Замалтдинов Р.Н. Методы управления инновационной деятельностью // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 2. №4. – С. 40-43

методы управления инновационной деятельностью

 

Р.Н. Замалтдинов, магистр

Казанский (Приволжский) федеральный университет

(Россия, г. Казань)

 

Аннотация. В статье рассмотрены понятие и виды методов управления инновационными процессами, подходы к управлению эффективной инновационной деятельностью предприятия, а также принципы организации инновационной деятельности предприятия. Автором определено, что в условиях рыночной экономики инновационная деятельность способствует интенсивному развитию экономики. Она призвана обеспечивать ускорение внедрения новейших достижений науки и техники в производство, полностью удовлетворять потребителей во множестве высококачественных продуктов и услуг.

Ключевые слова: методы, принципы, инновационная деятельность, инновационный процесс, инструментарий, задачи, инновационная политика, исследования и разработки, инновации, инновационная система.

 

 

В настоящее время ведется активная работа по систематизации и разработке инструментария для повышения эффективности инновационной деятельности организаций.

Для успешного внедрения и осуществления инновационной политики  малый и средний бизнес прибегает к двум альтернативным подходам:

1. Хозяйствующие субъекты самостоятельно разрабатывают и внедряют результаты инновационной технической и рыночной деятельности. Между тем подобный подход сопряжен с высокими и постоянно растущими издержками, что обуславливается активным развитием научно-технического прогресса а, следовательно, и подобная деятельность обладает большой рисковой составляющей. Безусловно, это относится в основном к продукции сферы высоких технологий, разработкой и изготовлением которой занимаются крупные промышленные и научно-производственные предприятия.

2. Вторая стратегия инновационной деятельности характеризуется сотрудничеством субъектов малого и среднего предпринимательства с другими компаниями, которое может быть осуществлено на всех этапах инновационного процесса. В современных условиях все более распространенным является такое взаимодействие предприятий малого и среднего бизнеса в целях повышения конкурентоспособности и сокращения рисков, что осуществляется благодаря крупномасштабным инновациям. Сотрудничество может принимать различные формы, например, стратегический альянс, совместные исследования, кооперативное производство и кооперативный маркетинг [10, с. 21].

Результаты исследований и разработок используются компаниями в коммерческих целях. Иными словами, инновационная деятельность направлена внедрение ее итогов для расширения и обновления ассортимента продукции (товаров, услуг), повышения их качества, совершенствования, внедрения и эффективного использования новых технологий производства на внутреннем и внешнем рынках.

Ученые выделяют следующие общие принципы организации инновационной деятельности предприятия [4]:

1. Целевая ориентация. Это означает, что инновационный процесс на предприятии должен быть непрерывным, то есть выстроенная в организации инновационная система должна быть целостной, что обеспечивает успешное преодоление негативных аспектов в передаче информации через этапы инновационного цикла.

2. Систематическая инновационная деятельность. Это означает, что инновационная деятельность в организации должна иметь все признаки системы: четко определенные функции, их исполнители и взаимодействие между ними.

3. Адаптивность. Инновационная система должна адекватно отражать влияние факторов внешней и внутренней среды предприятия. С учетом этих факторов, а также тенденций их изменения должны быть выстроены процессы создания инноваций.

4. Баланс полномочий и ответственности. Этот принцип говорит о том, что подразделения, отвечающие за инновационную деятельность предприятия, должны обладать оптимальным сочетанием как полномочий, так и ответственности за свою работу.

5. Экономичность. Это означает, что инноваций на предприятии должны быть организованы таким образом, чтобы они способствовали оптимальному функционированию инновационного процесса за счет сокращения цикла, повышения конкурентоспособности новых продуктов, своевременного реагирования на запросы потребителей и т.д.

6. Иерархия. Инновационная система как любая другая состоит из элементов, которые должны иметь иерархическое взаимодействие друг с другом причет на любом вертикальном и горизонтальном уровнях системы.

Перечисленные принципы являются общими для любых систем. Между тем инновационная система на практике имеет свои специфические принципы ее организации [5]:

1. Инновационная система должна организовать такую среду, которая бы стимулировала поиск и развитие инноваций.

2. Все инновации должны быть направлены на потребности потребителя.

3. Приоритетные направления инноваций предприятия напрямую должны быть связаны с целями и задачами его хозяйственной деятельности;

4. Инновации должны быть организованы по принципу параллельной реализации.

5. Вся инновационная деятельность управляется руководителем компании, то есть им осуществляется формирование инновационных стратегических целей, задач и направлений организационного развития предприятия.

6. Структурные подразделения, осуществляющие инновационную деятельность, должны иметь единые задачи, которые должны быть оптимально отобраны.

7. К инновационной деятельности должен быть привлечен весь потенциал предприятия.

