Саидов С.Ш. Гражданское общество и вопросы финансирования неправительственных некоммерческих организаций в Узбекистане / С.Ш. Саидов, З. Каримов, П. Рузибоев // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №4. — С. 24-26.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ

 

С.Ш. Саидов, политолог

З. Каримов, старший преподаватель

П. Рузибоев, студент,

Ургенчский государственный университет

(Узбекистан, г. Ургенч)

 

Аннотация: В статье дается анализ формирования и развития институтов гражданского общества в Узбекистане. Деятельность общественных объединений и неправительственных некоммерческих организаций (ННО). В этом плане особое место занимают вопросы финансирования ННО/НПО. Автором даются научные выводы и рекомендации по эффективному финансированию институтов третьего сектора в Узбекистане.

Ключевые слова: неправительственные некоммерческие организации, “узбекская модель”, концепция, финансирование ННО.

 

 

С первых дней национальной независимости Узбекистан объявил о цели формирования правового государства и гражданского общества в стране. Создана правовая база по формированию гражданского общества в Узбекистане. В свою очередь главой государства продвигается так называемая концепция “От сильного государства к сильному гражданскому обществу”, которая подчеркивается в качестве основополагающей идеей так называемую “узбекскую модель” развития.

12 ноября 2010 года президент Узбекистана Ислам Каримов выступил на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса (парламент), где он представил так называемую «Концепцию дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества». В разделе V предложенной концепции, называемого «Формирование и развитие институтов гражданского общества», речь идет о современном состоянии гражданского общества в Узбекистане и перспективах его развития.

Подчеркивая усиление роли институтов гражданского общества в осуществлении действенного общественного контроля над деятельностью государственных и властных структур, глава государства отметил, что институт общественного, гражданского контроля через соответствующие неправительственные некоммерческие организации (ННО) и другие субъекты гражданского общества, становится одним из важнейших элементов обеспечения эффективной обратной связи общества с государством, выявления умонастроения людей, их отношения к проводимым в стране преобразованиям. Президент также сделал упор на существование разветвленной сети ННО по всей стране, которые отражают интересы самых различных слоев населения. Согласно выступлению президента, в настоящее время в республике функционируют свыше 5100 ННО, а число сходов граждан и органов самоуправления – махаллинских комитетов составляет более 10 тысяч. В выступлении президента также было указано на необходимость разработки и принятия Закона «Об общественном контроле в Республике Узбекистан», Национальной программы действий в области прав человека с участием институтов гражданского общества, Закона «Об экологическом контроле» и ряда других нормативно-правовых актов, предусматривающих участие ННО в решении важнейших государственных программ в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения занятости, особенно среди молодежи, социальной поддержки уязвимых слоев населения и других проблем, имеющих большую социальную значимость.

Рассматривая вопрос о том, есть ли в стране гражданское общество, нельзя пройти мимо вопроса финансирования для данного сектора. В своем парламентском выступлении глава государства обратил внимание и на этот вопрос. Он отметил роль Совместного постановления Кенгашей Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества» (3 июля 2008 года, № 842–I/513–I) и создания при парламенте Общественного фонда и Парламентской комиссии, в состав которых входят, наряду с самими уполномоченными представителями ННО и общественных организаций, также депутаты и ответственные работники финансовых структур. Парламентская комиссия решает вопрос распределения финансовых средств, направляемых из государственного бюджета на поддержку гражданского общества. Согласно официальным данным, за последние три года для реализации проектов, предоставленных институтами гражданского общества, Общественным фондом было выделено более 11 млрд. сумов (примерно 6,7 млн. долларов США по официальному курсу).

Согласно ст. 3 выше упомянутого совместного Постановления, основными задачами Общественного фонда определяются следующее:

1. Аккумулирование средств, получаемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан, иных, не запрещенных законодательством, источников, организация их использования на реализацию программ, направленных на стимулирование развития и поддержку деятельности независимых ННО и других институтов гражданского общества, их активного участия в решении актуальных социальных, экономических, гуманитарных проблем.

2. Содействие в реализации программ и проектов, связанных с укреплением материально-технической базы ННО, оказанием им правовой, консультативной, организационной, технической и иной помощи, расширением их контактов с зарубежными партнерами (проведение совместных конференций, семинаров, «круглых столов», тренингов, реализация совместных проектов и др.) по вопросам развития деятельности ННО, других институтов гражданского общества, их участия в процессах демократического обновления и модернизации страны.

