Сычева И.Н. Малое инновационное предпринимательство: проблемы и потенциал развития в нестационарных условиях / И.Н. Сычева, Я.Л. Овчинников // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №7. – С. 70-78.

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:

ПРОБЛЕМЫ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ В НЕСТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ

 

И.Н. Сычева, доктор экономических наук, профессор

Я.Л. Овчинников, кандидат технических наук, доцент

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

(Россия, г. Барнаул)

 

Аннотация. В данной статье рассматривается инновационное предпринимательство в России, а также проблемы развития системы венчурного финансирования как основы становления инновационного бизнеса. Более подробно авторы останавливаются на особенностях эффективной системы инновационной деятельности высших учебных заведений, в частности, Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова.

Ключевые слова: инновации, инновационное предпринимательство, венчурный бизнес, высшие учебные заведения.

 

 

Современный мировой инновационный тренд, детерминанта экономического роста в долгосрочном периоде определяются интенсивными инновациями и креативностью бизнеса. В национальных стратегиях развития ведущих стран мира сегодня как никогда четко просматривается единство направлений и механизмов повышения конкурентоспособности и устойчивого развития их экономик в условиях нестационарной среды. В их числе традиционно называются: наращивание интеллектуального потенциала; развитие инфраструктуры, институциональной и экономической конкурентной среды; восприимчивость бизнеса к нововведениям; технологическая готовность к инновациям. Реализация комплекса этих направлений определяет предпринимательскую активность и способствует формированию новой инновационной среды как внутри компаний, так и в их окружении.

Одновременно следует понимать, что интенсивное обновление технологий объективно создает инновационные риски и еще более усиливает неопределенность среды. Кроме того, ситуация усугубляется тем, что при отсутствии эффективных стимулирующих воздействий и механизмов, компенсирующих указанные риски, развитие инновационного предпринимательства замедляется. Указанные выше тенденции характерны для всех экономических систем рыночного типа, однако проявляются они с различной силой.

Ситуация в России не является исключением и подтверждает вышесказанное с той лишь разницей, что сам феномен «инновационного предпринимательства» обозначился в тренде экономической политики на несколько десятков лет позднее по сравнению с экономически развитыми странами мира. Объективная ситуация сегодня такова, что при наличии богатейших запасов минерального сырья, финансовых ресурсов и рабочей наблюдается отставание ее от развитых стран мира по ведущим индикаторам устойчивости (уровень инновационного развития, эффективность, производительность, уровень развития человеческого капитала). Приведем несколько цифр. В качестве индикатора успешного технологического уровня развития, как правило, используются показатели удельного веса высоких технологий в объеме производства и экспорта. В России такая продукция составляет менее 26 % от объема выпуска обрабатывающей промышленности (45-е место в мире на 2013 год), тогда как в развитых странах — от 50 до 70 %; низкий уровень развития кластеров (114-е место в мире); недостаточная крепость связей участников инновационной деятельности (127-е место); слабое сотрудничество университетов и промышленного сектора в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) — (65-е место); слабая кооперация работодателей (95-е место) и др. [1, с. 7172]. Если в период мирового кризиса в большинстве западных стран существует определенный инновационный задел благодаря эффективной технологической и экономической политике, то в России значительная доля средств из резервов направлена на стабилизацию банковской системы, а не реального сектора экономики. Результат: низкое качество инновационной среды заметно тормозит развитие инновационного предпринимательства и затрудняет эффективную реализацию способностей и компетенций значительной части работников.

Сравнение оценок в сфере создания знаний и технологий, с одной стороны, и их практической реализации – с другой, выявляет серьезные пробелы в управлении и институциональном обеспечении инновационной деятельности, но одновременно показывает интересную закономерность. С одной стороны, налицо заметные достижения в тех направлениях инновационной деятельности, где активность новаторов в основном зависит только от их собственных усилий; с другой стороны, там, где институты и организационно-экономические механизмы играют решающую роль в инновационном процессе, значения индикаторов результативности инновационного бизнеса просто ничтожны.

