Мальшина Н.А. Интегрированные сервисные комплексы – потенциал развития индустрий культуры (на примере Саратовской области) // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №10. — С. 67-74.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СЕРВИСНЫЕ КОМПЛЕКСЫ — ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

 

Н.А. Мальшина, канд. филос. наук, доцент

Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка 

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. На основе анализа статистических данных по региону была выявлена корреляционная зависимость показателей функционирования индустрий культуры и инновационного развития региона. Результаты подобного анализа позволят установить наиболее тесные корреляционные зависимости между параметрами развития индустрий культуры и инновационным потенциалом региона. Применение интеграционного процесса в индустрии культуры Саратовской области, возможно реализовать путем создания инновационных форм организаций – интегрированных сервисных комплексов.

Ключевые слова: индустрии культуры, инновационное развитие, интегрированный сервисный комплекс, Саратовская область.

 

 

Введение. При определении индустрии культуры изначально концентрируется внимание на неотъемлемое её составляющее изготовление и распространение продуктов, а именно текстов, которые влияют на наше понимание мира1. Индустрия культуры является сложной бизнес структурой, заинтересованной в получение прибыли, путем изготовления и распространения текстов. Культурные индустрии играют центральную роль в переходе к информационному обществу или к обществу знания, к экономикам, основанным на брендах, знаках и смыслах, на креативности, интеллектуальной собственности2.

Мировой опыт анализа функционирования индустрий культуры демонстрирует наличие основных факторов влияющих на динамику их развития. В России вычленение процессов индустрий культуры как самостоятельного предмета исследования носит лишь фрагментарный характер и нуждается в дополнительных методологических основаниях. Формирование теоретико-методологических основ, инструментария, алгоритмов и моделей описания индустрий культуры, позволит оптимизировать функционирование и управление ресурсами на трёх уровнях: макро, мезо и микро. Первый уровень, в рамках всего народного хозяйства: совершенствование методов управления и государственного регулирования всей сферы услуг. Второй уровень, применительно к индустрии культуры: повышение социально-экономической эффективности в составляющих индустрии культуры. Третий уровень, в рамках отдельных учреждений и предприятий: совершенствование организации, достижение устойчивого развития бизнес структур в индустрии культуры, обеспечение их конкурентоспособности.

Методология. Определить результативность предоставления услуг культуры позволяет использование методов экономического и статистического анализа данных, а также выявить факторы влияния на развитие услуг культуры субъектов РФ позволяет метод корреляционно-регрессионного анализа, который может быть использован при определении результативности функционирования индустрии культуры и при изучении нелинейных процессов её влияния на инновационное развитие региона.

Основная часть. На основе анализа статистических данных субъектов РФ наблюдается корреляционная зависимость показателей функционирования индустрии культуры и инновационного развития региона. Рассмотрим динамику функционирования индустрий культуры субъекта РФ и их взаимное влияние, на примере Саратовской области.

По объему платных услуг Саратовская область среди других субъектов РФ занимает среднее положение, но с тенденцией к росту (табл. 1).

 

 

Таблица 1. Объем платных услуг по субъектам РФ

 

I квартал 2015г.

Март 2015г. в % к

млн.
рублей

в % к
I кварталу
2014г.

марту
2014г.

февралю
2015г.

Российская Федерация, млрд. руб.

1853,0

99,21)

98,01)

102,2

Центральный федеральный округ

619249,9

99,2

97,5

100,2

г. Москва

314456,0

97,9

96,4

99,2

Северо-Западный федеральный округ

194468,5

99,1

97,0

102,8

г. Санкт-Петербург

95420,6

97,5

95,0

102,7

Южный федеральный округ

180654,9

103,8

104,3

102,7

Северо-Кавказский федеральный округ

81708,5

99,7

99,8

103,5

Приволжский федеральный округ

324274,6

98,5

97,0

101,2

Саратовская область

20088,9

94,6

88,4

100,2

Сибирский федеральный округ

170258,1

95,6

95,7

103,2

Дальневосточный федеральный округ

117203,9

99,9

100,3

109,9

Крымский федеральный округ

1864,9

115,6

 

 

В общей структуре платных услуг, услуги культуры занимают значительное место, уступая лишь услугам гостиниц и образования (табл. 2).

