Постникова А.А. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 87-91.

Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций

 

А.А. Постникова, ведущий менеджер отдела продаж

ЗАО «Евросиб СПБ ТС»

(Россия, г. Новосибирск)

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы инвестиционного механизма ГЧП. Показано, что ГЧП в общем случае представляет собой особый способ объединения ресурсов бизнеса и государства. При этом достигается наибольшая эффективность достижения общественных интересов с точки зрения рационального использования имеющихся ресурсов, при этом создается отдельный объект, имеющий общественную значимость в силу использования для удовлетворения интересов общества, а также коммерческое значение для инвесторов. Выделены специфические особенности оценки эффективности проектов ГЧП, связанные с инвестиционным механизмом данных проектов. Выделены особенности инвестиционного механизма ГЧП, связанные с привлечением инвестиций в экономику региона. Сделан вывод об общих закономерностях инвестиционного механизма ГЧП с точки зрения частных инвесторов.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционный механизм, коммерческая эффективность, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность региона, реализация проектов, частный инвестор, публичный инвестор.

 

 

Значимость ГЧП как одного из важнейших инвестиционных механизмов определяется потребностью государства в осуществлении множества направлений деятельности при ограниченном объеме имеющихся ресурсов. Ряд направлений может быть реализован с большей эффективностью при условии привлечения частного бизнеса. При этом достигается дополнительный эффект с точки зрения объединения ресурсов государства и бизнеса, когда каждый из участников наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы, включая опыт управления проектами. В результате формируется не только механизм достижения общественно значимых интересов при наиболее эффективном использовании ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, но и специфический механизм привлечения инвестиций.

В общем случае ГЧП представляет собой особый способ объединения ресурсов бизнеса и государства, при котором достигается наибольшая эффективность достижения общественных интересов с точки зрения рационального использования имеющихся ресурсов, при этом создается отдельный объект, имеющий общественную значимость в силу использования для удовлетворения интересов общества, а также коммерческое значение для инвесторов. Поэтому механизм ГЧП может быть отнесен к инвестиционным механизмам. В ходе реализации проекта ГЧП создается определенный объект, который обладает теми же параметрами, что и любой другой объект инвестиций. Он характеризуется способностью приносить прибыль инвестору, но при этом данная прибыль не гарантирована, поэтому инвестиции сопряжены с риском. Создаваемый объект характеризуется определенным периодом окупаемости, причем для проектов ГЧП данная окупаемость определяется не только коммерческими сроками возврата инвестиций, но и специфическими сроками владения объектом. Объект инвестиций в рамках ГЧП характеризуется определенной доходностью, вследствие чего для частного инвестора существует возможность сопоставления параметров его доходности с параметрами доходности других объектов. При этом по проектам ГЧП инвестор может оценить реальную доходность вложений.

Инвестиционные характеристики проектов ГЧП представлены на рисунке 1.

 

 

Рис. 1. Инвестиционные характеристики проектов ГЧП

 

 

Представленный на рисунке 1 инвестиционный механизм оценки эффективности проектов ГЧП позволяет сделать вывод о формировании отдельных оценок проектов ГЧП для публичного инвестора и отдельной оценки для частного инвестора. При этом данные оценки дифференцированы. В частности, для публичного инвестора речь не может идти о текущей стоимости бизнеса, как следствие, используется приведенная оценка денежных потоков для бюджета, которая строится, как и NPV, с учетом дисконтированных денежных потоков, но позволяет оценить стоимость проекта ГЧП для бюджета.

Специфика инвестиционного механизма ГЧП для публичного партнера проявляется и в оценке рисков. Для частного инвестора это, в любом случае, ставка дисконта, причем оценивать данную ставку частный инвестор может с учетом выбора наиболее обоснованного для него способа. В то же время, для публичного инвестора это, по существу, безрисковая ставка. Согласно п. 25.1 Методики оценки экономической эффективности проектов ГЧП, данная ставка рассчитывается аналогично WACC, но, в общем виде, стоимость «капитала» оценивается по безрисковой ставки для бюджета того уровня, из которого ведется финансирование проекта ГЧП [1].

В целом, с подобным подходом можно согласиться, поскольку безрисковая ставка учитывает неспецифические риски, как следствие, принимаемый риск характерен именно для публичного партнера, что соответствует пп. 5 ст. 4 Закона «О ГЧП» [2].

В плане окупаемости проекта действуют, преимущественно, публичные начала, поскольку, в силу пп. 4 п. 2 ст. 6 Закона «О ГЧП», на период реализации проекта ГЧП, который, в любом случае, должен совпадать с горизонтом данного проекта, собственность с обременением относится на частного инвестора. В силу пп. 4 п. 3 ст. 6 Закона «О ГЧП», по завершении проекта объект передается публичному инвестору [2]. Иначе говоря, срок окупаемости совпадает со сроком реализации проекта, получение поступлений от продажи объекта (реверсии) частным инвестором невозможно, но и затрат по его свертыванию частная сторона не несет. Данные отличия, в результате, не предполагают использования в оценках эффективности проектов ГЧП показателя MIRR (модифицированной внутренней доходности), а само предположение о совпадении ликвидации проекта и завершения договора без дополнительных затрат и поступлений у частного инвестора носит публичный характер. Тем не менее, поскольку данное положение реализуется, хотя и с участием публичного инвестора, оно может быть отнесено на специфику инвестиционного механизма ГЧП.

