Герасимов Б.Н. Игровое моделирование развития команды управленцев / Б.Н. Герасимов, Н.С. Астафьева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №1. – С. 10-15.

ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОМАНДЫ УПРАВЛЕНЦЕВ

 

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор

Н.С Астафьева, магистрант

Международный институт рынка

(Россия, г. Самара)

 

Аннотация. Наиболее эффективной формой развития управленцев являются программы, включающие проблемно-ситуационные игры. Важным является то, что игровое моделирование процессов позволяет совмещать получение теоретических знаний и их практическое применение, в условиях, максимально приближенных к практической деятельности организации. Рассмотрены этапы подготовки и проведения игры, определен состав ее участников. Обоснована актуальность применения данного типа игр для повышения эффективности управления деятельностью организации.

Ключевые слова: управление, процесс, проблемно-ситуационная игра, операции, результаты, команда управленцев.

 

 

В условиях кризиса многие организации стоят перед необходимостью реагировать на новые вызовы, и, в то же время, улучшая социально-психологический климат, управленцы стимулируют персонал на непрерывное развитие улучшение собственных навыков [1]. Благодаря управленческой команде организация становится более гибкой и мобильной в принятии решений, что позволяет вовремя реагировать на изменяющиеся условия.

Одним из эффективных средств поиска, рассмотрения и разрешения возможностей и перспектив деятельности организации является игровое имитационное моделирование, которое достаточно подробно описано в работах [2-6]. Цель использования проблемно-ситуационных игр (ПСИ) – повышение уровня профессионализма команды топ-менеджеров (КТМ). Конечные результаты ПСИ определяется логическими, социальными и психологическими средствами выработки и реализации управленческих решений и приобретения навыков инновационного мышления и поведения [7].

Игротехнический коллектив включает в себя руководство игры и состоит из разных специалистов: руководитель игры; 4 игротехника (по количеству команд); методолог; 1-2 эксперта. Игровой коллектив представлен: исполнителями (члены КТМ, их заместители, а также руководители отделов и подразделений); «генераторами идей» (финансовый директор, начальник финансового отдела); потенциальными реализаторами будущих игровых разработок (помощники топ-менеджеров). Численность участников может составлять 30-35 чел. Процесс организации и проведения ПСИ состоит из трех этапов: подготовительного, игрового и послеигрового.

На подготовительном этапе проводится первичный анализ ситуации. Он включает беседы с финансовым директором и начальником финансового отдела с целью уточнения целей и задач игры, выяснения отношения сотрудников к игре, первичной диагностики ситуации, уточнения ожидаемых результата.

Игровой этап заключается в проведении ПСИ. В процессе игрового моделирования на каждом из этапов игры выполняются следующие процедуры: введение в проблему, постановочные доклады; групповая работа по заданной тематике; проведение пленарных заседаний. Последовательность проведения ПСИ представляет собой совокупность процедур и операций, выполнение которых обеспечивает успех игры.

Первое пленарное заседание начинается с вступительной речи организаторов о целях и задачах ПСИ, правилах поведения, правилах судейства и экспертизы. Во время защиты доклада члены команд взаимодействуют между собой, обращаясь к руководителю игры только по вопросам методического характера. Вначале проводится согласование терминов во избежание дальнейшего разночтения и недопонимания. Дается обзор типов и видов критериев, их единиц измерения. Образуются 4 команды по 6-9 человек в каждой [5]. Объявляется регламент ПСИ и раздается игровой материал, в т.ч. сценарий игры (табл. 1).

 

 

Таблица 1. Сценарий проблемно-ситуационной игры

День первый

Время

Мероприятие

Содержание

10:00 – 10:30

Пленарное заседание 1

Начало игры

Приветствие, доклад, группообразование

10:30 – 12:00

Групповая работа 1

Индивидуальное определение целей и формулировка проблемы, внутригрупповое обсуждение идей, подготовка докладов

12:00 – 13:00

Пленарное заседание 2

Окончательное формулирование проблемы

Представление и коллективное обсуждение докладов, выдача заданий на следующий этап

14:00 – 16:00

Групповая работа 2

Индивидуальная проработка проблемы, определение задач и исследование факторов. Внутригрупповое обсуждение, подготовка докладов

16:00 – 17:00

Пленарное заседание 3

Постановка задач

Представление докладов, дискуссия, обсуждение следующего этапа

17:00 – 19:00

Групповая работа 3

Индивидуальный выбор значимых критериев, поиск решений.  Внутригрупповое обсуждение, подготовка докладов

 

День второй

10:00 – 11:00

Пленарное заседание 4

Наиболее рациональное решение задачи

Краткое подведение итогов предыдущего дня, постановка задач на день

11:00 – 13:00

Групповая работа 4

Индивидуальная работа по анализу структуры проблемы, внутригрупповое обсуждение идей, подготовка докладов

13:00 – 14:00

Пленарное заседание 5

Окончательное решение проблемы

Представление и коллективное обсуждение докладов, выдача заданий на следующий этап

15:00 – 17:00

Групповая работа 5

Индивидуальная разработка технологии внедрения, прогнозирование последствий. Внутригрупповое обсуждение, подготовка докладов

17:00 – 18:00

Пленарное заседание 6

Оценка достижения целей

Представление докладов, подведение итогов дня

18:00 – 20:00

Пленарное заседание 7

Подведение итогов

Подведение итогов игры, выступление экспертов, предварительная оценка результатов

 

 

Групповая работа по каждому структурному блоку состоит из нескольких частей: индивидуальная работа, внутригрупповая дискуссия и защита идей.

