Мурзабулатов А.С. К вопросу о сущности транспортного обеспечения и транспортного обслуживания туристской деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №1. — С. 70-73.

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

И ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

А.С. Мурзабулатов, магистрант

Оренбургский государственный институт менеджмента

(Россия г. Оренбург)

 

Аннотация: Статья посвящена вопросу сущности и содержания понятий «транспортное обеспечение туристской деятельности» и «транспортное обслуживание туристской деятельности». Автор указывает на существующую проблему использования и разграничения данных понятий. Проведение логического и сравнительного анализа определений на основе научных трудов различных авторов, толковых и экономических словарей позволило сформулировать авторское понятие транспортного обеспечения туристской деятельности и транспортного обслуживания туристской деятельности, а также уточнить содержание понятий «транспортное обеспечение» и «транспортное обслуживание».

 

Ключевые слова: транспорт, транспортное обеспечение, транспортное обслуживание, туризм, туристская деятельность.

 

 

Транспортное обеспечение и транспортное обслуживание туристской деятельности является широкой и многоаспектной темой, которую в своих трудах рассматривали Биржаков М. Б., Будко И. И., Джаладян Ю. А., Кусков О. С., Осипова О. Я., Федоров В. А. и другие. В большинстве работ представленных авторов дана комплексная оценка туристских перевозок, выделены особенности организации перевозок туристов отдельными видами транспорта. Однако, указанные авторы, вместе с тем, обращают свое внимание на вспомогательный аспект транспортной составляющей туристской деятельности и в большинстве случаев оперируют понятием «транспортное обслуживание туризма» и «транспортное обслуживание туристов».

В ходе изучения научной литературы стала очевидной проблема использования и разграничения двух понятий: «транспортное обеспечение туристской деятельности» и «транспортное обслуживание туристской деятельности». Безусловно, многие авторы и специалисты в сфере туризма (Биржаков М. Б., Осипова О. Я.) оперируют данными понятиями как синонимами, однако, несмотря на их кажущееся сходство, смысловую нагрузку они несут различную, в связи с чем нами было отмечено несколько дефиниций этих понятий.

Результат логического и сравнительного анализа понятий «обеспечение» и «обслуживание» на основе толковых и экономических словарей представлен в таблице.

 

 

Таблица «Сопоставление понятий «обеспечение» и «обслуживание»

Сравниваемые характеристики

Понятия

«обеспечение»

«обслуживание»

Дескриптивная интерпретация

это совокупность принимаемых мер и используемых ресурсов, необходимых для нормального функционирования какой-либо системы

это совокупность принимаемых мер, направленных на предоставление каких-либо услуг

Содержание

(что представляет собой?)

процесс и ресурс

процесс

Временная характеристика (как процесса)

«до», «в процессе» и «после» функционирования какой-либо системы

«в процессе» предоставления каких-либо услуг

 

 

Анализ понятий позволил сделать вывод о том, что термин «обеспечение» является более емким по содержанию, поскольку предполагает как выполнение каких-либо действий (как процесс), так и наличие каких-либо средств (как ресурс) в какой-либо сфере деятельности для поддержания ее работы. Термин «обслуживание», наоборот, является более узким, потому что предполагает лишь выполнение только каких-либо действий (как процесс), помогающих в предоставлении каких-либо услуг.

Для более полного и точного разграничения представленных понятий были проанализированы их трактовки в сфере транспорта и туризма, поскольку могут иметь место особые профессиональные условия применения терминов «обеспечение» и «обслуживание», а также их интерпретация различными авторами.

Так, Федоров В. А. рассматривает понятие «транспортное обслуживание» как предоставление услуг перевозки. При этом, автор разграничивает понятия «транспортное обслуживание» и «транспортное обеспечение», понимая последнее, как предоставление транспортных средств для осуществления услуг перевозки [1, с. 8].

Следовательно, исходя из этого, можно сделать вывод, что автором транспортное обслуживание рассматривается как процесс и ресурс, но в узком смысле: он ограничивается лишь предоставлением (здесь мы видим процесс) транспортных средств (ресурса) и не берет во внимание различные объекты транспортной инфраструктуры (транспортные пути, транспортные здания и сооружения и прочее).

В Большом экономическом словаре под редакцией Азрилияна А. Н. под транспортным обеспечением понимается организация доставки товара от отправителя до получателя груза, включая выбор вида транспорта, направления перевозки, способ транспортировки [2].

Наиболее емкое определение транспортного обеспечения дано в Пограничном словаре, где под ним понимается «комплекс мероприятий, направленный на осуществление перевозок команд, подразделений (и других формирований) и воинских грузов всеми видами транспорта и охватывающих подготовку, эксплуатацию, техническое прикрытие, восстановление путей сообщения, а также выделение (распределение) и подготовку транспортных средств [3].

