Франк Е.В. Коммерциализация научных разработок: от идеи к внедрению // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — №12. — С. 146-148.

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК: ОТ ИДЕИ К ВНЕДРЕНИЮ

 

Е.В. Франк, канд. экон. наук, доцент, проректор

Самарский государственный технический университет

(Россия, г. Самара)

 

Аннотация. В связи с быстрым ростом рынка научно-технической продукции и высоким уровнем конкуренции данного рынка целесообразным решением становится поиск путей коммерциализации продуктов научных разработок.

Ключевые слова: коммерциализация, инновационное творчество, научные разработки, инвестиции.

 

 

Не смотря на то, что Россия имеет высокий научно-технический уровень потенциал, развитие науки и инновационного творчества на сегодняшний день является одной из важнейших задач. В связи с быстрым ростом рынка научно-технической продукции и высоким уровнем конкуренции данного рынка целесообразным решением становится поиск путей коммерциализации продуктов научных разработок.

В данном случае процесс коммерциализации стоит рассматривать как проектирование, разработку и реализации определенных мероприятий, посредством которых продукты научных разработок станет возможна презентация с целью получения коммерческой прибыли.

Коммерциализация включает в себя следующие этапы:

 поиск и отбор разработок для финансирования;

 привлечение инвестиций;

 внедрение разработок в производство и их дальнейшее сопровождение.

Этапы коммерциализации показаны на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1. Этапы коммерциализации

 

 

На этапе отбора реализуется выбор наиболее выгодных научных разработок, а также определения сегмента того или иного рынка, востребованность среди целевой группы общественности. На данном этапе важно четко определить возможные факторы риска, угрозы, а также сильные стороны и возможности конечного продукта.

Затем, после проведения отбора, целесообразным станет выявление функциональных характеристик. Здесь важно заинтересовать промежуточного инвестора, вложение определенных ресурсов которого позволит внести существенно важные доработки для эффективной продажи продукта стратегическому инвестору. На этапе взаимодействия стратегического партнера с продуктом реализуется стадия серийного производства.

Далее происходит составление сметы, определяют необходимые финансовые ресурсы, а между участниками процесса – распределение прав.

На следующем этапе продукт инновационного творчества переходит в процесс производства.

Всего в процессе коммерциализации участвуют две основные группы. Они представляют собой авторов научно-технических разработок и инвесторов. Категории группы авторов весьма разнообразны:

 университеты и институты, которые финансируются за счет отечественных и международных грантов, прямых инвестиций и т.д.;

 научные коллективы, которые не имеют потенциальных инвесторов и финансируются небольшими разовыми грантами;

 малые инновационные компании, в которых работают ученые и инженеры, проводящие целенаправленно коммерциализацию своих разработок;

 ученые и изобретатели, которые по различным причинам отделились от научных институтов и работают самостоятельно.

Категорию группы инвесторов представляют собой различные международные и государственные фонды, цель которых заключается в поддержке развития науки и инновационного творчества. Также инвестиционной поддержкой в процессе коммерциализации являются различные целевые программы, гранты, венчурные фонды, международные и мировые проекты. Венчурные фонды, в данном случае, оказывают финансовую поддержку на основе дальнейшей полной либо частичной передачи прав разработчиков фонду. Наибольшую долю средств из всей категории группы инвесторов могут выделить государственные и международные фонды.

Инвестором также могут выступать различные промышленные компании определенных отраслей, заинтересованные в дальнейшем использовании продукта коммерциализации в своем производстве.

Стоит отметить, что немаловажную роль в процессе коммерциализации играют посредники. Их задача заключается в привлечение финансов, а также поиски технологий. В данном случае посредниками являются различные консалтинговые компании, в основе деятельности которых лежит продвижение разработки на определенном рыночном сегменте.

Для эффективной реализации коммерциализации продукта инновационного творчества необходимо правильно выбрать способ коммерциализации. С точки зрения передачи прав на продукцию и разработку выделяют три способа: самостоятельное, переуступка прав, полная передача прав.

Самостоятельный способ коммерциализации позволяет обладать разработчику всеми правами на готовый продукт, а также получать максимальную коммерческую выгоду.

Переуступка заключается в частичном использовании патента на готовый продукт на определенной территории в течение определенного временного промежутка посредством выдачи лицензии или приобретение франчайзинга.

Полная передача интеллектуальных прав на разработку означает безвозвратную передачу или продажу авторских прав, отчуждение от прав без возможности получать финансовый доход.

Ввиду особенностей российского рынка технологий существуют определенные проблемы: незавершенность большинства исследований для самой разработки, проблема поиска необходимых финансовых средств для разработки и инвесторов, проблема адекватной оценки коммерческой привлекательности технологии, а также низкая юридическая грамотность разработчиков в области защиты объектов интеллектуальной собственности и их рыночного использования, что связано с несовершенством законодательства в данной сфере.

Однако, несмотря на существующие проблемы, государство проводит активную работу по коммерциализации научных разработок в рамках проекта «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года».

 

Библиографический список

1. Цуканова О.А., Шашкова Е.В. Особенности коммерциализации научно-технической продукции в России // Современные проблемы науки и образования.

COMMERCIALIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH: FROM IDEA

TO IMPLEMENTATION

 

E.V. Frank, candidate of economic sciences, associate professor, vice-rector

Samara state technical university

(Russia, Samara)

 

Abstract. Due to the rapid growth of the market of scientific and technical products and the high level of competition in this market appropriate solution becomes finding ways to commercialization of research products.

Keywords: commercialization, innovative creativity, research and development, investment.