Азаренко Н.Ю. Использование инструментов региональной селективной политики государства (на примере Брянской области) / Н.Ю. Азаренко, А.Г. Агаркова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №2. – С. 5-9.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕЛЕКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Н.Ю. Азаренко, канд. экон. наук, доцент
А.Г. Агаркова, студент
Брянский государственный инженерно-технологический университет
(Россия, г. Брянск)
Аннотация. Селективная региональная политика избирательно воздействует на развитие регионов. В статье предложен концептуальный подход к формированию селективной региональной политики как самостоятельного типа региональной политики государства. Рассмотрена классификация инструментов селективной региональной политики и их использование на территории Брянской области.
Ключевые слова: селективная региональная политика, инструменты селективной региональной политики, региональное развитие, территория опережающего социально-экономического развития.
Селективная региональная политика, являясь самостоятельным типом региональной экономической политики государства, формируется исходя из общественных целей и приоритетов, обозначенных в концепции территориального развития страны, которая задаёт стратегические ориентиры пространственного развития.
С целью систематизации и обобщения применяемых на практике инструментов селективной региональной политики изучены существующие классификации инструментов региональной экономической политики: деление на макро- и микроинструменты; административные и экономические; прямые и косвенные. В каждой классификации имеются определённые условности, а порой противоречия, например, «государственный заказ» относят к прямым инструментам региональной политики, однако, стимулирование развития отраслей оказывает косвенное воздействие на развитие региона. Анализ классификаций инструментов региональной политики показал, что в литературе не существует общепринятых подходов к классификации инструментов избирательного воздействия государства на региональное развитие и, как правило, предложен только их перечень.
В статье «Селективная региональная политика» авторами О.В. Сидоренко, М.Н. Булановой предложена классификация инструментов селективной региональной политики, отражающая стимулирующий или ограничивающий характер воздействия на экзогенный и эндогенный тип экономического развития регионов. Экзогенное развитие объектов селективной региональной политики осуществляется при сильном внешнем вмешательстве со стороны государственных органов власти. Ориентация на эндогенное экономическое развитие, т.е. преимущественно на внутренние источники развития, происходит при косвенном государственном вмешательстве. Стимулирующие инструменты регионального развития применяются в мировой практике как в случае проведения поляризирующей, так и выравнивающей селективной региональной политики [1].
Органами власти в Брянской области используются в основном стимулирующие инструменты, направленные как на экзогенное, так и эндогенное развитие.
Инструменты, направленные на эндогенное развитие:
Правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории области определяет Закон «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области», действующий с 1996 года. Предприятиям, реализующим инвестиционные проекты на территории области, предоставляются льготы в доле, зачисляемой в областной бюджет. В соответствии с Законами Брянской области «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области», «О налоге на имущество организаций», «О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории области, предоставляются льготы:
— по налогу на прибыль предприятий в доле, зачисляемой в областной бюджет (4,5%);
— освобождаются от уплаты налога на имущество предприятий (2,2 %).
Фактически за 9 месяцев 2015 года данным правом воспользовались 37 предприятий. За 9 месяцев 2015 года предприятиями в рамках реализации инвестиционных проектов освоено 10,0 млрд. рублей инвестиций. Во все уровни бюджетов предприятиями уплачено налогов – 3,39 млрд. рублей, в том числе в областной бюджет перечислено – 1,1 млрд. рублей. В результате реализации инвестиционных проектов за 9 месяцев 2015 года создано 6241 новое рабочее место [2].
ФЗ от 19.08.1996 N 29-З (ред. от 27.11.2014) «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области», предусмотрено частичное возмещение затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов, инвесторам, реализующим на территории Брянской области инвестиционные проекты, включенные в Реестр инвестиционных проектов Брянской области.
Указанные субсидии предоставляются на конкурсной основе организациям, зарегистрированным на территории Брянской области (далее именуются заемщики). Порядок предоставления субсидий определен постановлением Правительства Брянской области от 17 февраля 2015 года № 46-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями, индивидуальными предпринимателями, предприятиями потребительской кооперации (кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, крестьянских (фермерских) хозяйств) в российских кредитных организациях».
В число получателей в 2015 году субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях вошли следующие организации [2]: ОАО «Консервсушпрод», ООО «Аванд Капитал», ООО «Молоко», ИП Сиваков А.А., ООО «Торговый Дом Транслес», ООО «Фокинский комбинат строительных материалов», ООО «Молград», ООО «НПО «Группа компаний машиностроения и приборостроения».
3. Государственный заказ.
В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 28 января 2013 года № 53 «О переименовании департамента государственных закупок Брянской области» управление государственных закупок Брянской области (далее – Управление) является органом исполнительной власти Брянской области, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных нужд Брянской области.
В 2015 году Управлением было проведено процедур размещения заказа для государственных нужд в количестве 3168, в том числе организовано и проведено 43 открытых конкурса, 1834 аукционов в электронной форме, 93 заказа размещено методом запроса котировок цен.
Общая стоимость заключенных государственных контрактов по размещенным заказам составила 8167563,3 тыс. руб., экономия бюджетных средств составила 3455,4 тыс. руб. [3].
4. Государственное инвестирование в строительство объектов промышленной и социальной инфраструктур.
В промышленной инфраструктуре – 1 объект, в инженерной инфраструктуре – 23 объектов. Также средства инвестируются в реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности – 2 объекта.
