Павлова А.И. Из истории инноватики в Великобритании и США / А.И. Павлова, О.О. Каймонова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №8. — С. 104-108.

ИЗ ИСТОРИИ ИННОВАТИКИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США

 

А.И. Павлова, доцент

О.О. Каймонова, студент

Иркутский национальный исследовательский технический университет

(Россия, г. Иркутск)

 

Аннотация. В статье рассматривается история возникновения предмета инноватики в научной и учебной деятельности. История человечества постоянно прогрессирует, развиваются технологии, появляются новые открытия и изобретения. Инновации, созданные в англоговорящих странах, перевернули мир; английский был и остаётся языком науки.

Ключевые слова: инноватика, наука о нововведениях, изобретения, экономика, технологии.

 

 

Вчерашние школьники, не задумываясь, поступают на нововведённые специальности в высшие учебные заведения из-за креативного названия профессии. Одной из таких специальностей является специальность «Инноватика» в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИрНИТУ). Но что же такое Инноватика? Для этого нужно, прежде всего, узнать историю её происхождения. Поэтому основная цель данной работы является исследование истории инноватики как научной и учебной дисциплины в англоязычных странах.

Поскольку данное направление есть слияние экономики и техники, нам представляется интересным история происхождения инноватики и широко используемые инновации в мире.

Понятие «инноватика» от термина innovation (инновация, нововведение) появилось более 100 лет назад в культурологии и лингвистике при описании процессов культурной диффузии, когда феномен из одного культурного ареала проникал в другие [1].

Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале ХХ в. австрийским, американским учёным и экономистом Йозефом Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем. В 1934 году в своей работе «The Theory of Economic Development» («Теория экономического развития») он ввёл в научный оборот термин «инновация», под которым понимали воплощение научного открытия в новой технологии или продукте [1]. С этого времени термин «инновация» и сопряженные с ним термины («инновационный процесс», «иннова­ционный потенциал») приобрели статус общенаучных категорий и обогатили понятийно-терминологические системы многих наук. В 1980-1990х гг. исследования в области инноваций активизировались. В научной литературе насчитывается более сотни определений понятия «инновация». Различные авторы: Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твист, И. Шумпетер, Э. Роджерс объясняют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования [5].

Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, экономики, теории управления, культурологии и лингвистики. К 1970-м гг. наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью. В России специализация в области инноватики в настоящее время находится в стадии становления, а впервые заговорили о ней лишь в 80-е годы ХХ века [1].

К началу XXI в. инноватика, например, в системе образования постепенно сформировалась как новая отрасль научно-педагогического знания, изучающая новые технологии, процессы развития школы, практику образования. Сегодня инноватика в образовании – это сфера науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса: создания образовательных новшеств; их внедрения и освоения; применения и распространения.

Что же представляет из себя инноватика как научная и учебная дисциплина?

Как научная дисциплина, инноватика – это область знаний, теория и практика организации процессов превращения научно-технических достижений в новые конкурентные технологии, товары и услуги с новыми потребительскими качествами. Она охватывает деятельность по созданию «моста», соединяющего новые разработки и производственные достижения [2].

Инноватика – это новая, зарождающаяся наука. Это крайне актуальная область знаний, направленная на изучение, объяснение и эффективное осуществление нововведений [4].

Инноватика – наука, которая занимается изучением:

 новаций (новшеств);

 инноваций (нововведений);

 особенностей и закономерностей инновационного развития;

 деловых циклов и технологических укладов;

 жизненного цикла инноваций;

 инновационных процессов, этапов их осуществления;

 факторов, определяющих результативность инновационных процессов;

 методов инновационного менеджмента.

Целью изучения инноватики как области знаний является овладение видами инновационной деятельности, с которыми предстоит работать специалистам с квалификацией инженер, инженер-менеджер, менеджер, экономист [2].

Являясь базовой учебной дисциплиной инноватика представляет собой фундаментальную теоретическую основу для управления инновационными процессами на всех уровнях принятия решения [2]. Цель дисциплины – сформировать теоретические знания в области законов, закономерностей и принципов инновационной деятельности, условий и форм инноваций, методов их исследования и анализа. Дисциплина призвана обеспечить теоретическую подготовку будущих специалистов в области принятия широкого спектра решений по формированию стратегий инновационного развития бизнеса, а также в сфере организации разработки и реализации нововведений на всех стадиях их жизненного цикла – от научных исследований до маркетинговой поддержки.

Дисциплина Инноватика появилась за рубежом и широко распространена в англоязычных странах. Как отдельный предмет, так и отдельную специальность можно изучить в высших учебных заведениях Великобритании (Оксфордский и Кембриджский университеты) и США (Массачусетский и Калифорнийский институты технологий).

Американский исследователь Б. Твисс трактует инновационную деятельность как постоянную деятельность предприятий, в результате которой изобретение или идея приобретает экономическое содержание: «Инновация – это техническая, производственная и маркетинговая деятельность, направленная на коммерческое использование нового (или улучшенного) продукта или первое коммерческое использование нового (или усовершенствованного) производственного процесса или оборудования» [5]. Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. В научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», которое обозначает создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином «нововведение», означающим внедрение новых решений [2].

Многие первые инновации мира или так называемые «изобретения», которые в настоящее время довольно широко применяются как в бытовой, так и в профессиональной среде, появились в Великобритании и в США.