В области институциональных факторов Россия не имеет практически ни одной сильной стороны, причем эта проблемная ситуация сохраняется уже в течение всего более чем двадцатипятилетнего «трансформационного» периода. Обращает на себя внимание и тот факт, что влияние наиболее существенных барьеров, сдерживающих предпринимательскую активность до кризиса 2008 г., сегодня не является решающим: появились другие факторы, на первый взгляд, менее проблематичные, чем десятилетие назад. Однако по-прежнему в комплексе обозначенных негативных факторов коррупция, качество среды нормативно-правового регулирования бизнеса, дефекты фискальной и кредитной политики, рынков труда и миграционной политики, финансового рынка и т.д. [1, с. 70].Среди препятствий для финансирования бизнеса и интенсификации инновационного предпринимательства в России традиционно указывается нехватка и слабая доступность венчурного финансирования.

Остановимся подробнее на этом аспекте проблемы, поскольку становление и развитие инновационного предпринимательства напрямую связано с развитием системы венчурного финансирования.

1. Инновационное предпринимательство и венчурный капитал.

Под термином «инновационное предпринимательство» в широком смысле обычно подразумеваются все вложения в рисковые с точки зрения финансовых результатов проекты и, прежде всего, вложения в отрасли высоких технологий. В узком смысле — это долгосрочные или среднесрочные инвестиции, осуществляемые венчурными фондами с целью создания малых быстрорастущих компаний в виде кредитов, вложений в акции и др. [2, с. 311].

Сегодня в России можно выделить, как минимум, две основные организационные формы венчурных фирм: самостоятельный, собственно рисковый бизнес и внутренний венчур крупных компаний. Первый их вид, то есть собственно рисковый бизнес, представляется двумя видами хозяйствующих субъектов: малыми инновационными предприятиями (далее — МИП) и финансовыми учреждениями, предоставляющими им капитал под рисковые проекты. Инициаторами малых рисковых фирм чаще всего выступают талантливые изобретатели, ученые, инженеры, менеджеры-новаторы, стремящиеся выгодно воплотить в жизнь перспективные идеи, работая при этом без ограничений, неизбежно возникающих в лабораториях крупных фирм и организаций. Безусловно, высокая конкуренция на рынке, спрос и предложение, жесткие сроки апробации новой идеи интенсифицируют исследовательский процесс, вынуждают разработчиков действовать быстро и результативно. Успехи малого предпринимательства в научно-технических разработках новшеств оказались настолько значимыми, что побудили крупные компании, как за рубежом, так и в России к созданию аналогичных подразделений внутри собственных структур в качестве альтернативной формы организации с целью преодоления присущих им тенденций к торможению научно-технического прогресса [3, с. 97].

Следует учитывать два момента при создании внутренних рисковых проектов (внутренних венчуров). Во-первых, целью внутреннего венчура является изыскание инноваций, причем задачи венчурного проекта не должны совпадать со сферой обычной деятельности компании. Во-вторых, при отборе идей для реализации в рамках внутреннего рискового проекта издержки на создание, производство, сбыт продукции и коммерческий потенциал нововведений, должны быть спрогнозированы с точностью как минимум 50 — 75%.

В случае одобрения проекта экспертами ее автор обычно возглавляет внутренний венчур, при этом административно-хозяйственное вмешательство со стороны руководства компании является минимальным. Компания предоставляет управленческие услуги, научно-исследовательское, лабораторное, вычислительное и другое оборудование. Результатом внутреннего венчура является разработка инновационного продукта, который по традиционным каналам сбыта реализуется на рынке.

