Сычева И.Н. Концепции регионального развития в контексте глобализации / И.Н. Сычева, Е.С. Пермякова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 170-174.

КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

 

И.Н. Сычева, др экон. наук, профессор

Е.С. Пермякова, канд. экон. наук, доцент

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

(Россия, г. Барнаул)

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются новые подходы к развитию экономики регионов, обусловленные тенденциями глобализации мировой экономики. Раскрываются особенности современного регионального развития в России. Приводится ряд организационно-экономических мер, способствующих интенсификации процесса регионального инновационного развития.

Ключевые слова: глобализация, региональное развитие, экономика знаний, точки роста.

 

 

Глобализация мировой экономики и смена технологических укладов предполагает смену концепции регионального развития, обусловленную объективными факторами развития всех мировых стран. Предпосылки смены концепции заложены в глобальной экономике с ее новыми подходами к развитию стран на основе современных информационных технологий. В первую очередь, к ним относятся: усиление регионализации стран; появление новых возможностей в межстрановом взаимодействии; повышение интеграционных процессов на региональном уровне в результате обостряющейся конкуренции на мировом рынке; усиление регионов как ответ на возрастающую роль транснациональных корпораций; активное развитие миграционных процессов в различных формах их проявления; нарастание проблемы сырьевого обеспечения национальных экономик, в первую очередь, энергетических и водных; поиск решений по защите национальных рынков при соблюдении международных соглашений.

Новая концепция регионального развития включает в себя следующие важнейшие аспекты: развитие на основе современных информационных технологий; новый подход к оценке и использованию региональных ресурсов; новые возможности в интеграционных процессах, в том числе мировых. Вторым аспектом, отражающим новый подход к развитию регионов, является переход к «экономике знаний», основанной на приоритетном развитии инновационных технологий, обеспечивающих базу конкурентных преимуществ региона. Большой вклад в «экономику знаний» вносит развитие информационно-коммуникационного рынка. При переходе к информационному обществу меняются пропорции между мускульными и интеллектуальными усилиями, между рутинными операциями и творчеством, между тиражированием прошлого и инновациями. Объем информационно-коммуникационного рынка сегодня превысил 1 трлн. долл. В развитых странах данный сектор вносит значительный вклад в прирост ВВП: например, в США он превышает 30%; стремительно растут корпоративные инвестиции в информационные технологии (до 35 % всех капвложений), а доля специалистов в сфере информационных технологий в общей структуре занятых составляет более 10%. Патенты, связанные с производством новых информационных технологий, составляют более 30% всех заявок, оформляемых в Финляндии, Исландии, Корее. Все страны разрабатывают и реализуют национальные программы формирования информационного общества. Так, Европа объявила свой проект «Технологии информационного общества». Только те регионы, которые активно включились в этот процесс, имеют возможность максимального использования преимуществ нового разделения труда и участия в мирохозяйственных связях. Мировые технологические лидеры научились овладевать ресурсами менее развитых стран, устанавливая над ними интеллектуально-финансовый контроль. Относительно региональной экономики можно назвать следующие преимущества: наличие высокопрофессиональных научно-исследовательских подразделений, обладающих конкурентными преимуществами в отдельных научных направлениях современных исследований; создание на региональном уровне условий по реализации всего инновационного цикла; создание высокого уровня жизненных стандартов, в первую очередь, для научно-исследовательских коллективов (качественного образования с последующим закреплением кадров; качества жизни); активное включение в межрегиональные и международные научно-исследовательские коллективы.

К третьему направлению, отражающему смену региональной концепции, можно отнести новый подход к оценке и использованию региональных ресурсов. Изменение структуры мировой экономики с ее переориентацией от сырьевой направленности в сторону сферы услуг и более эффективного использования природных невосполняемых ресурсов, а также большей значимости таких ресурсов, как транспортные, пространственные, водные и другие, позволяет выделить следующие аспекты нового регионального подхода: соответствие регионального продукта мировым тенденциям при максимальном использовании региональных конкурентных преимуществ; развитая транспортная составляющая и ее включенность в мировые транспортные коридоры; глубина комплексной переработки природных ресурсов; удельные затраты ресурсов на единицу регионального продукта и соотношение с мировыми показателями; качество трудовых ресурсов и их потенциал для инновационной экономики; соответствие регионального продукта потенциалу земельных угодий, качественные показатели.