Почему языком инноватики является английский язык? Английский язык – язык науки, но самое главное, язык, с помощью которого происходит взаимопонимание и общение, прежде всего, людей с разных уголков планеты. Английский язык открывает возможности для инновационной экономики, потому что он дает отдельным людям и компаниям во всем мире возможность общаться и сотрудничать. Представьте себе, что бы мы сейчас имели, если бы основатель Yahoo Джерри Янг в изучении английского не продвинулся бы дальше слова «ботинки»? Или Майк Кригер, уроженец Сан-Паулу, основатель Instagram, поленился бы освоить английский и поступить в американский университет? Или немного раньше человек по имени Энди Гроув, родившийся в Венгрии, эмигрировал в США и основал Intel. А если на его пути вырос бы непреодолимый языковой барьер? [3].

Заглядывая намного лет назад в историю Великобритании, можно утверждать, что она оказала огромное влияние на развитие научной и технической мысли. Ведь именно Великобритания стала первой индустриальной страной в мире. Англичане открыли водород, изобрели локомотивный и реактивный двигатель, Всемирную Паутину, лампу накаливания, создали первый работающий телевизор, электрический двигатель, промышленный электрический телеграф. В стране публикуется более 9% от мирового объема научных работ, индекс цитируемости их авторов превышает 12%. Эта страна также славится выдающимися достижениями в военном деле, ведь британская армия является одной из самых технически оснащенных армий в мире [7].

В рамках классической физики постоянно проходят исследования для дальнейшего развития современной физической модели мира. Физика как наука постоянно развивается и дополняется всё новыми и новыми знаниями и открытиями. Говоря об успехах науки, нередко вспоминают, что своими достижениями она обязана тому, что «стояла на плечах гигантов» [4]. Как оказалось, эти слова принадлежат выдающемуся ученому-энциклопедисту Исааку Ньютону. Самого Ньютона по праву можно назвать одним из гигантов, который заложил фундамент здания классической науки. Вклад Ньютона в науку настолько велик, что его имя наряду с именами Аристотеля, Платона, Ломоносова, Лавуазье, Менделеева, Максвелла, Эйнштейна и других ученых навсегда останется в истории человечества. В XVIII веке Англия из сравнительно отсталой и бедной страны, экономика которой к тому же была подорвана революциями, войнами и смутами, превратилась в могущественную державу, располагавшую наиболее передовой и быстро развивавшейся промышленностью в мире. «Английское экономическое чудо», по мнению многих исследователей, произошло благодаря Ньютону, одному из руководителей денежной реформы, который находился на посту директора Королевского монетного двора [4].

C XIX века США становится мировым лидером в области технических инноваций. Первая рабочая кинокамера, первая электрическая лампочка, двигатель переменного тока, радио, долговременное пребывание в воздухе неодушевленного объекта, атомный век всем этим мы обязаны США. Достижения в области космических технологий превратили США в сверхсилу, с которой нельзя не считаться. Кроме того, Штаты лидируют в мире по количеству научных публикаций, а в 50% американских домов есть широкополосной интернет [7].

Экономический успех США как супердержавы был во многом обеспечен американскими изобретателями. Александер Грейам Белл, Роберт Голдард, Уилбер и Орвилл Райт, Томас Эдисон сыграли важную роль в развитии техники не только в Америке, но и во всем мире.

Изобретатель телефона Александер Грейам Белл по образованию не был ни инженером-электриком, ни физиком [6, с. 65]. Он работал с людьми, страдавшими дефектами речи, потерявшими слух. Стремление помочь этим людям и любовь к девушке, оглохшей после тяжелой болезни, побудили его сконструировать приборы, с помощью которых он мог демонстрировать глухим артикуляцию звуков речи. Белл глубоко изучил акустику, физику человеческой речи. Он начал ставить опыты с аппаратом, в котором мембрана передавала колебания звуков на иглу. Так он постепенно приближался к идее телефона. Однако Белл неожиданно меняет направление деятельности и начинает работать над созданием телеграфа, с помощью которого можно было бы одновременно передавать несколько текстов. Им должен был стать «музыкальный телеграф», передающий одновременно 7 телеграмм, по числу нот. Чистая случайность в работе по созданию телеграфа помогла Беллу открыть явление, которое обернулось изобретением телефона. Это был родоначальник всех телефонных аппаратов. Но прошло еще несколько лет, прежде чем телефон превратился в одно из самых массовых средств связи современного мира.

История человечества тесно связана с постоянным прогрессом, развитием технологий, новыми открытиями и изобретениями. Некоторые технологии устарели и стали историей, другие, такие как электрическая лампочка или лупа, используются до сих пор. Несмотря на то, что наука огромными шагами движется вперёд, изобретения, созданные в далёком прошлом, остаются служить человеку в современном мире, а изобретения, усовершенствованные и выведенные на рынок, называют инновациями.

 

 

Библиографический список

1. Агапова И. И. История экономической мысли. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998.  248 с.

2. Барышев А. В. Инновации. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 382 с.

3. Билл Фишер «Управление инновациями» Harward Business Review–Россия, URL: http://hbr-russia.ru/upravlenie/upravlenie-innovatsiyami/, 2015 (дата обращения 03.05.2015)

4. Гессен Б. М. Социально-экономические корни механики Ньютона.  М.-Л.: ГТТИ, 1933. 79 с.

5. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, — М.: Юнити, 1997. – 335 с.

6. Уилсон Митчел. Перевод с английского В. Рамзеса и А. Семейко под редакцией И. Треневой. Американские учёные и изобретатели. М: Издательство «Знание», 1964. – 150 с.

7. URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 25.04.2015)

 

 

FROM THE HISTORY OF INNOVATION IN THE UK AND USA

 

AI Pavlova, associate professor

OO Kaymonova, student

Irkutsk national research technical university

(Russia, Irkutsk)

Abstract. The article deals with the history of the subject of innovation in research and training activities. The world is in constant progress developing new technologies and inventions. The innovations created in the English speaking countries changed the world; English remains the language of science.

Keywords: innovation, science, invention, economy, technology.