуск конечной продукции, пиратским поведением на рынке фабрик (заводов) монополистов, возвращающих через запредельные цены мыслимые или немыслимые затраты на ее производство.

Каковы причины роста цен? По нашему мнению, основные причины роста цен лежат не только в особенностях российской экономики и экономики вообще. Главная причина состоит в искусственно заниженном, абсурдном курсе рубля и искусно подогреваемом инфляционном ожидании.

Как разорвать порочный круг, существующий между инфляцией – падением инвестиций – спадом производства – нарастающей инфляцией?

Решение этих задач не требует каких-то сверхъестественных подходов. Серьезными учеными на практике доказано, что если удается понизить цену хотя бы на один товар, например, нефть, то инфляция неизбежно остановится. Пока запрет правительства продавать нефть, как и любой другой товар производственного назначения, не дороже определенной суммы мало что дает, так как постановления обходятся, а действенного контроля нет.

Однако основная часть этих ресурсов не поступает в экономику, потому что работают механизмы аккумулирования в мобилизации этих средств через страховые и пенсионные фонды, и то, что большинство населения предпочитает держать свои накопления дома или в Сберегательном банке в форме краткосрочных вкладов. Необходимо напомнить, что государство должно задавать скорость и направление инвестиционных процессов в экономике в целом.

Наиболее перспективно для большинства торговых предприятий с целью привлечения иностранных инвестиций в данную отрасль, планирование ежемесячного количества выделяемой продукции, товаров и услуг должно быть ориентировано на получение чистой прибыли и прибыли, выделяемой на техническое перевооружение, освоение новых видов продукции, товаров и услуг.

Оптимизация процесса планирования месячного производственного заказа, является разработка, использование и внедрение в торговлю оптимальной модели управления с учетом инвестирования в то или иное предприятие.

Возникает вопрос, что вытянет российскую экономику, если цены на сырье останутся низкими еще на долгие годы?

Некоторые представители экономических школ, говорят, что надо бороться с инфляцией и шлифовать инвестиционный климат, чтобы было комфортно вкладывать деньги частному бизнесу.

Появятся дешевые кредиты, инвестиционная активность, рынок сам все поправит. Это слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Другие, трактуют за систематическое участие государства в экономике вообще, т.е. особенно в инвестиционном процессе.

Третьи говорят, что государства в экономике у нас и так слишком много.

Государство вмешивается туда, куда не надо, малый и средний бизнес от этого стонет, а там, где только оно и может помочь, государства слишком мало – в образовании, науке, здравоохранении и культуре.

Возникает разительный контраст по сравнению не только с развитыми странами, но и с нашими бывшими братьями по соцлагерю.

Всем надо усвоить: мы не приговорены фатально к прозябанию. Лучший способ угадать будущее – это его создать. Например, в США и ЕС чтобы не было рецессии, проводят политику «количественного смягчения», иначе говоря, печатают и вбрасывают в экономику деньги. И, это работает, но в России этого делать нельзя – у нас мало товаров, недостаточно предприятий и любое вбрасывание денег при монопольной структуре экономики автоматически вызывает падение производства, а не рост цен.

Таким образом, корни инфляции находятся в сфере материального производства и вызваны снижением объемов выпуска продукции, непрерывным ростом дефицита и затрат на его производство. Продолжение ошибочной политики бесконтрольной либерализации цен и финансово-налоговой политики оказывает отрицательное влияние на экономику, обуславливает непрерывный рост цен на продукцию производственно технического назначения, так и цен на потребительский товар.

В настоящее время отрицательное влияние на инфляцию оказывает и проводимая политика по поддержанию курса рубля по отношению к иностранной валюте. Он отрицательно сказывается на инвестиционной политике, делает затруднительным, а то и просто невозможным перевооружение предприятий. А сам курс рубля искусственно увеличивает потребность в кредитных ресурсах, становясь одной из главных причин усиления инфляции.

Основная нагрузка нынешнего кризиса пришлась не на промышленность, как было в 2008-2009 годах, а на население. За последние два года реальные зарплаты упали на 15%. Мы должны готовиться к весьма длительной стагнации, а это естественно блокирует восстановление доходов. Сегодня мы находимся в режиме выживания, а нужен план долгосрочного развития. Риски от отсутствия инвестиций на много выше, чем риски от государственных инвестиций. Если последует изменение госполитики, то через 2-2,5 года начнет реально расти экономика, а за этим последует увеличение реальных доходов.

Наряду с предполагаемыми протекционистскими мерами по внедрению контрактной продажи будущей, еще не произведенной продукции, необходимо использовать мировой опыт регулирования ценообразования. В странах с плавающими курсами валют в этих целях вводятся ограничения по операциям с валютой, а также устанавливаются, наряду с рыночными, специальные курсы валют.

Зарубежный опыт показывает, что конвертируемость рубля есть сердцевина экономической реформы, которая дает возможность для более полного включения России в международную экономику и рынок капитала. Обратимая валюта классифицируется на полностью и частично конвертируемую. Свободной конвертируемой является валюта тех стран, в законодательстве которых не предусмотрено получение специального разрешения на ее обмен на любую другую валюту, и она широко используется для международных расчетов.

Таким образом, опыт Китая и других азиатских стран убеждает, что «эволюционная» модель перехода к рыночной экономике, основанная на ускоренном развитии производственных сил, качественной трансформации экономического базиса, с точки зрения политико-экономической трансформации экономического базиса, может быть бескризисной.

 

Библиографический список

1. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Понятия, концепции, инструменты принятия решений. Справочное пособие. – Москва: ИНФРА-М., 2012.

2. Кульковар Л.Б. Менеджмент: наука и искусство управления бизнесом. – Тольятти: Современник, 1992.

3. ПавловаЛ.Н.. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом. – Москва: Финансы и статистика, 1993.

 

 

A MODEL OF TRANSITION TO A REVERSIBLE RUBLES AND LIMITED PROTECTIONISM

 

R.J. Romanovich. professor

Russian university of economics named after GV Plekhanov

(Russia, Moscow)

 

Abstract. The article describes the author’s opinion that the liberation of prices under state control has led to rampant inflation and uncontrolled devaluation of the ruble in the country with an automatic inevitably leads to the same external turnover. Along with the liberalization in the world are widely used and protectionism in order to protect the national economy from foreign competition. Therefore, every country enjoys liberalism and protectionism, depending on the specific interests. It is necessary to create such opportunities to adjust the structure and price level of its economy to the world. Inflation roots are in the sphere of material production and caused by a decrease in the volume of output, the continuous growth and the deficit in its production costs. Continuation of the misguided policies of uncontrolled liberalization of prices and the financial and tax policy has a negative impact on the economy, causes a rise in prices, as production for industrial purposes, as well as on the prices of consumer goods.

Keywords: inflation, price liberalization, protectionism, competition.