К четвертому направлению региональной экономики можно отнести новые возможности в интеграционных процессах и степень включенности региональной экономики в мировую: экспортный потенциал и его использование, качественная структура.

Мировые тенденции нашли отражение и в России. На смену централизованным моделям территориального развития, в которых ключевое положение занимали крупные промышленные комплексы федерального уровня, приходят модели, ориентированные на самостоятельность, активность и экономическую самоорганизацию территорий. Отличительной чертой современной экономики является создание новых территориальных сетевых моделей, в основе которых лежит активное привлечение регионов к процессу инновационных преобразований, к созданию научно-производственных систем с высокой концентрацией интеллектуального потенциала, призванных обеспечить новый уровень конкурентоспособности региона. Современный этап территориального развития и усиления роли регионов в составе Российской Федерации характеризуется выделением следующих приоритетных направлений: законодательные основы разграничения функций между центром и регионами; использование государственно-частного партнерства в качестве базового механизма взаимодействия государства и бизнес-сообщества; представление регионов как крупных технологических площадок создаваемых высокотехнологичных производств и научно-технических комплексов; привлечение зарубежного опыта и капитала для формирования промышленных округов; повышение значимости малого производственного и инновационного бизнеса и др.

Особенностью России является неравномерность развития ее регионов. Так, из всех субъектов РФ в число лидеров по уровню инновационного развития входит около 10 регионов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Нижегородская и Свердловская области); среди федеральных округов в число наиболее инновационно развитых попадают Уральский, приволжский и Центральный. При этом в Центральном и Северо-Западном федеральных округах сосредоточена большая часть научных организаций (54,5%), персонала, занятого НИОКР (63,5%), а также госбюджетных средств, направляемых на поддержку науки (64,2%). В то же время по объему отгруженной инновационной продукции со значительным отрывом лидируют Уральский и Приволжский федеральные округа.

Таким образом, основой инновационного развития России и ее регионов должно стать решение следующих задач: восстановление и укрепление связей между наукой и производством; обеспечение многоканального финансирования научно-технической и инновационной деятельности; разработка эффективных мер стимулирования инновационной активности; развитие инфраструктуры, обеспечивающей передачу технологий в практику. Знание, новые технологии, активное представительство в мировом пространстве являются определяющими для выхода российских регионов на новый уровень динамичного и устойчивого развития. Устойчивое социально-экономическое развитие региона характеризуется его возможностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природно-ресурсного потенциала, локализованного на его территории. В современной России региональные органы власти, как правило, мотивированы скорее геоэкономическими, чем геополитическими соображениями. Включение России в мировое экономическое пространство должно происходить не только через отдельные регионы, испытывающие давление двойного провинциализма: собственно центра и региональных блоков. Проблему региональной интеграции для нашей страны необходимо рассматривать как проблему стратегического «вписывания» всей России в геоэкономику трансграничных регионов. Остро необходимое для страны создание воспроизводственной модели может, безусловно, начинаться с точек роста – отдельных приграничных регионов, обладающих определенными конкурентными преимуществами. Среди регионов приграничного пояса более благоприятные условия для развития имеют те, которые располагаются на глобальных коммуникациях, обеспечивающих международное региональное сотрудничество. Для регионов «тупикового положения» необходимы специальные меры федеральной региональной политики, опирающиеся на основополагающие принципы устойчивого пространственного развития. При этом важно не просто извлечь выгоду из географического положения или даже правильно позиционироваться —  необходимо определить, какие факторы внутрирегионального развития могут поддерживать геоэкономические интересы других стран.

Перспектива экономического развития регионов должна базироваться на поддержке «опорных» регионов — точек индустриального, технологического и инфраструктурного роста. Однако эти точки невозможно выделить и поддерживать в рамках проводимой ныне бюджетной политики проблемных регионов за счет регионов-доноров. В результате территории-рецепиенты теряют мотивацию к развитию, а развитие успешных регионов, наоборот, искусственно сдерживается.