 

 

Таблица 2. Объем платных услуг населению по видам

 

Март 2015г.

I квартал
2015г.
в % к
I кварталу
2014г.1)

млрд.
рублей

в % к

марту
2014г.1)

февралю
2015г.

итогу

Платные услуги

631,1

98,0

102,2

100

99,2

в  том числе:

услуги гостиниц и аналогичных  средств размещения

12,7

99,1

106,0

2,0

99,8

культуры

11,1

99,3

107,7

1,8

103,2

туристские

8,4

86,4

108,2

1,3

87,3

физической культуры и спорта

5,6

103,5

105,3

0,9

105,8

системы образования

46,1

100,3

99,3

7,3

98,2

1) В целях обеспечения статистической сопоставимости данных показатель рассчитан без учета сведений по Республике Крым и гевастополю.

2) Не рассчитывается индекс цен.

 

 

Рост объема платных услуг населению наблюдается в конце 2014 г. – начале 2015 г. (рис. 1). Данную положительную динамику можно объяснить сезонным ростом объема потребления в связи с праздничными новогодними мероприятиями.

 

 

Рис. 1 Динамика платных услуг населению РФ

 

 

По официальным данным Министерства культуры Саратовской области учреждения культуры Саратовской области включают в себя: 23 учреждения культуры и искусства областного подчинения, 4 учреждения культуры федерального подчинения, а также объекты культурного наследия. Уточненный областной бюджет по отрасли культуры за 2013 год, с учетом средств федерального бюджета, составляет 1 млрд. 448 млн. 135,6 тыс. рублей, в том числе:

 средства областного бюджета – 1 348 174,0 тыс. рублей;

 средства федерального бюджета – 99 млн 961,6 тыс. рублей.

Структура расходов областного бюджета на 2013 год:

 75,0% – расходы на заработную плату и начисления;

 5,4% – расходы на коммунальные услуги;

 4,3% – налоги (имущество, земля, транспорт);

 5,2% – арендная плата;

 0,4 % – услуги связи;

 0,2% – прочие выплаты по заработной плате (суточные, санаторно– курортные, пособия на детей);

 1,1% – стипендия, пособия детям сиротам, питание студентов;

 3,4% – расходы на уставную деятельность (ГСМ, расходные материалы, текущий ремонт, охрана, прочие расходы);

 5,0% – погашение кредиторской задолженности за предыдущие годы по арендной плате, услугам охраны и др.

Исполнение средств областного бюджета составило 1 млрд. 266 млн. 212,8 тыс. рублей – 93,9% от утвержденных бюджетных ассигнований 2013 года.

В 2013 г. на реализацию мероприятий областных целевых программам областным бюджетом исполнение составило 237 млн 847,2 тыс. руб.

На 2014 год в Законе Саратовской области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» по министерству культуры предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1 млрд 180 млн 125,5 тыс. руб., что составляет 81,5% от бюджетных ассигнований 2013 года. В том числе:

 средства областного бюджета 1 млрд 179 млн 444,2 тыс. руб.;

 средства федерального бюджета составляют 681,3 тыс. руб. (субвенция на осуществление переданных полномочий РФ по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения).

Кредиторская задолженность подведомственных учреждений культуры: (субсидия на выполнение государственного задания) на 01.01.2014 составила 44 млн 641,8 тыс. руб.

Кредиторская задолженность по субсидиям на иные цели на финансирование областных целевых программ на 01.01.2014 составила 14 млн 894,9 тыс. руб. Кредиторская задолженность по расходам по аппарату министерства культуры области составила 114,4 тыс. руб. Всего кредиторская задолженность за 2013 год составила 59 млн 651,1 тыс. руб.

Кинообслуживание населения области как услуга культуры включает: на 1 января 2015 года – 208 государственных киноустановок, из них 43 в городской местности и 165 в сельской; на начало 2014 года – 296 киноустановок, из них 46 в городской местности и 250 – в сельской. В 2013 году продемонстрировано 31173 киносеанса. Общий охват зрителей составил 293,2 тыс. человек, из них – 99,7 тыс. взрослых и 193,5 тыс. детских кинозрителей.

