Соболева, Е. А. Механизм и специфика развития инновационной деятельности в России / Е. А. Соболева. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 172-176.

МЕХАНИЗМ И СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

Е.А. Соболева, канд. экон. наук, доцент

Московский государственный строительный университет

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные вопросы соотношения между инновациями и инвестициями, проанализированы этапы современного инновационного механизма. Проведен анализ современного механизма и специфики развития инновационной деятельности в РФ.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, финансирование, инновационный механизм, эффективность, инвестор.

 

 

В современном и быстроразвивающемся мире инновационная деятельность безотрывно зависит от экономических условий, которые задает рынок. Нововведения взаимосвязаны с развивающимся и действующем на сегодня рынком следующим образом:

 с одной стороны, направление инновационной деятельности в основном определяет рыночная конъюнктура, характеризующая текущее состояние отрасли и тенденции ее развития; при этом снижение спроса на научно-техническую продукцию уменьшает инновационную активность предприятий;

 с другой стороны, инновации активно формируют не только предложение нового продукта, но и спрос, изменяя ситуацию на рынке.

Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов. Таким образом, инновационное пространство составляют три составных элемента, определяющих спрос и предложение:

1) рынок новаций (новшеств);

2) рынок инновационного предпринимательства;

3) рынок инвестиций.

Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении. Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты инновационной деятельности:

 научно-исследовательские институты и университеты,

 малые инновационные фирмы,

 индивидуальные изобретатели.

Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новации, могут находиться на разных стадиях разработки (рис. 1):

 идея;

 прикладные исследования;

 опытный образец;

 инновационный продукт, осваиваемый в производстве.

 

 

Рисунок 1. Стадии разработки инновационного проекта

 

 

 

Цена новации определяется коммерциализуемостью новшества, которая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости. Новация превращается в инновацию в результате практического использования.

Сегодня рынок инновационного предпринимательства образуют компании, внедряющие и использующие нововведения и ноу-хау. К ним относятся внедренческие фирмы, осуществляющие продвижение инноваций на рынке, а также потребители, применяющие новшества в своей деятельности. Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений.

В качестве субъектов инвестирования инновационной деятельности выступают: корпорации, банки, инвестиционные фонды, частный капитал, государство, население. Особенность финансирования инновационных процессов заключается:

 в потенциальной возможности многократно увеличить вложенный капитал;

 высокой степени риска потери инвестиционных вложений.

Для снижения рисков проводится детальный анализ перспектив и полезности будущего инновационного продукта, а также используются механизмы возврата предоставляемых инвестиций и управления рисками.

Инновационная деятельность традиционно считается сферой поддержки и активной государственной политики. Государственная научно-техническая политика составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к науке и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижении науки и техники [1].

Основы государственной инновационной политики РФ изложены в следующих концептуальных документах: концепция устойчивого развития; концепция инновационной политики РФ на 1998-2000 гг.; концепция реформирования российской науки на период 19982000 гг.; концепция инновационной политики РФ на 2001-2005 гг.; основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу.

Основные цели государственной научно-технической политики России сегодня выделяют решение следующих задач:

1. Развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала.

2. Увеличение вклада науки и инноваций в развитие экономики государства.

3. Структурные преобразования в области материального производства.

4. Улучшение социально-экономической ситуации.

5. Улучшение экологической обстановки.

6. Укрепление обороноспособности страны.

7. Обеспечение безопасности личности.

8. Упрочнение связи науки и образования.

Государственная научно-техническая политика РФ осуществляется сегодня исходя из следующих основных принципов [2]:

1. Признание науки социально значимой отраслью;

2. Гласность, экспертиза, конкурсность;

3. Гарантия приоритетного развития фундаментальных исследований;

4. Интеграция различных форм деятельности и структур;

5. Поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

6. Концентрация ресурсов на приоритетные направления;

7. Стимулирование;

8. Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности;

9. Развитие международного сотрудничества.

Основными направлениями государственной инновационной политики России являются:

1. Государственная поддержка и стимулирование инвесторов наукоемких, высокотехнологичных производств. Это может быть осуществлено путем объединения усилий со стороны государства и частных инвесторов, взаимодействия со странами дальнего и ближнего зарубежья. Стимулирование такого сотрудничества может осуществляться за счет введения определенных налоговых льгот относительно средств, финансирующих инновационную деятельность, государственных гарантий и кредитов.

2. Создание механизма внешнеэкономической поддержки по формированию условий для совместной деятельности отечественных и зарубежных организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции с учетом дальнейшей ее реализации на внешнем рынке.

3. Планирование в бюджетах разных уровней прямых государственных инвестиций для инновационных программ и проектов, имеющих государственные приоритеты.

4. Развитие системы лизинга для привлечения наукоемкого оборудования.

5. Стимулирование участия инновационно-активных предприятий в международных конкурсах.

