Логунова, Н. А. Кластерный подход к институционально-организационному обеспечению стратегического развития морского транспортного комплекса региона / Н. А. Логунова, Л. В. Алексахина. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 112-115.

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОРСКОГО

ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

 

Н.А. Логунова, д-р экон. наук, профессор

Л.В. Алексахина, канд. экон. наук, доцент

Керченский государственный морской технологический университет

(Россия, г. Керчь)

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-02-00057.

 

Аннотация. В статье на основе изучения мирового опыта кластеризации представлен авторский подход к формированию институционально-организационных основ стратегического развития морского транспортного комплекса региона. Рассмотрено современное понимание функционального назначения объединений кластерного типа и формализована структурно-логическая модель морского транспортно-логистического кластера региона, в которой выделено ядро кластера, идентифицированы предприятия и организации, имеющие с ядром вертикальные и горизонтальные связи, обозначены основные субъекты, оказывающие влияние на поведение участников кластера.

Ключевые слова: морской транспортный комплекс, кластерный подход, стратегическое развитие, структурно-логическая модель.

 

 

Необходимость повышения эффективности функционирования субъектов хозяйствования, предопределенная современными экономическими реалиями регионального развития, обусловливает целесообразность применения разнообразных форм организации их деятельности. Особую актуальность данное обстоятельство приобретает для отраслей, имеющих социально-экономическую значимость и обеспечивающих улучшение качества жизни как интегрального показателя эффективности государственной политики в условиях динамично меняющихся потребностей экономики и населения. Именно к таким отраслям, относится транспорт, и его важная составляющая морской транспортный комплекс.

В экономической науке существуют различные подходы к обоснованию целесообразности применения разнообразных форм организации морехозяйственной деятельности в регионе и ее институционализации, как на основе ряда территориально-производственных объединений, свободных экономических зон, так и кластеризации. В последних исследованиях и публикациях получило распространение рассмотрение формирований кластерного типа как специфических интеграционных объединений, позволяющих решать совокупность проблем развития территориальных хозяйственных систем различной специализации [1].

Представленные в научной литературе дифференцированные интерпретации кластерной концепции в большей мере носят теоретический характер, в связи с разнообразием характеристик территориальных образований, предопределяющих уникальность региональных кластеров [2].

Отметим, что общие особенности кластеров имеют ограниченную применимость в специфических геополитических условиях. Это обосновывает необходимость дальнейшего изучения научно-прикладных аспектов кластеризации с целью адаптации принципиальной модели кластерного формирования к отраслевой специфике морской транспортной деятельности и особенностям конкретной территории [3].

Цель статьи сформировать институционально-организационные основы стратегического развития морского транспортного комплекса региона путем адаптации современного понимания дефиниции «кластер» и функционального назначения объединений кластерного типа, а также сформулировать структурно-логическую модель морского транспортного кластера региона.

Кластер как сетевая форма организации научного и производственного циклов на уровне региона предполагает взаимодействие субъектов хозяйствования через реализацию их экономических интересов с участием органов власти для завоевания конкурентных преимуществ высокой степени устойчивости, что обеспечит устойчивый социально-экономический рост на основе максимально эффективного использования потенциала региона [4].

Учитывая особенности регионального развития и отличие задач, которые можно решить за счет формирования организаций кластерного типа (создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, повышение результативности деятельности региональных хозяйственных комплексов, развитие кооперационных связей, формирование конкурентной среды, переориентация экономики на социальную направленность и др.), считаем целесообразным применение разнообразных типов кластерных объединений (традиционных, инновационных, промышленных и пр.), эффективное функционирование которых создаст предпосылки для решения социальных проблем, повышения уровня рациональности использования потенциальных преимуществ региона и т.д.

Принимая во внимание мировой опыт формирования кластерных объединений, мы полагаем, что институциональные основы стратегического развития регионального морского транспортного комплекса возможно создать путем формирования морского транспортного кластера региона, в структурно-логической модели которого целесообразно выделить ядро кластера, идентифицировать предприятия и организации, которые имеют с ядром вертикальные и горизонтальные связи, и обозначить основных субъектов, способных оказать влияние на изменение поведения участников кластера (рис. 1.).

В связи с тем, что кластеризация базируется на организации совместной деятельности различных субъектов хозяйствования, моделирование кластера строится исходя из его функционального назначения и возможных участников, и должно непременно учитывать логистическую составляющую, что обусловливает целесообразность создания транспортно-логистического кластера региона, имеющего смешанный территориально-отраслевой характер.