Российские фильмы демонстрировалось на 22173 киносеансах, которые посмотрели 220,1 тыс. зрителей (75,1% от общего числа посетителей за 2013 год).

Валовый сбор в 2013 году составил 7126,0 тыс. руб., прокатная плата – 1494,1 тыс. руб. Средняя стоимость билетов на киносеансы по области составляла от 5 до 20 рублей на детские киносеансы и от 10 до 30 рублей – на взрослые.

С целью обеспечения регулярного публичного кинопоказа областным методическим киновидеоцентром и его филиалами (Аткарский, Пугачевский, Вольский, Балашовский) в муниципальную киносеть было выдано 10013 кинопрограмм: 5467 на 35 мм кинопленке; 4546 на DVD.

Для пополнения областного фильмофонда и формирования кинорепертуара областной киносети было приобретено 14 новых фильмов (9 на кинопленке, 5 на DVD) на сумму 780 000 рублей.

Киновидеоцентром осуществлена техническая поддержка 73 областных мероприятий.

Для популяризации кино помимо платных киносеансов в районах области состоялось 3409 киномероприятий, на которых присутствовало 124768 зрителей.

В марте 2015 г., по предварительным данным, населению было оказано платных услуг на 631,1 млрд. руб., в I квартале 2015 г. на 1853,0 млрд. руб. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в марте 2015 г. составил 21,0% против 20,9% в марте 2014 г.

Балансы оценок изменения спроса на услуги, числа заключенных договоров, объема оказанных услуг, средней численности работников, инвестиций, собственной конкурентной позиции и прибыли в I квартале 2015 г. остаются в отрицательной зоне.

Приведенные результаты предоставления услуг культуры позволяют установить наличие масштабных государственных вливаний в сферу культуры, которые не покрывают полностью существующую потребность в глобальной модернизации услуг культуры как материально-технической, так и морально-психологической.

По данным Института статистических исследований и экономики знаний «Высшей школы экономики»3, факторы, влияющие на инновационное развитие субъекта РФ, базируются на основе 36 ключевых показателях, сгруппированных в четыре основные группы:

1. «Социально-экономические условия деятельности» (ИСЭУ) оценка экономического, образовательного и информационного уровней развития региона, характеризующих потенциал к созданию, адаптации, освоению и реализации инноваций.

2. «Научно-технический потенциал» (ИНТП) оценка развития наиболее важных составляющих научно-технического потенциала: уровня финансового и кадрового обеспечения научных исследований и разработок, публикационной и патентной активности, числа создаваемых передовых производственных технологий, поступлений от экспорта технологий.

3. «Инновационная деятельность» (ИИД) оценка интенсивности процессов создания, внедрения и практического использования технологических, организационных и маркетинговых инноваций.

4. «Качество инновационной политики» (ИКИП) – уровень проработанности нормативно-правовой базы, наличие специализированного организационного обеспечения и масштаба бюджетных затрат на науку и инновации.

Итоговый российский региональный инновационный индекс представляет собой среднее арифметическое значений всех включенных в рейтинг показателей.

В качестве факторов, характеризующих влияние индустрии культуры на инновационное развитие субъектов РФ, был выбран набор статистически наблюдаемых показателей за 2014 г. по Саратовской области:

 доход от посещений театров равный число посещений театров (653,7 тыс. ед.) * среднюю стоимость услуги (172,134 руб.) по отношению к общему объему платных услуг культуры населению (76135,0 млн руб.);

 доход от посещений киносеансов равный число посещений (1988,0 тыс. ед.) * среднюю стоимость услуги (170 руб.) по отношению к общему объему платных услуг культуры населению (76135,0 млн руб.);

 доход от посещений культурно-досуговых учреждений равный числу посещений (235 186 ед.) * среднюю стоимость услуги (16504 руб.) по отношению к общему объему платных услуг культуры населению (76135,0 млн руб.);