Кроме того, под транспортным обеспечением гражданской обороны понимается комплекс мероприятий по подготовке всех видов транспортных средств для перевозок в интересах гражданской обороны и выполнению этих перевозок [4].

Стоит отметить, что в литературе, касающейся вопросов экономики туризма, в большинстве своем авторы оперируют понятием «транспортное обслуживание». Отчасти, это связано с тем, что некоторые их них отождествляют понятия «транспортное обеспечение» и «транспортное обслуживание».

Анализ имеющихся определений транспортного обслуживания позволяет также сделать вывод об отсутствии единого и информативного определения, каждый автор предлагает свое определение, что также является положительным моментом, поскольку дискуссия вокруг интерпретации позволит в конечном счете найти истину. Рассмотрим авторские дефиниции термина «транспортное обслуживание».

Транспортное обслуживание – это конечный результат деятельности транспортных предприятий по выполнению договора перевозки, представляющий собой совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих реализацию транспортной услуги перед заказчиком (клиентом, пассажиром) [2].

Транспортное обслуживание – это комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих регулярность перевозки пассажиров и багажа (грузов) [5, с. 155].

Золотов В.А. понимает под транспортным обслуживанием процесс предоставления транспортных услуг потребителям в соответствии с установленными нормами и требованиями [6, с. 91].

Наиболее точное и близкое к термину «обслуживание» определение дает Осипова О. Я., которая понимает под транспортным обслуживанием деятельность, связанную с процессом перемещения пассажиров и грузов (багажа) в пространстве, с предоставлением сопутствующей этой деятельности транспортных услуг [7, с. 19].

Транспортное обслуживание (сервис) – это деятельность транспортных и транспортно-экспедиционных предприятий, связанная с процессом перемещения пассажиров, багажа и грузов и предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных и других видов услуг [8, с. 12].

Таким образом, под транспортным обслуживанием понимают деятельность по предоставлению транспортных услуг и других сопутствующих транспортных услуг в процессе перемещения пассажиров и груза.

Проведение логического и сравнительного анализа определений позволило сформулировать авторское понятие транспортного обеспечения туристской деятельности и транспортного обслуживания туристской деятельности.

Транспортное обеспечение туристской деятельности – это комплекс мероприятий (действий), направленный на осуществление перевозок туристов и багажа по определенному туристскому маршруту всеми видами транспорта и охватывающих подготовку, эксплуатацию, ремонт объектов транспортной инфраструктуры, а также выделение, распределение и подготовку транспортных средств и персонала.

Соответственно, транспортное обслуживание туристской деятельности – это комплекс мероприятий (действий) по предоставлению транспортных услуг и других сопутствующих транспортных услуг в процессе перемещения туристов и багажа по определенному туристскому маршруту.

Сущность транспортного обеспечения туристской деятельности заключается в двойственном характере его трактовки:

 с одной стороны, его можно понимать как процесс, связанный с подготовкой, осуществлением и завершением транспортировки туристов и багажа;

 с другой стороны, нередко под ним понимается количество транспортных средств, путей сообщений и объектов инфраструктуры (как ресурс), которые позволяют осуществить транспортировку туристов и багажа.

Различие транспортного обеспечения и транспортного обслуживания применительно к сфере туризма отражено на рисунке.

 

 

Рис. Соотношение транспортного обеспечения и транспортного обслуживания туристской деятельности

 

 

Следовательно, согласно представленной схеме, транспортное обеспечение включает весь спектр действий, связанных с перемещением туристов («до», «в процессе» и «после»). В свою очередь транспортное обслуживание, согласно определениям выше, представляет весь спектр действий только в ходе перемещения («в процессе»).

В современной литературе, касающейся вопросов туризма и транспорта можно выделить две точки зрения:

 транспортное обеспечение и транспортное обслуживание равнозначны, поэтому авторы в рамках данного подхода зачастую используют только понятие «транспортное обслуживание» (например, транспортное обслуживание туристов, транспортное обслуживание туристских дестинаций и прочее);

 транспортное обеспечение и транспортное обслуживание различны по содержанию, причем транспортное обслуживание является частью более обширного процесса транспортного обеспечения.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил сформулировать авторское понятие транспортного обеспечения и транспортного обслуживания туристской деятельности. В результате исследования было уточнено содержание понятий «транспортное обеспечение» и «транспортное обслуживание».