На этапе индивидуальной работы участникам предлагается найти вариант решения, сформулировать проблему, перевести ее в задачу и т.д. Результаты работы фиксируются на специальном бланке произвольной формы.

Внутригрупповая дискуссия помогает выбрать лучшие предложения из сформулированных участниками. В процессе групповой работы выявляются логические нестыковки, незаметные автору предложений, рождаются аргументы для защиты идеи, оттачиваются формулировки. Этап защиты начинается с распределения ролей. Команда, представляющая идею в первом туре, получает роль «новаторов». Три другие команды последовательно выполняют функции «оптимистов», «пессимистов» и «реалистов» [9].

«Оптимисты» аргументировано и обоснованно защищают выдвинутую «новаторами» идею, показывают ее позитивные и конструктивные стороны, преимущества внедрения для дела, для коллектива и для организации в целом, обозначают проблемы, решаемые внедрением идеи, доказывают ее важность. «Пессимисты» вскрывают несостоятельность выдвинутой на защиту идеи, показывают возможные негативные последствия, обозначают проблемы, порождаемые внедрением идеи, выявляют слабые места в аргументации. «Реалисты» доказывают возможность внедрения данной идеи на основе заданных критериев, высказанных «оптимистами» и «реалистами» аргументов.

После этого команды меняются ролями. Завершает этап выступлением экспертов. Экспертизе подвергаются результаты индивидуального и коллективного генерирования идей и решений. Дается оценка эффективности групповой работы, анализируется уровень и количество аргументации от каждой группы и активность участников. Эксперты работают на основе предложенных для оценивания шкал. Каждый эксперт заполняет бланки индивидуально, а затем после обмена мнениями принимает коллективное решение. Эксперты также разрабатывают систему поощрений и наказаний на основе правил ПСИ.

По результатам этапа готовится доклад, который затем представляется на пленарном заседании. Результаты каждого этапа сценария фиксируются и передаются организатору ПСИ. Например, этап ПСИ «Определение цели» призван выявить, что преследует внедрение критериев и как должна выглядеть идеальная оценка проекта с точки зрения разных сотрудников, а также приведение видения идеальной ситуации к некоему «общему знаменателю». Формулирование проблемы помогает понять участникам, какие существуют перспективы решения данной проблемы и какие последствия (положительные и отрицательные) повлечет за собой внедрение критериев. После окончания этого этапа проводится пленарное заседание: подведение предварительных итогов, внесение коррективов и выявление направления дальнейшего движения ПСИ.

Декомпозиция проблемы заключается в разбиении проблемы, стоящей перед участниками игры на несколько более простых частей и выявлении связей между ними. Затем элементы проблемы преобразуются в задачи. Объемные задачи делятся на более мелкие, а однотипные – сводятся в одну. Постановка задачи предназначена для выявления пониманий задачи всеми участниками игры, устранения разночтений и приведения ее к единому знаменателю [3, 4]. На этом же этапе обсуждается, что может помочь решению данной задачи, а что может помешать. После этого этапа проводится еще одно пленарное заседание по итогам групповой работы.

Затем следует выбор критериев и формулировка ограничений. Цель данного этапа – поставить ограничения для решения поставленной проблемы, чтобы разработка не ушла в абстракцию и была конкретной и реально выполнимой. Поиск альтернативных решений призван заставить участников посмотреть на проблему шире, найти аналогичные проблемы, выяснить, как они решались и проверить, подходят ли эти решения или их элементы для текущей задачи. Выбор рационального решения является еще одной проверкой на соответствие полученных решений общей цели и поставленным ограничениям. На этом же этапе выясняется, каких затрат требует каждое конкретное решение, какие ресурсы нужны для его осуществления. После ответов на данные вопросы у каждой из задач остается единственное решение, признанное наилучшим.

На этапе композиции проблемы из решений конкретных задач комбинируется общее решение проблемы. Проводится проверка того, как решение отдельных задач вписывается в структуру проблемы. Рассматривается соответствие решения проблемы ее формулировке и постановке отдельных задач, соответствие выбранным критериям и ограничениям.

Затем проводится разработка программы реализации. На этом этапе определяется последовательность стадий программы реализации, определяются ресурсы, необходимые для каждой стадии, назначаются сотрудники, ответственные за каждый этап. Выясняется, какие факторы могут повлиять на процесс реализации критериев успешности, какие следствия может за собой повлечь реализация данной программы.

После этого проводится итоговое пленарное заседание по результатам игры. Проводится экспертиза. Ей подвергаются результаты индивидуального и коллективного генерирования идей. Дается оценка эффективности групповой работы, анализируется уровень аргументации, активность участников. Оценка результатов деятельности каждой команды представляется в виде таблицы 2.