Инновационная деятельность любого предприятия должна решать следующие ключевые задачи [6]:

1. Планирование инновационной деятельности. Любое планирование начинается с формулирования миссии. Миссия в области инновационной деятельности заключается в ориентации организации на инновации. После миссии определяются стратегические направления инновационной деятельности, в соответствии с которыми устанавливаются цели. Далее выбирается инновационная стратегия развития, которая бы позволяла оптимально реализовать каждое направление стратегических инноваций. Уже на основании выбранной инновационной стратегии развития компания формирует долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы. Утвержденные планы далее реализуются конкретными действиями руководителей, специалистов и иных сотрудников предприятия.

2. Организация инноваций. Инновации на предприятии должны поддерживаться специально сформированными процессами и структурами. В настоящее время в большей степени на предприятиях осуществляется формирование и внедрение стратегий, направленных на развитие инноваций. Между тем достаточно редко встречается создание конкретных структур, позволяющих управлять потенциальными инновациями.

3. Мотивация участников инновационной деятельности. Наиболее обсуждаемой проблемой в управлении является эффективная мотивация деятельности. В инновационной деятельности оптимальная мотивация персонала должна быть направлена на создание благоприятной организационной культуры, творческой команды сотрудников, способных достичь поставленных целей.

4. Периодическая оценка результатов инновационной деятельности. Правильность выбранной инновационной стратегии необходимо систематически проверять с целью ее корректировки. Для этого результаты инновационной деятельности должны постоянно подвергаться оценке.

Инновационная деятельность организации должна быть направлена на решение внутренних проблем и потребностей, например, повышение эффективности производства путем совершенствования производственных систем, повышения конкурентных преимуществ предприятия путем реализации своих научных, научно-технических, интеллектуальных и экономических возможностей.

В условиях рыночной экономики инновационная деятельность способствует интенсивному развитию экономики. Она призвана обеспечивать ускорение внедрения новейших достижений науки и техники в производство, полностью удовлетворять потребителей во множестве высококачественных продуктов и услуг.

С этой целью инновационная деятельность предприятия должна быть направлена на решение следующих основных задач [6]:

 осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке инноваций, лабораторных исследований, изготовление образцов новых продуктов, конструкций и изделий;

 подбор новых видов сырья, материалов для производства инноваций;

 выбор новых технологий, ноу-хау и создание на их основе нового технологического процесса для производства передовых продуктов;

 проектирование, производство и испытание образцов нового оборудования, машин, механизмов, приборов;

 проектирование, планирование, внедрение новых организационных и управленческих решений, направленных на внедрение инноваций;

 организация процесса обучения, подготовки и переподготовки кадров, а также подбор нового персонала;

 информационное обеспечение инновационной деятельности;

 работа по оформлению необходимой документации для патентов, лицензий, ноу-хау, технологических регламентов, методов испытаний и т.д.;

 организация и проведение маркетинговых исследований и организация маркетинговых каналов для инноваций;

 организация экспериментального производства и разработка инноваций;

 технологическая подготовка производства и внедрение инноваций;

 производство и продажа новой продукции.

Инновационная деятельность – это сильнейший инструмент, который помогает преодолеть рецессию, обеспечить структурную реорганизацию и насытить рынок различными конкурентоспособными продуктами.

 

Библиографический список

1. Рубашный В.С. Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность: курс лекций. – Минск: ФУАинформ, 2013. – 367 с.

2. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учебное пособие / В.М. Аньшин и др. – Москва: Дело, 2014. – 583 с.

3. Гугелев А.В. Инновационный менеджмент: учебник. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 335 с.

4. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / А.В. Сурин, О.П. Молчанова. – Москва: Инфра-М, 2012. – 367 с.

5. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. – Москва: Высшее образование, 2011. – 504 с.

6. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник по специальности «Менеджмент организации». – Москва: Инфра–М, 2008. – 293 с.

7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник по экономическим и техническим специальностям и направлениям. – Санкт–Петербург: Питер Пресс, 2012. – 447 с.

8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник по экономическим и техническим специальностям. – Санкт–Петербург: Питер Пресс, 2011. – 442 с.

9. Балдин К.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / К.В. Балдин и др. – Москва: Академия, 2010. – 362 с.


METHODS OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY

 

R.N. Zamaltdinov, master

Kazan (Volga Region) federal university

(Russia, Kazan)

 

Abstract. The article deals with the concept and types of methods of management of innovation processes, approaches to the management of effective innovative activity of the enterprise, as well as the principles of organization of innovation activity of the enterprise. The article specifies that in the conditions of a market economy, innovative activity contributes to the intensive development of the economy. It is designed to accelerate the introduction of the latest achievements of science and technology in production, fully satisfy consumers in a variety of high-quality products and services.

Keywords: methods, principles, innovative activity, innovation process, tools, tasks, innovation policy, research and development, innovation, innovation system.