 доход равный числу посещений музея (846,5 тыс.) * среднюю стоимость услуги (34,764 руб.) по отношению к общему объему платных услуг культуры населению (76135,0 млн руб.);

 доход от печатной продукции равный годовой тираж (5356,4+ 6281,9+ 124291,9)* средняя цена (158, 694 руб.) по отношению к общему объему платных услуг культуры населению (млн руб. 76135,0);

 совокупный доход от общих платные услуги культуры (76135,0 млн руб.), по отношению к общей прибыли (убытку) до налогообложения отчетного года от предоставления социальных и персональных услуг (-686824 тыс. руб.);

 объем средств, полученных  учреждениями культуры на деятельность по заказам (71,3 млн рублей) по отношению к общему объему предоставленных платных услуг населению (6927,5 млрд руб.);

 доходы, полученные от предоставления  социальных и персональных услуг как сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (-136,3 млн. руб.) по отношению к общему объему платных услуг культуры населению (76135,0 млн руб.);

 опосредованный доход от платных услуг культуры число организаций культуры (1099 ед.) * число занятых (44,9 тыс. чел.) по отношению к общей прибыли (убытку) до налогообложения отчетного года от предоставления социальных и персональных услуг (-68682  тыс. руб.);

 объем индустрии культуры как физический объем платных услуг культуры (76135,0 млн. руб.) по отношению к общему объему платных услуг (6927,5 млрд. руб.). Отражает объем потребления гражданами различных видов услуг, оказанных им за плату. Он представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации.

При исследовании взаимосвязей между экономическими показателями на основе статистических данных при больших массивах информации использовался парный регрессионный и корреляционно-регрессионный анализ.

Влияние рассмотренных факторов на показатель инновационного развития региона носит сложный как положительный, так и отрицательный характер: внедрение инноваций в российских регионах, а также динамика инновационного развития происходит крайне неравномерно.

Эффективное развитие инновационного потенциала субъекта РФ возможно путем применения новых форм организации деятельности, в частности в индустрии культуры. Одной из возможных форм является интегрированный сервисный комплекс, предоставляющий наиболее востребованные услуги культуры для конкретного субъекта рынка услуг. Интегрированный сервисный комплекс возможно определить как сложную полифункциональную систему, включающую совокупность производств, процессов, материальных устройств по созданию услуг сферы культуры, их продуцированию, распределению и потреблению. При создании интегрированных сервисных комплексов индустрии культуры существуют два варианта действий – модернизация существующей организационной структуры и создания новой организационной структуры. Выбор варианта действий определяется потенциалом индустрии культуры конкретного субъекта рынка. Алгоритм изменения структуры при внедрении информационно-аналитической базы данных индустрии культуры позволяет создать интегрированный сервисный комплекс полностью адаптированный к потребностям внешней среды и предоставляющий комплекс высококачественных услуг культуры.

На основе использования интегрированных сервисных комплексов, можно организовать многоуровневую систему обслуживания потребителей, упорядочить структуру предоставляемых услуг и состав продуцентов, генерирующих эти услуги.

В настоящее время предприняты попытки применения интеграционного процесса в сфере культуры Саратовской области, однако были задействованы лишь бесплатные услуги, предоставляемые государственными учреждениями. Не были привлечены частные инвестиции, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, следовательно бюджет понес определенные затраты, а экономического комплексного эффекта не было достигнуто.

Так, областным методическим киновидеоцентром проведены зональные семинары «Анализ итогов работы киноустановок области в 2012 году и реализация мероприятий во исполнение распоряжений Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. №2190-р и от 28 декабря 2012 г. №2606-р». На семинарах присутствовали 28 участников из 16 районов области.

В апреле 2013 года на киноустановках области прошел межрайонный кинофестиваль «Экран и время», посвященный 400-летию дома Романовых. В дни кинофестиваля в Домах кино и киновидеоцентрах 14 районов области состоялись исторические киноуроки, кинолектории, кинобеседы и кинодиспуты, посвященные 400-летней истории Дома Романовых, в остальных показы фильмов из фонда областного киновидеоцентра.