 

Библиографический список

1 Федоров В. А. Организация транспортного обслуживания туристов : конспект лекций / В. А. Федоров – СПб. : СПбГИЭУ, 2010. – 99 с.

2. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: [http://big_economic_dictionary.academic.ru].

3. Пограничный словарь Академии ФПС РФ. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: [http://border.academic.ru].

4. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: [http://civil_protection.academic.ru].

5. Громов Н. Н. Менеджмент на транспорте / Н. Н. Громов, В. А. Персианов, Н. С. Усков. – М. : Академия, 2012. – 528 с.

6. Золотов В. А. Экономические методы управления рисками при транспортном обслуживании : дис. канд. эконом. наук : 08.00.05 / Золотов Вадим Александрович. – М., 2002. – 155 с.

7. Осипова О. Я. Транспортное обслуживание / О. Я. Осипова. – М. : Академия, 2012. – 376 с.

8. Виноградова С. Н. Транспортное обслуживание / С. Н. Виноградова, Н. Г. Петухова. – Мн. : Вышэйшая школа, 2010. – 221 с.

 

 


ON THE ESSENCE OF TRANSPORT PROVISION AND TRANSPORT

SERVICE OF TOURIST ACTIVITY

 

AS Murzabulatov, graduate student

Orenburg State Insitute of Management

(Russia, Orenburg city)

 

Abstract: The article focuses on the nature and content of the concepts of «transport provision of tourist activity» and «transport service of tourist activity». The author points to the existing problem of use and differentiation of these concepts. Conducting logical and comparative analysis of definitions based on scientific works of various authors, intelligent and economic dictionaries allowed to formulate the concept of copyright transport provision of tourist activity and transport service of tourist activity, as well as to clarify the concept of «transport provision» and «transport service».

Keywords: transport, transport provision, transport service, tourism, tourist activity.

 

СТРУКТУРА КОРМОВЫХ ПЛОЩАДЕЙ В ВЫСОКОУДОЙНЫХ ХОЗЯЙСТВАХ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ 

Сведения об авторе: Толманова Надежда Евгеньевна, канд. эконом. наук, доцент кафедры управления малым и средним бизнесом Института экономики, управления и финансов ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Адрес организации: 424000 Республика Марий Эл, г. Йошкар- Ола, ул. Красноармейская дом 71, каб. 430.

Еmail: Tolmaniva56@mail.ru

Аннотация. Сельскохозяйственные предприятия, содержащие высокоудойных коров, имеют высокий процент многолетних трав в структуре кормовых площадей – 74%. Чем выше удельный вес многолетних трав, тем выше продуктивность коров. В среднем на одну корову приходится 6,8 га многолетних трав. Хозяйства республики Марий Эл имеющие в структуре посевных более 80% кормовых площадей надаивают от одной коровы более 60 ц молока в год. Сложившаяся структура кормовых площадей: многолетние травы – 74%, однолетние травы – 23%, кукуруза – 3 % позволяет рентабельно развивать молочное скотоводство, на каждый рубль затрат получать 0,41 руб. прибыли.

Ключевые слова. Многолетние травы. Однолетние травы. Молочное скотоводство. Полевое кормопроизводство. Структура посевных площадей. Кормовые культуры.

THE STRUCTURE OF THE FEEDING AREAS IN HIGH YIELDING FARMS OF THE REPUBLIC OF MARI EL

Information about the author: Talanova Nadezhda, PhD. economy. Sciences, associate Professor in the Department of management of small and medium business of the Institute of Economics, management and Finance of fsbei HPE «Mari state University»

Address organization: 424000, Mari El Republic, Yoshkar — Ola, Krasnoarmeyskaya St. 71, KAB. 430.

E-mail: Tolmaniva56@mail.ru

Abstract. Agricultural enterprises that contains high yielding cows that have a high percentage of perennial grasses in the structure of food premises at 74%. The higher the share of perennial grasses, the higher the productivity of cows. On average per cow, accounting for 6.8 ha of perennial grasses. Economy of the Republic of Mari El has in the structure of sown more than 80% forage areas nadaivayut from one cow more than 60 kg of milk per year. The existing structure of forage areas: perennial grass — 74%, annual grasses — 23%, corn – 3% allows cost-effective to develop dairy cattle, for every dollar of cost to get 0,41 rubles of profit.

Keywords. Perennial grasses. Annual grasses. Dairy cattle. Field forage production. Structure of cultivated areas. Forage crops.

 

Введение. Удои коров в республике Марий Эл с каждым годом увеличиваются с 41 ц в 2009 году до 51 ц в 2014 году. Надой молока на одну корову в республике Марий Эл выше, чем в Приволжском федеральном округе и в Российской Федерации (см. табл. 1). Однако, по сравнению с соседними республиками республике Марий Эл есть куда стремиться. Средние удои в Татарии 47 ц, Кировской – 55 ц [1,2].