России от политики равномерного развития необходимо перейти к политике точек роста, так как зачастую наиболее удачные решения по стимулированию экономического роста страны в целом реализуются в регионах. При этом, по мнению руководства Минрегионразвития РФ, федеральные социальные стандарты, определяемые государственной социальной политикой, должны обеспечиваться во всех без исключения регионах, а что касается инвестиционных средств из федерального бюджета, то они должны направляться только туда, где формируются предпосылки для экономического роста. Для точек роста характерны одновременная концентрация кадров промышленности и хай-тека, научный потенциал, учащаяся молодежь, производственные цепочки, инфраструктура. Потенциальных точек роста, открытых для частно-государственных инвестиционных проектов, в России достаточно.

В мировой практике выработан и апробирован на практике ряд организационно-экономических мер, способствующих интенсификации процесса регионального инновационного развития: осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и местном уровнях; прямые государственные субсидии и целевые ассигновании региональных (местных) органов власти; местные налоговые льготы, направленные на стимулирование инновационной деятельности предприятий; формирование научных парков и региональных центров передовых технологий; создание инкубаторов малого бизнеса; привлечение венчурного капитала; мобилизация ресурсов частного сектора на решение задач регионального развития; формирование предпринимательских сетей и кластеров; совершенствование информационной, коммуникационной, финансовой инфраструктуры; организация управленческого консультирования предпринимателей и другие меры.

Вместе с тем, проводимая на практике региональная инновационная политика определяется конкретными экономическими условиями. Поэтому не существует одного общего рецепта для применения различных инструментов ее реализации. Каждое государство и каждый регион подходит к реализации этих задач с учетом существующих особенностей, традиций, имеющихся ресурсов и потребностей.

 

Библиографический список

1. Никонова А.А. Системность управления как основной императив в переходе к устойчивому развитию // Эффективное антикризисное управление. – 2015. № 6(93). С. 62-75.

2. Сычева И.Н. Предпринимательские риски: проблемы оценки и учета / В сборнике: «Организация – 2012» // Материалы заочной научно-практической конференции / Отв. ред. И.Н. Сычева Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012 С. 306-319.

3. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Инновационное предпринимательство в регионе: проблемы и решения // Экономика и бизнес: теория и практика / Международный научный журнал.  2015. № 9. С. 95-98.

4. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы http://www.ano-info.ru/index.php/component/content/article/143-main/1098-ftsp.

5. Лившиц В.Н. О нестационарности российской переходной экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – №2.  С. 8 -13.

6. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Foundation for Assistance to Small Innovative EnterprisesFASIE) http://xpir.fcntp.ru/guidealias/FASIE-General.

7. Алтайский гарантийный фонд Алтайский фонд микрозаймов http://www.altfond.ru/news/news-23-03-2016.

8. Инновационные технологиидля малого бизнеса http://gorn.pro/archive/2006/10/1943938/

9. The Global Innovation Index 2015. Effective Innovation Policies for Development / Cornell University, INSEAD, and WIPO. Fontainebleau; Ithaca; Geneva 2015. https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/
reportpdf/gii-full-report-2015-v6.pdf
.

10. The Human Development Report 2015. Work for Human Development. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). New York, NY, 2015. http://hdr.undp.org/sites/default/files/
2015_human_development_report_1.pdf.

 

 

THE CONCEPT OF REGIONAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT

OF GLOBALIZATION

I.N. Sycheva, doctor of economic sciences, professor

E.S. Permyakova, candidate of economic sciences, senior lecturer

I.I. Polzunov Altai state technical university

(Russia, Barnaul)

 

Abstract. This article discusses the new approaches to the development of the economy of the region, due to the trends of globalization of the world economy. The peculiarities of modern regional development in Russia. We present a series of organizational and economic measures that contribute to the intensification of the process of regional innovation development.

Keywords: globalization, regional development, knowledge economy, the growing point.