 

 

C:\Users\натуш\Desktop\Doc5.jpg

Рис. 1. Структурно-логическая модель морского транспортно-логистического кластера (МТЛК) региона

 

При этом ведущим звеном в формировании кластерного объединения являются субъекты морепользования, входящие в основополагающую подсистему функционально-компонентной структуры морского транспортного комплекса региона.

Вследствие чего, в качестве ядра морского транспортно-логистического кластера региона могут выступать крупные и средние транспортные предприятия, отражающие его отраслевую направленность. Аналогичные ядру кластера с соответствующим функциональным назначением в системе морской транспортной деятельности выступают малые предприятия-морепользователи, которые следует рассматривать в качестве гибкого и мобильного сектора морского транспортного кластера, имеющего особое значение для инновационного развития кластерного объединения посредством апробации инновационных идей по оказанию морских транспортных услуг.

Следует отметить, что выделение других участников кластера, связанных с его ядром, целесообразно осуществлять, исходя из логически взаимосвязанных видов деятельности в вертикально-интегрированной системе оказания транспортно-логистических услуг с целью отражения комплексности функционирования данной сферы и целостности научно-производственного цикла.

В этой связи, учитывая первостепенное значение судоходных компаний, морских грузовых терминалов и портов морского транспортного комплекса региона, в модели морского транспортного кластера среди предприятий, именно их следует отражать в структуре кластера как его ядро. Среди субъектов хозяйствования, объединенных вертикальными интеграционными взаимосвязями с ядром, прежде всего, целесообразно отражать тех, кто создает предпосылки эффективного функционирования ключевых элементов в рамках функционально-компонентной структуры морского транспортного комплекса, то есть транспортно-экспедирующие, агентирующие предприятия, а также операторы интермодальных и мультимодальных перевозок. При этом достижение цели обеспечения региона качественными транспортными услугами предполагает необходимость проведения тщательного контроля качества на всех этапах функционирования морского транспортного цикла, в том числе мониторинга условий хранения грузов, что предопределяет целесообразность сотрудничества грузоотправителей и грузополучателей в рамках кластера при поддержке органами власти всех этапов морского транспортного цикла.

Кроме того, в структуре морского транспортного кластера необходимо учитывать совокупность организаций (предприятий), которые осуществляют виды деятельности, связанные с формированием инновационных идей и разработок (НИИ, специализированные научные учреждения), улучшением качественных характеристик человеческого капитала (вузы и др. образовательные организации), а также выполнением функций финансового, консалтингового и др. обслуживания морского транспортного комплекса региона.

Таким образом, авторами предлагается институционально-организационное обеспечение стратегического развития морского транспортного комплекса рассматривать с позиций кластерного подхода как эффективного инструмента стратегического развития регионов, традиционно специализирующихся на морской транспортной деятельности.

 

Библиографический список

1. Черный С.Г. Разработка сегментов кластеров координации отраслевой направленности / С.Г. Черный, Н.А. Логунова // Мир транспорта. – 2014. – Т. 12. – №3 (52). – С. 104-115.

2. Подсолонко М. В. Региональные кластеры в предпринимательстве: монография. – Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. – 222 с.

3. Алексахина Л. В. Структурно-логическая модель кластера региона (на примере рыбохозяйственного комплекса) // Матер. ІІІ междунар. науч.-практ. конф. [«Актуальные проблемы современных общественных наук: научное знание в глобализирующемся мире»], (Уфа (РФ), 7 июня 2013 г.) / Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан». – Уфа: БАГСУ, 2013. – С. 13-20.

4. Селюков М. В.  Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования / М. В. Селюков, Н. П. Шалыгина, И. В. Савенкова // Фундаментальные исследования. – 2011. – №8. – С. 449-454.

 

 

CLUSTER APPROACH TO INSTITUTIONAL ORGANIZATIONAL PROTECTION

OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE SEA TRANSPORT COMPLEX OF THE REGION

 

N.A. Logunova, doctor of economics sciences, professor

L.V. Aleksashkina, candidate of economic sciences, associate professor

Kerch state maritime technological university

(Russia, Kerch)

 

Abstract. The author presents an author’s approach to the formation of the institutional and organizational foundations for the strategic development of the maritime transport complex of the region on the basis of studying the world experience of clusterization. Present-day understanding of the functional purpose of cluster-type associations is presented and the structural-logical model of the sea transport-logistical cluster of the region is formalized, in which the core of the cluster is identified, enterprises and organizations with vertical and horizontal links with the core are identified, the main subjects influencing the behavior of cluster members are identified.

Keywords: marine transport complex, cluster approach, strategic development, structural and logical model.