Таблица 1 Надоено молока на одну корову, кг

Регионы Российской Федерации

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Российская Федерация

4089

4189

4306

4521

4519

Приволжский федеральный округ

4039

4149

4238

4443

4446

В том числе:

Республика Марий Эл

4153

4404

4423

4610

4817

Татарстан

4697

4755

4716

4729

4435

Чувашская Республика

3995

4158

4285

4338

4414

Кировская область

4470

4820

5103

5507

5631

Сибирский федеральный округ

3345

3949

3846

3879

3731

Новосибирская область

3485

3576

3665

3680

3500

 

В отдельных хозяйствах республики Марий Эл надаивают более 70ц. В среднем в 20 высокоудойных хозяйствах республики Марий Эл в 2014 году надоили на одну корову 6013 кг (см. рис. 1).

Для обеспечения высокой продуктивности коров, так же как и других животных необходимо заготавливать достаточное количество кормов. Один из принципов организации кормовой базы гласит, что должны быть опережающие темпы роста кормовых ресурсов по отношению к темпам роста поголовья животных и их продуктивности.

Кормовая база должна отвечать зональным условиям и специализации предприятия это, пожалуй, первый принцип организации кормовой базы. При выборе специализации наряду с экономическими и рыночными факторами учитывают природные, прежде всего состав и структуру сельскохозяйственных угодий, характер их хозяйственного использования, которые влияют на организацию кормопроизводства, а, следовательно, и на тип кормления скота [3]. В связи с тем, что семена кукурузы в республике Марий Эл не вызревают, то их приходится закупать, а это сказывается на повышении себестоимости кормовой единицы и в конечном итоге на себестоимости молока. Поэтому кукурузу на зеленый корм для заготовки силоса выращивают в последние годы два-пять хозяйств. Силос готовят из многолетних трав с добавлением консервантов.

В хозяйствах республики Марий Эл имеющих высокоудойных коров складывается своя структура кормовых площадей. Опыт этих хозяйств будет полезен для многих сельскохозяйственных предприятий и фермеров, что говорит об актуальности и практической значимости темы.

Результаты исследования. Группировка высокоудойных молочных хозяйств по продуктивности коров показывает, что чем выше продуктивность коров, тем выше расход кормов в ц  корм. ед. в расчете на одну голову (см. табл. 2).

Таблица 2 – Группировка хозяйств по продуктивности коров

 

Показатели

I

II

III

III к I

Количество хозяйств в группе, ед.

7

10

3

Продуктивность коров, кг

4981

5813

6593

1,3

Расход кормов на 1 голову, ц корм. ед.

54,8

61,6

66,6

1,2

Расход кормов на 1 ц молока, ц корм. ед.

1,1

1,06

1,01

0,9

В третьей группе хозяйств самая высокая продуктивность – 6593 кг и самый высокий расход кормов на голову 66,6 ц корм. ед., но самый низкий в расчете на 1 ц молока -1,01 ц корм. ед.

В себестоимости молока корма занимали в 2014 году около 43 % (42,4 %) (см. рис. 2).

В отдельных хозяйствах в структуре себестоимости молока корма занимали до 70 %. Большой удельный вес затрат на корма говорит о том, что возможности снижения себестоимости 1 ц молока лежат в решении проблемы снижения себестоимости 1 ц кормовой единицы.

Добиться этого возможно путем кормления по рационам, сбалансированным не менее, чем по 24 элементам питательных веществ. Баланс должен идти не только по кормовым единицам и переваримому протеину, но и по магнию, калию и другим элементам питания. На 1 кормовую единицу должно приходится не менее 106-110 г переваримого протеина [4].

Корма должны быть качественными. Сенаж и силос следует готовить из трав, скашиваемых в фазе бутанизации или выхода в трубку когда в них находится наибольшее количество питательных веществ. Готовят эти корма в траншеях, но не более чем в течение трех дней в анаэробных условиях. Сено в основном готовят прессованное. Объемы прессованного сена к общему объему заготовки составляют 96,8%.

Молочными хозяйствами до 95% кормов выращивают и заготавливают сами, около 5% комбикорма и зерновых закупают.

На сегодняшний день более 90% кормов в молочных хозяйствах выращиваются на пашне, где наибольший удельный вес занимают многолетние травы.