В канун Дня российской анимации областной киновидеоцентр принял участие в организованных Ассоциацией анимационного кино совместно с дирекцией Открытого российского фестиваля анимационного кино показах мультфильмов, отмеченных на 18-ом Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале. В рамках «Эха Суздальского фестиваля 2013» в Культурно-просветительском центре досуга и кино им. Б. Андреева г. Аткарска, в Доме кино и центре детского досуга г. Калининска состоялись показы двух кинопрограмм мультфильмов для взрослых и детей, созданных за последнее годы лучшими аниматорами страны, а также студентами и дебютантами.

Областной киновидеоцентр постоянно оказывает методическую помощь в организации работы киноклубов для подростков при домах кино, центрах кино и досуга в районах области. В районных домах кино действует 31 киноклуб для детей от 10 до 16 лет. Их посещают около 3,5 тысяч несовершеннолетних подростков. В целях повышения профессионализма, пропаганды и распространения инновационного опыта работы в апреле в КВЦ состоялся областной конкурс «Лучший Дом кино». 19 районов прислали на конкурс материалы на тему «Лучший киноклуб». На заключительном этапе оргкомитетом конкурса были отобраны 9 лучших киноклубов. Подведение итогов конкурса и награждение победителей состоялось на областном профессиональном празднике «День российского кино».

Специалистами киновидеоцентра было оказано 665 методических консультаций, вышло 5 выпусков сборника методических рекомендаций. Оказано 50 выездных технических консультаций по ремонту и эксплуатации киновидеооборудования в районах области и в филиалах киновидеоцентра. Для проведения киномероприятий подготовлены видеоматериалы для киноэстафеты «Звезды российского кино – наши земляки», посвященные юбилейным датам актеров-земляков.

Выводы. Создание центров поддерживающих баланс между многочисленными экономическими, культурными, социальными, экологическими и другими проблемами городского развития – возможный способ осмысления места культуры в городской среде. Единое объектное управление предоставляемыми платными и бесплатными услугами культуры в интегрированных сервисных комплексах на основе государственно-частного партнерства позволит снизить расходы бюджета на услуги культуры, контролировать соотношение и качество бесплатных и платных услуг культуры, повысить доходность индустрии культуры, реализовать внутренние резервы индустрии культуры.

 

Сноски в тексте

1. Castells, M. (1996). The Rise of the Network Society, The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. I. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.; Lash, S; Urry, J (1994), Economies of Sign and Space, London: SAGE.

2. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой;  под науч. ред. А. Михалевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014 с. 18

3. Исследование Высшей школы экономики: Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации 2014. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 2014.03.13. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/03/13/6628

4. Федеральная служба статистики — 2015.03.13. URL: http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi

Библиографический список

1. Castells, M. (1996). The Rise of the Network Society, The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. I. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.; Lash, S; Urry, J (1994), Economies of Sign and Space, London: SAGE.

2. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой;  под науч. ред. А. Михалевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014 с. 18

3. Исследование Высшей школы экономики: Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации 2014. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 2014.03.13. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/03/13/6628

4. Jaffe A.B., Lerner J., Stern S. Innovation Policy and the Economy. Vol. 6. Cambridge, Mass.: The MIT Press, 2006

5. Jaffe, A. (1989). Real effects of academic research. American Economic Review (79), 957-970.

6. Шеховцева Л.С., Грушников В.В. Влияние инновационных факторов на развитие регионов России. Вестник Балтийского федерального университета им И. Канта. Вып.3. С.124-129, 2013.

 

 

INTEGRATED SERVICE SYSTEMS — THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE CULTURAL INDUSTRIES (FOR EXAMPLE THE SARATOV REGION)

 

NA Malshina, candidate of philosophy, associate professor

докторант ИТКОР

(Russia, Moscow)

 

Abstract. Based on the analysis of statistical data in the region was found correlation indicators of the cultural industries and the innovative development of the region. The results of this analysis will help to establish the closest correlations between the parameters of the development of cultural industries and the innovative potential of the region. Application integration process in the cultural industries of the Saratov region, can be realized through the creation of innovative forms of organization — integrated service centers.

Key words: cultural industries, the development of innovative, integrated service complex, Saratov region.