К основным формам государственной поддержки научной и инновационной [3] деятельности относится:

1. прямое бюджетное финансирование;

2. льготное налогообложение прибыли от реализации научных разработок;

3. освобождение от уплаты налогов на собственность и землю, относящуюся к научным организациям;

4. освобождение от импортных таможенных тарифов на ввозимое имущество для научных организаций;

5. прямое финансирование;

6. предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

7. создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

8. снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

9. отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

10. реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

11. право на ускоренную амортизацию;

12. создание сети технополисов, технопарков и т. п.

В России предусмотрен ряд льгот по налогообложению субъектов научно-технической и инновационной деятельности.

1. Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) — предоставление отсрочки налоговых платежей с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль организации при наличии следующих оснований:

а) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения производства, в том числе для создания рабочих мест для инвалидов и защиты окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

б) осуществление внедренческой и инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья;

в) выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Срок действия ИНК составляет от 1 года до 5 лет, в течение которых ежегодные налоговые платежи могут быть снижены на 30% от стоимости оборудования (по п. 1), по п. 2, 3 – по соглашению, но не более чем на 50% от суммы налога. Проценты по ИНК начисляются в размере от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Центробанка.

2. Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) — от уплаты НДС освобождаются: выполнение НИОКР за счет средств бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов; выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

3. Льготы по земельному налогу предусмотрены для научно-исследовательских учреждений.

4. Уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат, связанных с изобретательством и рационализаторством [4].

Таким образом, роль государства в инновационной деятельности РФ проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инновационной сфере. Наиболее важные государственные функции в сфере инноваций следующие:

1. Распределительная функция. Это достигается за счет распределения финансовых ресурсов на научные исследования и инновации, во-первых, через бюджет, во-вторых, счет формирования специальных фондов. Государством аккумулируются и распределяются не только денежные средства, но материально-технические, интеллектуальные ресурсы.

2. Стимулирующая функция. Стимулирующее воздействие государства на инновационную деятельность проявляется через поощрение конкуренции, финансовые субсидии, льготы участникам инноваций. Государство может осуществлять частичное или полное страхование инновационных рисков. Государство способно и наказывать хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции, использование устаревших технологий.

3. Координация инновационной деятельности. Государство формирует единое технологическое пространство, что обеспечивает совместимость нововведений. Координация работ во времени, синхронность по технологическим стадиям, стадиям научно-инновационного цикла. Организационную координацию научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности. [5]

4. Правовое обеспечение инновационной деятельность.

 формирование законодательной базы;

 создание функционирующего правового механизма;

 системы соблюдения правовых норм

5. Кадровое обеспечение инноваций. Оно начинается во время профессионального обучения. Содержание обучающих профессиональных программ любого уровня (вузовского, поствузовского) должно быть построено на сочетании и сбалансированности фундаментальных, универсальных и специальных знаний.

6. Информационное обеспечение. Государство должно способствовать распространению нововведений путем научно-инновационной инфраструктуры. Оно может выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии. Государственные структуры должны предоставлять инноваторам юридические, деловые, консультационные услуги и т. д.

7. Обеспечение общественного статуса инновационной деятельности достигается через пропаганду научно-технических достижений и нововведений, моральное поощрение участников инновационной деятельности, повышение их социальной защищенности и т. д.

8. Учет региональных особенностей и регулирование инновационной деятельности в регионах.

9. Регулирование международных аспектов инновационной деятельности [5].

Таким образом, анализ современного инновационного механизма развития инновационной деятельности в России позволяет сделать вывод об актуальности и необходимости участия государства в развитии инновационного потенциала строительной отрасли и экономики страны в целом.

 

Библиографический список

1. Балдин К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: учебное пособие / К.В. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов. – 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2013. 418 с.

2. Ефименко И.Б. Экономическая оценка инновационных проектных решений в строительстве [Электронный ресурс]. Саратов: Вузовское образование, 2014. 276 c.

3. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2013. – 294 с.

4. Соболева Е.А. Государственно-частное партнерство как эффективный механизм реализации девелоперского проекта // Экономика и предпринимательство. 2017. – №3-1 (80-1). – С. 876-878.

5. Soboleva E. Organizational and functional modeling of business processes for management of the development project efficiency. MATEC Web of Conferences Volume 106 (2017) International Science Conference SPbWOSCE-2016 “SMART City” St. Petersburg, Russia, November 15-17, 2016.

 

 

MECHANISM AND SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE

ACTIVITIES IN RUSSIA

 

E.A. Sobolev, candidate of economic sciences, associate professor

Moscow state university of civil engineering

(Russia, Moscow)

 

Abstract. The article considers the main issues of the relationship between innovation and investment, analyzed the stages of the modern innovation mechanism. The analysis of the modern mechanism and specificity of development of innovative activity in the Russian Federation is carried out.

Keywords: innovations, investments, financing, innovative mechanism, efficiency, investor.