 

 

Таблица 2. Оценка результатов деятельности команды

Критерии оценки

Оценка по 10-балльной шкале

Примечания

Уровень организации работы группы

 

 

Глубина содержательной проработки проекта

 

 

Уровень оформления доклада

 

 

Уровень донесения информации до слушателей

 

 

Эффективность разработок

 

 

 

После завершения игры производится  разработка рекомендаций и итоговой программы внедрения критериев успешности проекта, подготовка документов по предварительным результатам игры для заказчика, участников и организаторов игры, проводится анкетирование игроков с целью выяснить степень удовлетворенности результатами игры.

На послеигровом этапе выполняется аналитическая обработка результатов игры, готовится сводный отчет с приложением протокола хода обсуждения, полученных результатов, формируются рабочие планы исполнителей для каждого этапа внедрения, разрабатываются технические задания на работы. Особое внимание на этом этапе уделяется рефлексивному обобщению результатов для обеспечения качества и повышения эффективности применяемых моделей [9].

Создается рабочая группа по доведению результатов ПСИ до уровня распорядительных документов. Назначаются даты контрольных замеров эффективности игры. Документирование играет важную роль в процессе организации взаимодействия участников посредством передачи данных и информации, зафиксированных на технических носителях (в общем случае – на бумаге) [10].

После проведения игры можно получить следующие результаты [11, 12]:

 содержательные (адекватная оценка ситуации; формирование группового видения перспектив; перевод проблем в плоскость задач и т.д.);

 социальные (освоение средств коллективной мыследеятельности; повышение мотивации к эффективному участию в групповой работе и т.д.);

 психологические (понимание состояния людей в профессиональной деятельности; освоение средств эффективного воздействия на людей и т.д.).

 педагогические (решение своих проблем более осмысленно; введение средств мышления и деятельности; рост восприимчивости к инновациям и т.д.).

В результате проведения большинства ПСИ было достигнуто понимание того, что основные результаты заключаются не только в масштабе и уровне рассмотренных проблем и принятых решений, а в умении моделировать новые перспективные ситуации и находить средства для их реализации, что, в конечном итоге, обусловливает непрерывное развитие профессиональных и личностных качеств управленцев высшего уровня и расширение их возможностей в командной работе в рамках организации.

Библиографический список

1. Герасимов Б.Н., Чуриков Ю.В. Команда топ-менеджеров: структура, технологии, развитие. – Самара: МАКУ, ПДЗ, 2006. – 163 с.

2. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов: учеб. пособи – Самара: СНЦ РАН, 2006. – 195 с.

3. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Семенычев Е.В. Интенсивные технологии обучения управлению. – Самара: СМИУ, 2010. – 352 с.

4. Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Интенсивные технологии обучения предпринимательству и менеджменту. – М.: МГУП, 1998. – 148 с.

5. Чумак В.Г., Герасимов Б.Н. Проблемно-ситуационные игры в инновационной деятельности организации // Вестн. СГАУ. – 2003. – № 2(4). – С. 68-75.

6. Герасимов Б.Н. Интенсивные образовательные технологии: Методология управления педагогическими инновациями. – Самара: Изд-во НОАНО ВПО СИБиУ, 2009. – 480 с. – Серия «Энциклопедия управленческих знаний».

7. Герасимов К.Б. Инструментарий технологизации системы управления процессами организации // Вестн. Поволжского государственного ун-та сервиса. Серия: Экономика. 2013.  №5(31). – С. 122-130.

8. Шимельфениг О.В. Живая Вселенная. Сюжетно-игровая картина мира. XXI век: «Самозавет» или «Самоапокалипсис». ‒ Саратов: Научная книга, 2005. ‒ 688 с.

9. Герасимов Б.Н., Яковлева Н.Г. Проблемно-ситуационная игра «Профессионализм менеджера по персоналу» // Управление персоналом. – 2003. – №6. – С. 46-47.

10. Udell J., Pricer R. The role of entrepreneurship education to a market economy// Education entrepreneurs in the modernizing economies / Ed. By Rosa P. – Averbury,1996. – Р. 129-138.

11. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Технологизация управленческих процессов как методология их совершенствования // Менеджмент и бизнес ‒ администрирование. – 2013. – №4. – С. 32‒37.

12. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Введение в эффективность экономических систем. Пенза: МАКУ, ПГУ, 2011. 120 с.

 

 

GAMING MODELING OF THE DEVELOPMENT OF THE TEAM OF MANAGERS

 

BN Gerasimov, doctor of economic sciences, professor

NS Astafyeva, graduate student

International market institute

(Russia, Samara)

 

Abstract. The most effective form of the development of managers are the programs including problem- solving games. It is essentially important that gaming modeling of the processes allows to combine receiving theoretical knowledge and their practical application, in the conditions which are greatly approached to practical innovative activities of the organization.  Stages of preparation and carrying out a game are considered, the structure of its participants is defined. The relevance of application of this method of training for the improvement of the efficiency of the process of management over the activity of the enterprise is proved.

Keywords: management, process, problem-situational game, operations, results, team of managers.