5. Создание особых экономических зон, индустриальных парков (площадок).
Исходя из анализа приоритетных отраслей экономики и анализа территориального распределения хозяйственного комплекса по муниципальным образованиям региона, выделены ключевые полюса роста в виде территориальных кластеров:
— индустриально-логистический парк «Дебрянск» (терминально-логистический центр «Пересвет» и производственный парк), создаваемые в Брянском районе и г. Брянске с целью формирования единой обустроенной территории для размещения новых объектов в сфере промышленного производства, транспортно-складской логистики, сопутствующего сервиса;
— мебельный кластер в Дятьковском районе с локализацией вокруг предприятий мебельного концерна «Катюша»;
— агропромышленный кластер в Жирятинском районе;
— кластер строительной индустрии в Клинцовском районе (добыча и производство строительных материалов);
— кластер радиоэлектроники в г. Брянске.
6. Поддержка моногородов.
С 1 апреля 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 г N473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (29 декабря 2014 г.). В законе приводятся предмет регулирования, основные понятия, условия создания территории опережающего социально-экономического развития, финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, прекращение существования территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) [4].
По данным Департамента экономического развития Брянской области, наиболее сложное социально – экономическое положение наблюдается в городском поселении Белая Берёзка [2]. В 2012-2015 гг. наблюдается резкое сокращение динамики численности населения, падение поступлений в местный бюджет, рост безработицы, снижение качества жизни населения. Для изменения ситуации нужно проанализировать возможные альтернативы для развития моногорода.
Для развития моногорода могут использоваться два инструмента (рис.).
|
Рис. Инструменты развития моногородов |
Использование комплексных инвестиционных планов развития монопрофильных поселений (КИПов) было начато в 2009 году. В целом этот инструмент оказался не очень эффективным. Основными минусами являются:
1. Дороговизна разработки. Разработка грамотного КИПа в консалтинговой компании стоит до 40 миллионов рублей.
2. Крайне низкая эффективность в городах с населением менее 40000 человек.
3. Разрабатывается на среднесрочную перспективу.
4. Финансирование из бюджета
При этом создание ТОСЭР является более перспективным, т.к.:
1. Разрабатывается на долгосрочную перспективу (70 лет с правом продления).
2. Финансируется как из средств бюджета, так и за счёт средств инвесторов.
3. Устанавливаются налоговые преференции, а также пониженные тарифы страховых взносов.
Исходя из вышесказанного, развитие моногорода с помощью ТОСЭР целесообразнее, чем развитие с помощью КИПа.
Таким образом, ТОСЭР сможет стать крупной точкой роста экономики в регионе. Создание новых производств будет идти параллельно с обеспечением современных условий для жизни, отдыха и культурно-развлекательного досуга привлекаемых иногородних специалистов и горожан, в рамках ТОСЭР будет создана новая и реконструирована старая инфраструктура, что в результате приведет к повышению качества жизни населения Брянской области [6, c. 9].
Учитывая приграничную расположенность Брянской области, создание ТОСЭР может стать причиной формирования на территории области крупнейшего транспортно-логистического комплекса западной части России.
Селективная региональная политика – это избирательное воздействие органов государственного управления на определённые территории посредством рационального размещения экономической деятельности по территории страны с целью повышения уровня её социально-экономического развития и сохранения территориальной целостности.
Селективная региональная политика избирательно воздействует на развитие регионов. Являясь самостоятельным типом региональной экономической политики государства, формируется исходя из общественных целей и приоритетов, обозначенных в концепции территориального развития страны, которая задаёт стратегические ориентиры пространственного развития.
Библиографический список
1. Сидоренко О.В, Буланова М.А. Селективная региональная политика государства: понятие, виды и инструменты реализации // Государственное управление. Электронный вестник. – Выпуск №28 . URL:http://ejournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2011/vipusk__28._sentjabr_2011_g./pravovie_i_polititcheskie_aspekti_upravlenija/leonov_sidorenko.pdf(дата обращения: 19.04.2015).
2. Сайт департамента экономического развития Брянской области: [электрон. данные] URL: http://www.econom.brk.ru/
3. Сайт управления государственных закупок Брянской области: [электрон. данные] URL:http://tender32.ru/site/Menu/Page/37
4. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 623874-6 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 15.10.2014) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Закон Брянской области от 19.08.1996 N 29-З (ред. от 27.11.2014) «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области» [Электронный ресурс]: (принят Брянской областной Думой 24.07.1996) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Азаренко Н.Ю., Буланкова Л.В. Пути повышения качества жизни населения Брянской области // Экономика и бизнес: теория и практика. – №10. – 2015. – С. 5-10.
THE USE OF SELECTIVE INSTRUMENTS OF REGIONAL POLICY OF THE STATE (ON THE EXAMPLE OF BRYANSK REGION)
N.Y. Azarenko, candidate of economic sciences, associate professor
A.G. Agarkova student
Bryansk state engineering and technological university
(Russia, Bryansk)
Abstract. Selective regional policy selectively affects the development of the regions. This article proposes a conceptual approach to the formation of the selective regional policy as a separate type of regional policy. The classification of selective regional policy instruments and their use on the territory of the Bryansk region.
Keywords: selective regional policy, instruments of the selective regional policy, regional development, the territory of advancing socio-economic development.