Козлов Н.С. Имиджевая политика региона (на примере республики Мордовия) // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №1. — С. 34-37.

ИМИДЖЕВАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБИКИ МОРДОВИЯ)

 

Н.С. Козлов, аспирант

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

(Республика Мордовия, г. Саранск)

 

Аннотация: Статья посвящена основным особенностям проведения имиджевой политики республики Мордовия. В статье описывается необходимость построения слаженной и качественной политики по построению благоприятного образа республики Мордовия. В статье изложен краткий анализ положительных и негативных факторов оказывающих влияние на построение политического имиджа региона. При рассмотрении темы были использованные такие методы как анализ, синтез, метод наблюдения и описания. Был сделан вывод о необходимости опоры при построении благоприятного имиджа, на научные исследования в области политологии и необходимости использования опыта других регионов России и зарубежья. При написании были использованы учебные пособия для высшей школы, описывающие базовые основы понятия политического имиджа и механизмы построения благоприятного образа политической системы региона.

Ключевые слова: политический имидж, Республика Мордовия, пиар.

 

 

Имидж понятие относительно новое для российской науки, хотя и используется уже порядка 20-25 лет. Это сложное понятие включает в себя множество факторов. В самом общем смысле имидж, это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Говоря об имиджевой политике регионов, в частности республики Мордовия, необходимо упомянуть о том, что есть политический имидж региона как субъекта. Наиболее общее определение описывает политический имидж региона, как образ в сознании людей о политической системе субъекта, органах государственной власти, политических лидерах, уровне развития гражданского общества и иных политических институтов. Важно отметить, что имидж региона бывает различным, положительным или отрицательным, перспективно-положительным или, например, перспективно-негативным и т.д. Много в политическом имидже зависит не только от прямых действий органов государственной власти.

Необходимо заметить, что политический имидж региона может не являться действительным показателем и может расходиться с реальным положением дел в субъекте. Но именно благодаря этому образу, созданному иногда на основе стереотипов и предрассудков, формируется отношение ко всему региону. Положительный имидж региона важен не только для местных властных структур для получения высоких рейтингов и одобрения своих действий со стороны региональной общественности. Гораздо более положительные характеристики имиджа необходимы для «внешней среды».

Политический имидж образуют следующие значимые факторы: открытость политической системы, уровень компетенции политических лидеров и структур, уровень коррупции (связь региональных политических элит с бизнесом), наличие (уровень развития) гражданского общества региона, возможность обновления элиты и доступа к власти и т.д.

Значение политического имиджа региона обусловлено его прямой зависимостью с имиджем туристическим, экономическим и т.д. Именно от уровня политического имиджа зависит уровень доверия к власти в регионе, а значит и уровень инвестиций в регион, количество туристических потоков и степень доверия к власти со стороны собственно населения самого субъекта. Иначе говоря, положительный политический имидж, является фундаментальным фактором для качественного развития региона.

Имиджевая политика республики Мордовия, не является отдельным направлением работы государственных структур и подразделений по связям с общественностью. Вместе с тем действия направленные на создание положительного образа республики имеют место быть. Среди основных положительных действий, направленных на создание положительного образа республики, можно назвать публичные выступления Главы Республики Мордовия, Председателя Правительства РМ. Большую роль в этом процессе играет открытость муниципального руководства города Саранска. Участие руководства в различных региональных конференциях, форумах, как внутри республики, так и на федеральном и международном уровне создает положительный образ региона. Примером подобного служат ежегодные пресс-конференции главы республики Мордовия для региональных журналистов различных СМИ (интернет-издания, городские и сельские газеты, телевидение и радио). Приведенные примеры подтверждают, что работа в данном направлении должна являться и в дальнейшем приоритетной.

Положительным опытом являются существующие и показывающие свою эффективность тесные контакты государственных структур по связям с общественностью и СМИ. Информацию обо всех официальных событиях в регионе сообщают средствам массовой информации органы по связям с общественностью той или иной структуры государственной региональной власти. Так, например, информацию о действиях (участие в мероприятиях, конференциях, подписании указов и распоряжений и.д.) главы республики сообщает пресс-служба главы Мордовии (утверждена указом главы республики от 2 мая 2006 года N 63-УГ).

