Носов А.А. Интерконтекст как эффективное средство в решении вопросов понимания презентации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 128-131.

ИНТЕРКОНТЕКСТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ПОНИМАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

А.А. Носов, аспирант

МГГУ им. М.А. Шолохова

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В статье раскрыто влияние смены контекстов в презентации на качество понимания предоставляемой информации, проведен анализ теоретических предпосылок для появления методики интерконтекста. Показаны принципы деградации понимания аудиторией-адресатом во время презентации и выходы из кризисных зон при демонстрации обучающимся презентационного материала. Экспериментально подтверждена эффективность методики интерконтекста в сравнении со стандартными типами презентаций.

Ключевые слова: контекст, презентация, блокировка, интерконтекст, рекурсивная метафора.

 

 

Современные методики презентации в том виде, в котором они существуют, вскрывают одну существенную деталь. Они не рассматривают психическое сопротивление адресата, которому направлена информация. Следствием этого является ранняя потеря понимания содержания презентации. Адресат, сталкиваясь с формирующимися и всё более возрастающими психическими противоречиями внутри его психического аппарата, по словам З. Фрейда [1] и Д. Гамона [2], блокирует избыточную информацию фильтрами головного мозга [3].

Наблюдается парадоксальная ситуация, в которой как простота подачи презентационной информации [4], воздействуя на первичные позывы «Я» и на сексуальные первичные позывы [5], а также особенность оперативной памяти [6], так и информационная подача сложных, перенасыщенных содержательной частью презентационных материалов [7] (как правило, наиболее распространенных в деловой среде), а также авторских презентаций [8], имеют четко выраженную единую тенденцию к потере эффективности на определенном и прогнозируемом этапах (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Понижение уровня понимания материала в презентации, где: y — понимание, х — время занятия

 

 

На рис. 1 в точках 4 и 5 показаны падение кривой понимания при интенсификации подачи информации и потеря связи смысла со значением. 

Инструментом для решения вопроса ранней блокировки психического аппарата может служить метод смены контекстов в презентации. Применяя данный подход, первоначально используя контекст интенсификации подачи информации на первом отрезке и кластеризацию информации на втором отрезке (рис. 2),

 

 

Рис. 2. Пограничная полоса между типами подачи информации: интенсивным (правый) и кластеризованным (левый)

 

 

мы достигаем повышения понимания презентационного материала за определенный фиксированный отрезок времени в полтора раза, что и подтвердили тесты, проведенные автором в 20152016 годах. Участники эксперимента, разделенные на две группы, равные по интеллектуальному и социальному уровню, прослушав презентации, выполняли задание. В то же время фиксировались акустические сигналы и температурные колебания организма тестируемых, просчитывались показатели содержательности и эмоциональности слайдов двух различных типов презентаций (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Графики сравнения показателей при проведении стандартной и интерконтекстной презентаций во время тестирования

 

 

Как показали эксперименты, смену контекста необходимо производить (на графике на рис. 4 это точки 4 и 8) в то время, когда намечается падение понимания смысла презентации, а эмоциональный, яркий контекст наиболее эффективен для окончания презентации. Закончить презентацию можно возвращением к контексту начальной фазы всего информационного презентационного блока (точка 10 рис. 4).

 

 

Рис. 4. График смены контекстов на всём отрезке презентации в зависимости от понимания презентационного материала, где: y — понимание, х — время занятия

 

 

Понимание обучающимися полноценной информации об объекте презентации в удобной форме есть основная цель презентации, и сформированные отрезки контекстов можно принять за некое единое пространство интерконтекст.

Аргументируя явление интерконтекста [9], дополнительно воспользуемся теорией фрактальности М. Эпштейна, где одним из важнейших ее свойств является самоподобие. «Как бы мы ни делили фрактал, мы найдем в результате всех делений ту же самую исходную форму, только в уменьшенных подобиях» [10].

Учитывая, что применение смены контекстов было целенаправленным действием, при котором задействовались правое и левое полушария головного мозга, то на границе рационального и иррационального рождается рекурсивная метафора явление, распределенное во времени на всём отрезке презентации. По словам А. Вербицкого, «метафора чрезвычайно важна, поскольку именно она есть наиболее мощное средство для передачи и понимания сообщения» [11].

Тем самым приходим к выводу о роли интерконтекста в повышении понимания материала (от точки 1 к точке 2 рис. 5), при котором уменьшается период длительности процесса обучения; в то же время не происходит потери содержательной части и объема полученных знаний (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Повышение понимания за счет применения метода интерконтекста в презентации, где: y – понимание, t – время занятия

Библиографический список

1. Фрейд З. По ту сторону наслаждения. — СПб.: Аллетейя, 1999. С. 33.

2. Гамон Д., Брегдон Аллен Д. Как развить умственные способности, память и внимание: пер. с англ. Белгород, 2009. — С. 109.

3. Фрейд З. По ту сторону наслаждения. — СПб.: Аллетейя, 1999. — С. 31.

4. Галло К. «The Presentation Secrets of Steve Jobs». Нет  данных!

5. Фрейд З. По ту сторону наслаждения. — СПб.: Аллетейя, 1999.

6. Гамон Д., Брегдон Аллен Д. Как развить умственные способности, память и внимание: пер. с англ. Белгород, 2009. — С. 140.

7. http://www.pptbase.ru/node/44

8. http://www.eyefulpresentations.eu/optimizaciyaprezentacii.html

9. Носов А. Инициативы XXI века: 2015/ 1-2 М С.105

10. Эпштейн М. К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов // Звезда 2006/4 СПб С.200-201

11. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М.: Университетская книга, 2010. С. 98

 

 

INTERKONTEKST AS AN EFFECTIVE MEANS ISSUES PRESENTATION OF UNDERSTANDING

 

AA Nosov, postgraduate

MGGU them. MA Sholokhov

(Russia, Moscow)

 

Abstract. This article reveals influence of the change of context in the presentation in relation of the quality of understanding of the information by audience of learners. There is the analysis of the theoretical prerequisites for the emergence of intercontext techniques. The author describes the principles of degradation understanding and exits from crisis zones in demonstrating to students the presentation material. Experiments confirmed the effectiveness of techniques.

Keywords: context, presentation, lock, intercontext, recursive metaphor.