Сычева И.Н. К вопросу об эффективном управлении в России / И.Н. Сычева, Е.С. Пермякова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №10. — С. 134-136.

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ В РОССИИ

 

И.Н. Сычева, дэкон. наук, профессор

Е.С. Пермякова, канд. экон. наук

Н.Н. Кузьмина, ст. преподаватель

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

(Россия, г. Барнаул)

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются важнейшие проблемы эффективного государственного управления в России. Приводятся основные показатели измерения эффективности управленческого труда, а также даются рекомендации по реформированию системы государственной службы.

Ключевые слова: государственное управление, экономические процессы, эффективность управленческого труда.

 

 

Модель управления российским государством требует особого внимания. Эффективный государственный аппарат должен обладать самоорганизацией и самосинхронизацией – условиями четкости функционирования системы управления при создании целостного информационного образа процесса. В России до сих пор нарушается системность экономических процессов, проявляющая себя через «эмерджентность» (свойство системы не выводимое из свойств ее компонентов и способов соединения). Это ведет к непрофессиональным решениям бюрократического аппарата, потере оперативности управления. Существуют весомые объективные обстоятельства, оправдывающие вынужденную неопределенность подхода к оценке эффективности управления как такового. Ведь результат управления, может быть, и бывает не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим. Отсюда следует необходимость обязательного перманентного использования количественных показателей деятельности системы управления: это комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (сокращение трудоемкости процессов управления); финансовые показатели (сокращение расходов на управление и т. п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Вместе с тем измерение эффективности управленческого труда в принципе не может ограничиваться количественными показателями, а обязательно предполагает учет социальных факторов. Основные критерии показателей социальной эффективности управления (качественные показатели): состояние корпоративной культуры, социальной ответственности, управляемость организации, умножение профессионального потенциала руководителя и другие. Важно также пользоваться показателями частного порядка, характеризующими эффективность решения по функциям управления, качество организационных структур управления, результативность коммуникативных систем и т. д.

Экономичность управления тоже принято считать показателем эффективности управленческой деятельности. В самих затратах ряд руководителей стремится уменьшить долю издержек на управленческий персонал. Механическая, не связанная с реальной эффективностью экономия на персонале управления способна привести к снижению эффективности труда в управлении, выражающейся главным образом в уровне эффективности всей производственно-экономической деятельности [2].

Государственная политика оценивается через оценку процесса, результатов, экономической эффективности, последствий. Для настоящего времени характерен процесс децентрализации многих видов управленческих работ. Необходимо нормативное соблюдение принятого соотношения централизации и децентрализации на всех уровнях организационной иерархии посредством распределения обязанностей и ответственности между её подразделениями, а внутри последних – между отдельными работниками. Функции аппарата и управления необходимо персонифицировать на основе соответствующего распределения полномочий и ответственности, с учетом квалификации и способностей работников. Этим обеспечивается персональная ответственность.

Действенность системы государственной службы имеет сегодня особую актуальность. При проведении исследований эффективности государственной и муниципальной власти, и управления, возможно использовать модель эффективной организации, которую разработал Р. Лайкерт. При таком подходе эффективность рассматривается как результат сложного взаимодействия различных факторов, среди которых доминирующее положение занимает человеческий фактор [1, c. 40-43].

В процессе реформирования государственной службы необходимы взаимосвязанные изменения в системе уточнение функций – совершенствование структуры – планирование деятельности – финансирование – хозяйственное и экспертное обеспечение – организации и стимулирование труда госслужащих – обеспечение общественной поддержки и общественного контроля. Задачи государственной власти становятся все более многогранными, а ресурсы все более ограниченными. Вопрос об эффективности власти часто изучается с точки зрения отдачи от израсходованных бюджетных ресурсов. Такая оценка важна, но полных ответов на вопросы получить невозможно – необходим комплексный подход. Тем не менее, анализ и оценка важны для отчетности перед вышестоящими структурами, для информирования общественности, контроля за использованием ресурсов, принятия мер по совершенствованию деятельности. Измерение как затрат, так и результатов предполагает обоснованный выбор единиц измерения, что не так просто. Большой проблемой является оценка качества работы органов управления [3].

В основе деятельности всех органов государственного управления должна лежать концепция «интегрированного государственного управления»: рассмотрение потребностей граждан как отправной точки всех последующих действий [1, c. 100]. Основной задачей государства должно стать обслуживание интересов общества и конкретных категорий граждан (клиентоориентированный подход), а это требует переориентации значительной части государственных органов и исполнение процедурных и самоподдерживающих функций на осуществление четко сформулированных задач и достижение конкретных (в том числе количественно выраженных) целей.

 

Библиографический список

1. Мильнер Б. З.  Теория организации: Учебник.  М.:  ИНФРА – М, 2004.

2. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Новая парадигма социально-экономического развития и модернизация регионов России (монография) М.: АНО Изд. дом «Научное обозрение», 2015. – 145 с.

3. Сычева И.Н. Государственное управление в условиях информационного общества /Россия в ХХ1 веке: стратегия и тактика реформ: сборник докладов научно-/ практической конференции / Отв. ред. И.Н. Сычева. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011 – 314 с.

 

TO THE PROBLEM OF MANAGEMENT EFFICIENCY IN RUSSIA

 

IN Sycheva, doctor of economic sciences, professor

ES Permyakova, candidate of economic sciences, associate professor

NN Kuzmina, senior lecturer

I.I. Polzunov Altai state technical university

(Russia, Barnaul)

 

Abstract. This article discusses the major issues of good governance in Russia. The basic indicators to measure the efficiency of administrative work and provide recommendations for the reform of the civil service system.

Keywords: governance, economic processes, the efficiency of administrative work.