Важно отметить, что открытость органов власти региона, кроме как в контактах с классическими СМИ (ТВ, газеты, журналы, радио и т.д.), выражается и в появлении официальных страниц в социальных медиа, которые увеличили свою аудиторию за последние несколько лет. Кроме того социальные сети несут в себе возможность «сближения» с основной массой молодежи в возрасте от 16 до 35 лет [2, 56с.]. Кроме того количество людей ищущих информацию в социальных сетях неизменно растет. Официальные страницы появились у руководства республики в разных социальных сетях, так, например, в сети «Твиттер» часты публикации главы республики Мордовия Д. В. Волкова. В данной сети представлены и официальные информационные агентства. На данной странице отражаются основные направления, интересы и приоритеты работы с точки зрения главы субъекта и соответственно дается «сигнал» обществу о ходе работы в данном направлении. Подобные действия дают возможность не только отслеживать настроения в сети, но и наиболее быстрым путем доносить официальную позицию, как органа власти, так и конкретного лица принимающего решение.

Наиболее действенным способом повышения привлекательности региона в политическом смысле и доверия к руководству региона являются связи с общественностью (public relations), налаживание специализированных структур при всех основных государственных структурах региона [1, 39с.]. При положительных действиях руководства республики, существует явный недостаток в институтах гражданского общества, отмечается слабый уровень включения общественных неправительственных организаций в политическую жизнь субъекта.

Важнейший аспект обеспечения регионального политического имиджа – это прагматическая модель новой региональной политики, включающая в себя систему разнообразных идей и представлений о пути развития региона. В современных условиях нарастания открытости региональной экономики и необходимости повышения качества и конкурентоспособности экспортной продукции основные усилия многих российских регионов, недооцененных иностранными инвесторами, в первую очередь должны быть направлены на формирование привлекательного политического имиджа местной политической элиты.

В республике, важными действиями, направленными на повышение имиджа руководства можно отметить и часто проводимые международные спортивные мероприятия, и встречи с всемирно известными людьми и даже поиск родственных корней в республике среди известных людей по всей стране.

Для имиджа республики важна и борьба с негативными стереотипами, которые существуют вокруг республики и часто именно их тяжело перебороть. Стереотипы в имидже региона есть четко сложившиеся и укрепившиеся в сознании образы о происходящем в регионе. Подобные примеры – это предубеждение о том, что в республике слаба политическая конкуренция, политический процесс в значительной степени зависит от наличия административного ресурса. Между тем, борьба со стереотипами идет крайне медленно, и. в первую очередь, из-за слабых институтов гражданского общества и отсутствия действий в данном направлении как таковых.

Безусловно, положительной стороной имиджа республики является политическая стабильность региона, предсказуемость действий руководства и политических сил Мордовии. Хотя подобное иногда воспринимается как отсутствие политической конкуренции, слабость контрэлиты или как её полное отсутствие[3].

Таким образом, политический имидж республики Мордовия – важнейшая составляющая роста доверия к руководству региона.

Проведение мероприятий и создание крупных, пошаговых планов по улучшению политического имиджа должно быть в числе приоритетов.

Представляется важным создавать специализированные структуры, которые будут работать в направлении улучшения имиджа, создания длительных стратегий и механизмов пошагового улучшения образа региона с опорой на научное знание и опыт других регионов.

 

Библиографический список

1. Алексеева Е. Г. «Влияние через социальные сети» / под ред. Е.Г. Алексеевой // Москва, изд-во «Альфа-пресс» 2010 год, — 332 с.

2. Губанов Д. А. «Социальные сети. Модели информационного влияния, управления и противоборства» / под ред. Д. А. Новикова, А. Г. Чхартишвили // Москва, изд-во «ФИЗМАТЛИТ» 2010 год, — 211 с.

3. Сазанов М. В. «Социальные сети – публичная сфера» электронная версия режим доступа на 11.12.2014 г. [http://v-school.narod.ru/BOOK/virt-soc.doc] / под ред. М. В. Сазонова // Москва изд-во «Лаборатория СМВ», 2012 год, — 230 стр.

 

 

IMAGE POLICY OF THE REGION

(FOR EXAMPLE RESPUBIKI MORDOVIA)

 

NS Kozlov, graduate student

Mordovia State University. NPOgareva

(Republic of Mordovia, Saransk)

 

Abstract: This paper is devoted to the basic features of the image policy of the Republic of Mordovia. The article describes the need to build a harmonious and high-quality policy on building a favorable image of the Republic of Mordovia. The article describes a brief analysis of the positive and negative factors affecting the construction of the political image of the region. When considering the themes were used methods such as analysis, synthesis, the method of observation and description. It was concluded that the need to support the construction of a favorable image, on research in the field of political science and the need to use the experience of other regions of Russia and abroad. When writing were used textbooks for high school, describing the basic foundation of the concept of political image and mechanisms for constructing a favorable image of the political system in the region.

Keywords: political image, Republic of Mordovia, PR.