Роль совместного Постановления в финансировании институтов гражданского общества следует рассмотреть в контексте последних тенденций, имевших место в сфере ННО страны. Хотя национальная законодательная база теоретически обеспечивает свободное развитие негосударственных некоммерческих организаций, многие практические вопросы обеспечения свободной и независимой работы ННО, такие как: создание и регистрация ННО, проведение мероприятий и собраний, получение необходимой информации от государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, получение грантов и других видов финансово-технической помощи, публикация и распространение информации от имени ННО, лишь символически регулируются законами, а на практике эти вопросы решены в многочисленных подзаконных нормативно-правовых актах.

Считаем, что оптимисты могут увидеть задатки следующих позитивных моментов в реализации идеи Общественного фонда:

1. Создание дополнительной структуры и источника финансирования для целенаправленного формирования сектора ННО в Узбекистане, что может посодействовать в укреплении организационной, материально-технической базы отечественных ННО, росте их числа и качества функционирования.

2. Государственная власть в целом и государственные органы постепенно научатся формировать социальный заказ, привлечь силы и ресурсы сектора ННО и полагаться на помощь гражданского общества при решении насущных задач – это потенциально может привести к углублению сотрудничества ННО с органами государственной власти на местах в реализации приоритетных, социально ориентированных программ и проектов.

Тем не менее, внедряемая модель централизованной системы финансирования ННО и других институтов гражданского общества также таит в себе следующие риски:

1. Чрезмерная централизация и монополизация поступления всех форм финансовых средств и помощи для ННО в Узбекистане (ст.ст. 2 – часть 1, 3 – часть 1, 4 совместного Постановления).

2. Усиления контроля над работой ННО путем чрезмерного вмешательства в определение приоритетных направлений деятельности, программ и проектов для ННО – постановка вопроса финансирования ННО Общественным Фондом в зависимости от «выбора целесообразных и угодных проектов / программ».

Рассматривая вопрос финансирования институтов гражданского общества в стране, к сожалению, пока придется исключить членские взносы общественных объединений или благотворительные дотации граждан и организаций из списка материальной помощи, так как низкий уровень доходов населения и отсутствие эффективной стратегии фандрейзинга у отечественных ННО влияют негативно на данный вопрос.

Известно, что узбекские ННО в значительной степени зависят от материальной помощи и поддержки международных и зарубежных фондов. Однако, согласно Постановлению Кабинета министров от 4 февраля 2004 года, порядок получения финансовых средств, поступивших в официальные банковские счета ННО по грантам, утвержденным международными фондами, намного ужесточен. Согласно новым порядкам, специальная комиссия, созданная при обслуживающем банке, требует ННО представить копию утвержденного донором грантовой заявки для решения вопроса о целесообразности выдачи утвержденных донором финансовых средств ННО. Почти во всех случаях поступления финансовых средств на банковский счет от зарубежного донора, деньги не выдаются грантополучателю-ННО и возвращаются обратно. Когда донор, утвердивший грантовую заявку ННО, находится в Узбекистане и законно ведет свою деятельность, и ННО, претендующая на грант, имеет государственную регистрацию, то обычно уйдет до 9-10 месяцев, прежде чем специальная комиссия разрешить ННО получить свои финансовые средства, поступившие по гранту.

Таким образом, происходит ограниченная, весьма своеобразная и интересная, взаимная интеграция гражданского общества с государством. По мнению авторов, данная тенденция будет сохраняться, и усиливаться в ближайшем будущем. Она достойна более близкого изучения и поддержки со стороны так называемого «независимого крыла» гражданского общества и международного сообщества.

 

 

 

CIVIL SOCIETY AND THE FINANCING OF NON-GOVERNMENTAL

NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN UZBEKISTAN

 

SS Saidov, political scientist

Z. Karimov, senior lecturer

P. Ruziboev, student,

Urgench state university

(Uzbekistan, Urgench)

 

Abstract: The article analyzes the formation and development of civil society in Uzbekistan. The activities of public associations and non-profit organizations. In this regard, it occupies a special place the issue of financing the NGO / NPO. It provides scientific conclusions and recommendations for the effective financing of the institutions of the third sector in Uzbekistan.

Keywords: non-profit organizations, «Uzbek model» concept, financing of NGOs.