Для успешной коммерциализации инноваций необходимы значительные инвестиции, эффективность вложений которых подвержена множеству рисков: финансовых, организационных, технических и др. В экономически развитых странах в инновационной сфере традиционно лидируют малые предприятия, при этом они не имеют достаточных ресурсов для продвижения своих разработок на рынок. Основные стратегические направления развития поддерживаются государственным бюджетом в рамках реализации научно-технических программ. Однако очевидно, что они не могут охватить значительную часть всех инноваций, генерируемых в научно-технической сфере. Также очевидно и то, что банковский капитал при отсутствии гарантии сохранения инвестированных в проект средств и получения высокой прибыли поддерживать рискованные инновационные проекты не будет. Венчурный капитал именно в этих условиях может стать одним из наиболее реальных и эффективных источников рискового финансирования инновационной деятельности: его высокая избирательность в поиске наиболее перспективных и эффективных инвестиций в случае успеха гарантирует возможность получения высокой нормы прибыли. Именно венчурный бизнес позволяет объединить воедино энтузиазм изобретателей и новаторов, высокий профессионализм предпринимателей и владельцев свободного капитала. Гибкость, возможность аккумулировать капитал разных источников для инвестирования в тщательно отработанные инновационные проекты на продолжительный срок без предоставления гарантий и залоговых обязательств это важнейшие преимущества и отличительные особенности венчурного бизнеса. Одновременно с этим полная самостоятельность фирмы-реципиента в оптимизации взаимодействия участников проекта позволяет в кратчайший срок достичь коммерческого успеха. Венчурный капитал взаимодействует как с инновационными компаниями, уже находящимися на начальной стадии реализации готовой продукции, так и с инновационными компаниями-стартерами, не имеющими длительной рыночной истории. Для последних финансирование необходимо с целью проведения исследовательских работ и начала продаж. Учитывая высокую степень риска, «венчурные капиталисты», тщательно отбирая объекты для финансирования, проводят одновременно несколько венчурных операций, работая как с уже существующими компаниями, так и с вновь созданными. Основное внимание уделяется выполнению согласованного бизнес-плана: условием субсидирования следующего этапа является соблюдение сроков получения положительных промежуточных результатов. «Венчурные капиталисты» не только предоставляют финансовые средства, но и принимают активное участие в управлении, поиске партнеров для фирмы-реципиента, консультировании, налаживании связей, способствующих дальнейшему продвижению проекта. Подобное взаимодействие или так называемое «сопровождение» проекта – обязательное и неотъемлемое условие успешного и эффективного «освоения» инновации, поскольку оно заметно понижает степень риска и увеличивает прибыль. Мировая тенденция такова, что, вкладывая средства в рисковый бизнес, инвесторы надеются за пять-семь лет увеличить свой капитал как минимум в 5-10 раз. В это время венчурный капитал является неликвидным: прибыль становится осязаемой лишь после выхода новой компании на фондовый рынок в связи с продажей акций предприятия по многократно возросшей цене. Если венчурная компания успешно создает инновационную продукцию и выходит с ней на рынок, становясь публичной, инвесторы распродают акции и, как правило, выходят из проекта для того, чтобы развивать новый рисковый бизнес.

2. Финансовое обеспечение инновационного предпринимательства

Несмотря на высокую потребность развития венчурной формы организации инновационного процесса для российского бизнеса, на практике оно сопряжено с серьезными трудностями. Основная трудность заключается в том, что достаточного объема денежных средств для развития малого инновационного бизнеса не могут предоставить ни российские предприятия, ни государство. Так, бюджетное финансирование мероприятий федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» [4] остается неизменным на протяжении нескольких лет и составляет около 1,3 % ВВП. Следствие: в 2014-15 гг. Россия не достигла запланированного уровня отдельных индикаторов, характеризующих спрос на инновационную продукцию реального сектора экономики. Неэффективна и структура спроса, ибо наблюдается явный перекос в сторону закупок импортного оборудования в ущерб производству и внедрению отечественных инновационных разработок. В 2014 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли менее 10 % общего числа предприятий российской промышленности (7, с. 62-75), что на порядок ниже значений ведущих стран Европы (Германия – 75 %, Бельгия – 54 %, Швеция – 57 %, Финляндия – 53 %) [9]. Для сравнения: инвестиции в инновационный сектор в России оцениваются на уровне 0,3 % от соответствующего показателя США [10]. По всем показателям совокупных затрат на НИОКР российская экономика уступает развитым странам. При этом доля корпоративных (наиболее эффективных по коммерциализации) затрат на НИОКР в США составляет 2/3 от общих затрат [10]. В России наоборот: более половины средств на исследования и разработки – это расходы государства. Бюджетные средства от общего уровня внутренних затрат на НИОКР в 2014 г. составили 59,8 %; в предпринимательский сектор – 21,4 % (в развитых странах – более 50 %); внебюджетные фонды – 2,5 %; собственные средства научных институтов — 8,8 %; зарубежные источники – 7,5 %. В Российском научном секторе доминируют предприятия, находящиеся в государственном секторе экономике – 72 % (для сравнения: в Канаде их всего 10 %; в США – 7 %) [5, с.11]. Обозначенная ситуация делает чрезвычайно актуальной проблему поиска источников финансирования инновационной деятельности малых инновационных предприятий для практического внедрения инновационных разработок в реальный сектор экономики, которые могут быть федеральными и региональными.

2.1. Федеральные источники финансирования инновационной деятельности малых инновационных предприятий.

 Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Foundation for Assistance to Small Innovative EnterprisesFASIE) — государственная некоммерческая организация, действующая с 1994 г. с целью оказания финансовой, информационной и иной помощи МИПам, реализующим проекты по разработке и освоению инновационной наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности [6]. Участие МИПов в программах фонда позволяет довести разработку от научной идеи до создания устойчивого бизнеса, привлекательного для российских и зарубежных инвесторов. Ключевые программы фонда – «УМНИК», «СТАРТ», «РАЗВИТИЕ» (направления: «Энерго», «Фарма», «Софт», «Экспорт», «Ставка», «ПУСК», «Антикризис» и др.

В настоящее время Фонд является наиболее значимым учреждением, финансирующим науку в России. За время существования Фонда рассмотрено более 55 000 инновационных проектов, заключено более 13 000 контрактов на выполнение НИОКР. Поддержку Фонда получили более 12 000 молодых инноваторов. Создано свыше 4 500 стартапов. В настоящее время Фондом открыты представительства в 65 регионах Российской Федерации [6]. Критерии эффективности программ различны. Например, в программе «УМНИК» — это количество МИПов, созданных ее участниками. Сегодня таких предприятий уже более 5000, и они получают поддержку Фонда по программе «СТАРТ». Можно сформулировать определенные закономерности. Так, в 2014 г. Фондом в 33 регионах Российской Федерации был проведен мониторинг результатов программы «СТАРТ» в целом среди предприятий, созданных в 2006-2014 гг. Анализ показал, что из 3200 созданных МИПов прекратили свою деятельность около 500; оставшаяся часть – это действующие предприятия, которые нашли инвесторов. Примечателен также факт, что около 150 предприятий по разным причинам не захотели участвовать в последующих этапах программы, несмотря на их в целом успешное позиционирование на рынке. Но главный итог заключается в том, что в результате реализации программы было создано более 3000 рабочих мест.

На 2016 год основной задачей Фонда является расширение масштабов реализуемых программ, выход на качественно новый уровень финансирования и инвестиций с целью содействия развитию экспортно-ориентированного малого инновационного бизнеса и международной кооперации с привлечением к сотрудничеству международных компаний.

 Российская венчурная компания (РВК) – государственный фонд всех венчурных фондов, осуществляющий государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовую поддержку высокотехнологического сектора России в целом. РВК вкладывает средства через венчурные фонды, создаваемые совместно с частными инвесторами. На 01.01.2016 г. общее количество фондов, сформированных «РВК», достигло двадцати двух (включая 2 фонда в зарубежной юрисдикции); их суммарный размер — 33,2 млрд. руб., в том числе доля «РВК» составляет 20,3 млрд. руб. Число одобренных к инвестированию фондами «РВК» инновационных компаний достигло 179 с общим объемом средств 17,5 млрд. руб. 

C 2015 года «РВК» является основным проектным офисом Российской Федерации по реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) — долгосрочной стратегии технологического развития страны, направленной на формирование новых глобальных рынков к 2035 году.

2.2. Региональные источники финансирования инновационной деятельности малых инновационных предприятий.

 Алтайский гарантийный фонд — создан Администрацией Алтайского края с целью содействия развитию кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Алтайского края. Этот фонд полезен в первую очередь тем предприниматеоям, которые при получении банковских кредитов сталкиваются с проблемой недостаточности залогового обеспечения: для них предоставляется поручительство фонда в размере до 50 % от суммы получаемого кредита. Данные поручительства обеспечены средствами фонда.

Всего с начала деятельности данного финансового института поручительствами обеспечены 518 проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 1,35 млрд. рублей, общий размер привлеченных кредитов составил порядка 3,7 млрд. рублей. В 2015 году региональной гарантийной организацией предоставлено 12 поручительств на сумму 59,2 млн. рублей. Данная адресная финансовая поддержка позволила малым и средним предприятиям края привлечь 165,8 млн. рублей кредитных средств на развитие своего бизнеса. Среди получателей поддержки, воспользовавшихся гарантиями фонда при заключении кредитных договоров, 44,6% реализуют проекты в сфере обрабатывающих производств, 17% – в торговой сфере, 7,8% – в сфере строительства, 14% – оказывают медицинские, бытовые, коммунальные и социальные услуги населению, 16,6% получателей реализуют проекты в сельском хозяйстве. На начало февраля 2016 г. ресурсы фонда составляют свыше 640 млн. рублей.

