Бозиева, И. А. Инструменты преодоления российской инновационной отсталости / И. А. Бозиева. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 51-54.

ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ

ОТСТАЛОСТИ

 

И.А. Бозиева, аспирант

Северо-Кавказский институт (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(Россия, г. Пятигорск)

 

Аннотация. В статье рассматриваются причины отсталого инновационного развития российской экономики, которые оказалось невозможно преодолеть ни плановыми, ни рыночными, ни государственно-корпоративными организационными инструментами. Предлагается обоснование и разработка общенациональной инновационной цифровой платформы. Данная многокомпонентная платформа при высокой степени государственного регулирования может максимально использовать преимущества рыночных отношений и стать эффективным организационным инструментом преодоления противоречий отставания отечественного инновационного развития. Формирование и ведение в повседневную инновационную практику общенациональной платформы должно стать одним из ведущих национальных проектов стратегического социально-экономического развития.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, национальное воспроизводство, социально-экономическая трансформация, цифровые технологии.

 

 

По последним данным ООН наша страна занимает 45 позицию среди 127 стран, по которым велись наблюдения в рамках оценки инновационных параметров [1]. При этом, наша страна отличается в положительную сторону по критерию создания знаний, занимая 22-е место. Однако по критерию распространения знаний оказываемся на 43-ем месте, а по так называемому влиянию знаний – вообще занимаем 111-ю позицию.

Таким образом, имея приличный потенциал и ресурсы для инновационного развития, конечные результаты экономической деятельности оказываются далекими от реальных возможностей. Системное отставание инновационного развития дополнительно подтверждается тем, что ни планово-советские, ни преимущественно рыночные, ни государственно-корпоративные меры стимулирования, которые последовательно предпринимались за последние тридцать лет, не привели к какому-либо заметному изменению положению.

Так, например, в середине восьмидесятых годов прошлого столетия в рамках программы ускорения социально-экономического развития, рассматриваемой в качестве основы осуществляемой тогда перестройки, была предпринята попытка изменения приоритетов инвестирования. Для этого существенному пересмотру была подвергнута структура инвестиций – предлагалось сократить затратное капитальное строительство и сосредоточить вложения на техническом перевооружении предприятий и организаций [2]. Однако, инновационные компоненты так и не заработали, а система планового народного хозяйства прекратила свое существование как неэффективная и неконкурентоспособная.

 

 

Рис. 1. Динамика инновационной активности промышленных предприятий РФ

в 1995-2010 гг., % [7]

 

 

Последовавший с начала девяностых годов переход на рыночные основы национального экономического развития также не показал существенного изменения инновационной активности хозяйствующих субъектов разных форм собственности (рис. 1).

С одной стороны, удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в после кризисный период конца девяностых годов увеличился примерно в два раза и достиг отметки около 10%. Но с другой стороны, удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме производимых благ как был в пределах 4-6%, так и остался. Так же практически не изменился и удельный вес затрат на технологические инновации в пределах 1-2%.

Сохраняются прежние проблемы и в структуре инвестиций, в которой нарастает доля капитального строительства, как и в относительно далекие перестроечные восьмидесятые годы (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал в РФ, в фактически действовавших

ценах [8]

 

 

 

Так, в период с 2000-го по 2016 гг. в совокупности доля капитального строительства увеличилась с 54,4 до 60,6%. При этом, доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства сократилась с 36,6 до 30,6%. Таким образом, российская экономика последовательно утрачивает и без того слабо выраженную инновационно ориентированную структуру национального воспроизводства.

В этом поиске следует учитывать ряд наиболее системных требований, которые в разной степени отражены в экономической науке. Прежде всего, развитие современной базы инновационно ориентированной рыночной экономики в современных условиях требует не просто активного участия государства через финансирование инвестиций, а создания широкого комплекса институциональных мер по всесторонней поддержке инновационных процессов [3]. Кроме того, необходимо учитывать требование конвергенции технологий в ходе становления основ для формирования шестого технологического уклада. Также возникает необходимость формирования и новых экономических отношений, соответствующих вызовам экономики знаний [4]. Кроме того, потребуется новая бюджетная политика в ходе реформирования общественного сектора, особенно в инвестиционной части на региональном уровне [5, 6].

Интегрировать отмеченные требования, на наш взгляд, возможно только в рамках теоретического обоснования и практического создания общенациональной инновационной цифровой платформы. В ней системно могут быть представлены все участники инновационных процессов, которые окажутся в едином финансовом, правовом и информационном пространстве. Данная многокомпонентная платформа при высокой степени государственного регулирования может максимально использовать преимущества рыночных отношений и стать эффективным инструментом преодоления отставания отечественного инновационного развития.

Формирование и ведение в повседневную инновационную практику общенациональной платформы должно стать одним из ведущих национальных проектов стратегического социально-экономического развития. Это позволит преодолеть накопившиеся системные противоречия в сфере инновационных решений и перманентно обеспечивать адаптацию национального воспроизводства к вызовам формирующейся экономики знаний.

 

Библиографический список

1. The Global Innovation Index 2017: Innovation Feeding the World, Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. / Cornell University, INSEAD, and the World Intellectual Property Organization, 2017. 463 p.

2. Реформы и нововведения в горбачевский период. Справка. РИА Новости https://ria.ru/history_spravki/20110228/337418349.html.

3. Такер Р.Б. Сила инноваций: что делать завтра? // Р.Б. Такер, С.Б. Брилев, А.Б. Чубайс и др. // Инновации. – 2009. №7. С. 13-24.

4. Татуев А.А. Экономика знаний: необходимость новых экономических отношений // Финансы и кредит. 2016. №29 (701). С. 44-60.

5. Галазова С.С. Системные ориентиры инвестиционной отраслевой политики на примере промышленности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2013. – №2. С. 204-209.

6. Шанин С.А. Региональная инвестиционная политика: современные подходы и направления модернизации // Белгородский экономический вестник. – 2012. – №3 (67). – С. 16-22.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/grinnov1.htm.

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/#.

THE TOOLS TO OVERCOME THE BACKWARDNESS OF RUSSIAN INNOVATION

 

I.A. Bozieva, postgraduate

North Caucasus institute (branch) Russian presidential academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation

(Russia, Pyatigorsk)

 

Abstract. The article discusses the reasons for the backward development of the Russian economy, which proved impossible to overcome, neither the planned nor the market nor the state-corporate organizational instruments. The paper provides the substantiation and development of national innovative digital platform. This multicomponent platform with a high degree of government regulation can maximize the benefits of market relations and be an effective organizational tool to overcome the contradictions of the backlog of domestic innovation. Forming and conducting in everyday practice the national innovation platform has become one of the leading projects of strategic national socio-economic development.

Keywords: innovations, investments, national reproduction, socio-economic transformation, digital technology.