В высокоудойных хозяйствах республики Марий Эл сложилась следующая структура кормовых площадей: многолетние травы – 74 %, однолетние травы – 23 %, кукуруза – 3 % (рис. 3). Площади кормовых корнеплодов и прочих силосных культур менее 1 %.

Группировка молочных хозяйств по продуктивности коров показывает, что чем выше продуктивность коров, тем выше удельный вес многолетних трав в структуре кормовых площадей (см. табл. 3).

В хозяйствах третьей группы, имеющих самую высокую продуктивность, площадь многолетних трав в структуре кормовых культур занимает 80,7 % (см. таб. 3).

Таблица 3 Группировка хозяйств по продуктивности коров

Показатели

I

II

III

III к I

Количество хозяйств в группе, ед.

7

10

3

Продуктивность коров, кг

4981

5813

6593

1,3

Площадь кормовых культур на хозяйство, га

1631

2407

3388

2,1

Площадь многолетних трав на хозяйство, га

954

1773

2734

2,9

Площадь многолетних трав в площади кормовых культур, %

58,5

73,6

80,7

на 22,2%

 

Продуктивность кормовых культур в 2014 году составила 22,4 ц корм. ед., себестоимость 1 ц корм. ед. – 194,44 руб. Наиболее эффективно выращивание многолетних трав. Продуктивность многолетних трав – 24,4 ц корм. ед., в то время как однолетних – только 18 ц корм. ед. Себестоимость кормовой единицы многолетних трав – 155,21 руб., что ниже, чем однолетних на 113,26 руб.

Группировка по продуктивности многолетних трав показала, что чем выше продуктивность многолетних трав, тем выше продуктивность коров (табл. 4). При продуктивности многолетних трав 63,3 ц корм. ед, продуктивность коров  – 7020 ц корм. ед.

Таблица 4 Группировка хозяйств по продуктивности многолетних трав

Показатели

I

II

III

III к I, %

В среднем

Количество хозяйств в группе, ед.

17

2

1

 

20

Продуктивность многолетних трав, ц корм. ед.

18,6

38,9

63,3

340

24,4

Себестоимость 1 ц корм. ед. многолетних трав, руб.

148,45

161,56

175,92

118

155,21

Площадь многолетних трав посева прошлых лет на сено и зеленую массу на 1 корову, га

4,6

2,2

1,7

37

6,8

Площадь  всех многолетних трав на 1 корову, га

3,4

2,1

1,6

47

5,7

Продуктивность однолетних трав, ц корм. ед.

17,0

23,0

47,5

279

18,0

Себестоимость 1 ц корм. ед. однолетних трав, руб.

221,93

483,73

257,66

116

268,47

Продуктивность коров, ц

5593

6508

7020

126

6013

Уровень рентабельности молока, %

42,7

60,1

12,8

40,7

 

Высокая продуктивность коров позволяет иметь меньшую площадь в расчете на одну корову. В третьей группе площадь многолетних трав посева прошлых лет на сено и зеленую массу на одну корову 1,6 га, в первой группе – 3,4 га, а общая площадь многолетних трав с учетом трав посева текущего года и осени прошлого года и площадей, используемых на семена соответственно – 6,8 и 5,7 га.

Заключение. Структура кормовых площадей в высокоудойных хозяйствах должна зависеть от условий в которых находится хозяйство: наличие пашни, угодий, структуры рациона, возможностей закупа семян кормовых культур и других условий, то есть должна отвечать зональным условиям и специализации предприятия.

Сельскохозяйственные предприятия республики Марий Эл, содержащие высокоудойных коров, имеют высокий процент многолетних трав в структуре посевных площадей – 74%. Чем выше удельный вес многолетних трав, тем выше продуктивность коров. В среднем на одну корову приходится 6,8 га многолетних трав.

Хозяйства республики Марий Эл, имеющие в структуре посевных более 80% кормовых площадей, надаивают от одной коровы более 60 ц молока в год. Сложившаяся структура кормовых площадей: многолетние травы – 74 %, однолетние травы – 23 %, кукуруза – 3 % позволяет рентабельно развивать молочное скотоводство, на каждый рубль затрат получать 0,41 руб. прибыли.

Литература

  1.               http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d02/14-17.htm
  2.               http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/IssWWW.exe/Stg/d02/15-32.htm
  3.               Косолапов, В. М. Координация и эффективность научных исследований по кормопроизводству России /В. М. Косолапов, И. А. Трофимов, Н. А. // Кормопроизводство. – 2014.– №2.– С. 3-7.
  4.               Организационно-экономические основы кормопроизводства в молочных хозяйствах пригородной зоны. Толманова Н. Е. Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Вятская государственная сельскохозяйственная академия г. Киров, 2005.–25 с.