 Алтайский фонд микрозаймов создан в 2009 году Администрацией Алтайского края в составе управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры с целью повышения доступности заемных средств для субъектов микро- и малого предпринимательства Алтайского края. Микрозаймы размером до 1 млн. руб. предоставляются предпринимателям на возвратной и возмездной основе сроком до 12 месяцев. Привлекательность фонда – в льготных условиях финансирования. Так, по условиям, размер процентной ставки за пользование микрозаймом не может превышать ставку рефинансирования Центрального банка России более, чем на 5 процентных пункта. В Алтайском крае на протяжении двух последних лет годовая процентная ставка за пользование микрозаймом для субъектов малого бизнеса, занятого в приоритетных направлениях деятельности, сохраняется на уровне 8,5 % [7].

3. Опыт развития малых инновационных предприятий (МИП) в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова.

Эффективная система инновационной деятельности высших учебных заведений сегодня – это необходимое условие для формирования инновационной экономики России и подготовки квалифицированных кадров. Для реализации этой цели в 2009 году был принят Федеральный закон № 217-ФЗ, согласно которому вузам, НИИ и Академиям наук разрешено создание малых инновационных предприятий. Важнейшая функция этого закона – установление связи и взаимодействия между ВУЗом и бизнесом. Целью создания МИП при вузах является, в том числе, адаптация исследований и разработок к требованиям реального сектора экономики и обеспечение их коммерциализации.

В рамках выигранного университетом Проекта ЕС Tempus BUSEEG-RU-UA «Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей» (544202-TEMPUS-1-2013-1-ATTEMPUSJPHES) в 2014 году в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова приказом ректора был создан Интегрированный консультационный центр (ИКЦ) с целью обеспечения консультирования студентов, аспирантов, молодых учёных и предпринимателей в области инновационной и предпринимательской деятельности. Деятельность ИКЦ координирует Управление инновационного развития университета. ИКЦ в отчетном периоде с марта 2015 по март 2016 года года достиг следующих основных целей:

 повысил информированность студентов, аспирантов, молодых учёных, субъектов малого и среднего предпринимательства о государственной поддержке в Российской Федерации;

 предоставлял гарантированный перечень консультационных и образовательных услуг;

 обеспечил равные условия и доступность потребителям услуг ИКЦ к информационным, справочным и поисковым ресурсам ИКЦ.

В деятельности ИКЦ достигнуты следующие основные результаты:

 оказано содействие развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства – получена поддержка на создание в АлтГТУ двух центров молодёжного инновационного творчества на общую сумму 14 000 000 рублей;

 осуществлена консультационная поддержка для студентов, аспирантов, молодых учёных (177 молодых специалистов до 30 лет), субъектов малого и среднего предпринимательства Алтайского края (18 субъектов);

 оказаны информационные, консультационные, образовательные услуги (проведено 4 семинара по мерам господдержки инновационного бизнеса; всего проконсультировано 195 человек);

 повышены информированность и правовой уровень предпринимателей в области защиты интеллектуальной собственности на организованном краевом семинаре (организован и проведён 1 семинар);

 оказана методическая и методологическая помощь по вопросам предпринимательской деятельности, в том числе: проблемам продвижения продукции на межрегиональные рынки (предоставлялась информация о проводимых выставках, ярмарках); вопросам повышения инвестиционной привлекательности субъектов малого и среднего предпринимательства (осуществлялся поиск потенциальных инвесторов, бизнес-партнеров); проблемам инновационного развития хозяйствующих субъектов сферы малого и среднего предпринимательства; поддержки генерации и развития инновационных проектов и др.

ИКЦ обеспечил следующие функции:

 обеспечение гарантированного доступа к информационным ресурсам ЦПП, к поисковым и справочным системам;

 предоставление информации и консультаций по использованию инструментов государственной поддержки, предусмотренной на федеральном, краевом и муниципальном уровнях;

 оказание помощи в подготовке документов, необходимых для участия в краевых, муниципальных программах поддержки предпринимательства, в государственных и муниципальных заказах;

 предоставление методических рекомендаций и практических пособий по вопросам организации и ведения бизнеса;

 организация мероприятий по повышению образовательного уровня в области инновационного предпринимательства (всего 5 региональных семинаров).

ИКЦ обеспечил поддержку проектов малых инновационных предприятий, созданных при АлтГТУ (всего функционирует 29 предприятий, созданных в 2010-2016 годах). Выручка предприятий за время их существования составила 82 527 900 рублей. В МИП создано и функционирует 118 высокотехнологичных рабочих мест.

За отчётный период проконсультировано 195 молодых учёных и предпринимателей, которым в результате удалось привлечь к развитию собственных бизнес-идей 51 160 000 рублей государственных инвестиций.

В заключение хотелось бы упомянуть еще об одной «фирменной» межрегиональной программе нашего университета – это так называемые «ползуновские гранты»: «Студенты и аспиранты малому и наукоемкому бизнесу». Ее идея состоит в том, что студент или аспирант еще во время учебы начинает работать с каким-либо малым предприятием: проходит практику, ведет научно-практическую деятельность в его интересах и ориентирован на поступление в компанию по окончании вуза. За время существования этой программы более 1000 студентов из всех регионов России от Калининграда до Владивостока стали ее лауреатами [8].

Сегодня Россия ставит амбициозные, но реально достижимые цели стратегического развития. Главные из них — это обеспечение высокого уровня благосостояния всего населения и упрочение геополитической роли страны в качестве ведущего лидера, определяющего политику мировой цивилизации. Единственно возможный способ достижения указанных целей – это переход экономики России на инновационную социально ориентированную модель развития. В условиях серьезных внутренних проблем и внешних рисков это предполагает создание адекватных регулирующих механизмов. В условиях бюджетных ограничений сделать это непросто. Экономия бюджетных расходов в то же время позволяет найти предпринимателям малозатратные формы и способы налаживания контактов и сотрудничества экономических агентов. К их числу относятся: поддержка стартапов и малых инновационных предприятий институциональными и экономическими мерами; публичное поощрение бизнеса, который открывает молодежь (гранты, конкурсы, призы); создание и развитие инкубаторов; распространение опыта передовых кластеров; информационно-консультационная поддержка; разнообразные и доступные площадки для взаимодействий (то есть места, где разработчики технологий, инвесторы, предприниматели смогут и захотят найти друг друга) и др. Их эффективная реализация позволит России развиваться в тренде глобальных тенденций инновационного развития даже в условиях финансовых ограничений.

 

 

Библиографический список

1. Никонова А.А. Системность управления как основной императив в переходе к устойчивому развитию // Эффективное антикризисное управление. – 2015. — № 6(93) — С. 62-75.

2. Сычева И.Н. Предпринимательские риски: проблемы оценки и учета / В сборнике: «Организация – 2012» // Материалы заочной научно-практической конференции /Отв. ред. И.Н. Сычева И.Н. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012 С. 306-319.

3. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Инновационное предпринимательство в регионе: проблемы и решения // Экономика и бизнес: теория и практика / Международный научный журнал.- 2015.- № 9. — С. 95-98.

4. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы http://www.ano-info.ru/index.php/component/content/article/143-main/1098-ftsp.

5. Лившиц В.Н. О нестационарности российской переходной экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2014. — № 2.- С. 8 -13.

6. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Foundation for Assistance to Small Innovative EnterprisesFASIE) http://xpir.fcntp.ru/guidealias/FASIE-General.

7. Алтайский гарантийный фонд — Алтайский фонд микрозаймов http://www.altfond.ru/news/news-23-03-2016.

8. Инновационные технологии – для малого бизнеса http://gorn.pro/archive/2006/10/1943938/

9. The Global Innovation Index 2015. Effective Innovation Policies for Development / Cornell University, INSEAD, and WIPO. Fontainebleau; Ithaca; Geneva 2015. https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/reportpdf/gii-full-report-2015-v6.pdf.

10. The Human Development Report 2015. Work for Human Development. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). New York, NY, 2015. http://hdr.undp.org/sites/default/files/2015_human_development_report_1.pdf.

 

 

SMALL INNOVATIVE BUSINESSES:PROBLEMS AND DEVELOPMENT

POTENTIAL IN NON-STATIONARY CONDITIONS

 

I.N. Sycheva, doctor of economic sciences, professor

Y.L. Ovchinnikov, candidate of technical sciences, associate professor

I.I. Polzunov Altai state technical university

(Russia, Barnaul)

 

Abstract. This article describes an innovative business in Russia, as well as the problems of development of venture financing system as the basis of formation of innovative business. In more detail the authors stop at a particularly effective innovation system of higher education institutions, in particular, the Altai State Technical University. II Polzunova.

Keywords: innovation, innovative entrepreneurship, venture capital business, higher education institutions.