Доходность проекта для публичного инвестора также специфична, поскольку частный инвестор оценивает ее по PI, в то время как для публичного инвестора проект ГЧП является затратным, поэтому принимается kVFM как показатель сопоставления затрат по альтернативным вариантам реализации проекта, позволяющий на практике реализовать положения о сравнительном преимуществе по альтернативным способам удовлетворения общественных интересов за счет проекта.

При этом реальная доходность для частного инвестора выражается IRR, но для публичного инвестора проект ГЧП является, по существу, затратным, а не доходным, требуется, с учетом сравнительных преимуществ, реализовать его с наименьшими затратами. Поэтому реальная эффективность проекта должна, вероятно, оцениваться через RPV с учетом п. 26.1 Методики оценки проектов ГЧП [1]. По существу, это такой же показатель реальной эффективности проекта, без учета альтернатив проекта, как и показатель внутренней доходности для частного инвестора.

Следовательно, инвестиционный механизм оценки проектов ГЧП учитывает экономическую специфику реализации проектов для каждого из их участников. При этом конкретные методы оценки проектов отвечают экономическому механизму проектов ГЧП в целом, поскольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публичного инвестора это затратный механизм, призванный удовлетворить общественные интересы с наименьшими затратами публичной стороны.

Поскольку инвестиционный механизм ГЧП охватывает не только затратное участие публичного инвестора в реализации проекта, но и доходный проект для частного инвестора, он также является механизмом привлечения инвестиций в конкретный регион. При этом данный механизм позволяет с достаточной эффективностью учитывать специфику экономики региона. Данное положение реализовано с учетом п. 1 ст. 2 Закона «О ГЧП», которым к элементам регулирования ГЧП отнесено также региональное законодательство о ГЧП [2]. С учетом данных положений, можно говорить об инвестиционном механизме ГЧП с точки зрения привлечения инвестиций в экономику региона, который позволяет наиболее эффективно выстраивать взаимодействие власти и бизнеса с учетом конкретных ресурсов, которыми располагает регионы для удовлетворения общественных интересов, а также общей инвестиционной привлекательности региона. Поэтому, учитывая общую инвестиционную составляющую в формирования инвестиционного механизма ГЧП, на региональном уровне данный механизм как способ привлечения инвестиций может быть представлен в виде рисунка 2.

 

 

Рис. 2. Инвестиционный механизм ГЧП как форма привлечения инвестиций в

экономику региона

 

 

Из рисунка 2 видно, что инвестиционный механизм ГЧП реализуется во взаимодействии с общими механизмами привлечения инвестиций в региональную экономику, хотя проекты ГЧП и отличаются спецификой, в частности, отраслевой. Тем не менее, наравне с другими проектами, реализация проектов ГЧП позволяет повышать инвестиционную привлекательность региона. В результате эффективность реализации проектов ГЧП зависит не только от инвестиционного законодательства региона, которым регулируются проекты ГЧП, но и от инвестиционного климата в регионе.

Одновременно реализация проектов ГЧП сама по себе формирует более высокую инвестиционную привлекательность региональной экономики. Поскольку инвестиционный механизм ГЧП является специфическим и ориентирован на привлечение инвестиций только в отдельных направлениях, в плане формирования инвестиционного законодательства на региональном уровне должны учитывать ресурсы, которые могут быть вовлечены региональными властями в реализацию проектов ГЧП, кроме того, требуется формирование инфраструктуры ГЧП, которая отвечала бы интересам инвесторов. Иначе говоря, с точки зрения привлечения инвестиций в экономику региона механизм ГЧП, как и в случае с оценкой эффективности проектов ГЧП, также является специфическим, хотя и формируется с учетом общих правил управления инвестициями на уровне частного инвестора.

Следовательно, механизм ГЧП выступает специфическим инвестиционным механизмом, ориентированным на наиболее эффективное использование ресурсов государства для удовлетворения общественных интересов на основе объединения данных ресурсов с ресурсами частного инвестора и предполагающим особый механизм реализации проекта, связанный с созданием объекта, ориентированного на конкретные общественные интересы. Инвестиционный механизм оценки проектов ГЧП учитывает экономическую специфику реализации проектов для каждого из их участников. Конкретные методы оценки проектов отвечают экономическому механизму проектов ГЧП в целом, поскольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публичного инвестора это затратный механизм, призванный удовлетворить общественные интересы с наименьшими затратами публичной стороны. Инвестиционный механизм ГЧП реализуется во взаимодействии с общими механизмами привлечения инвестиций в региональную экономику, хотя проекты ГЧП и отличаются спецификой, в частности, отраслевой. С точки зрения привлечения инвестиций в экономику региона механизм ГЧП, как и в случае с оценкой эффективности проектов ГЧП, также является специфическим, хотя и формируется с учетом общих правил управления инвестициями на уровне частного инвестора.

 

Библиографический список

1. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 N 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества «//КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. 20.07.2015. N 29 (часть I). ст. 4350.

PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP AS A MECHANISM OF ATTRACTING

INVESTMENTS

 

A.A. Postnikova, leading sales manager

CJSC «Eurosib SPb – TS»

(Russia, Novosibirsk)

 

Abstract. The article is devoted to the questions of PPP’s investment mechanism. It is proofed that the PPP in general is the special way to unite the state and private resources. Within the above mentioned mechanism the highest effectiveness of public interests’ satisfaction is achieved. It presumes the construction of a particular object having a public importance due to its implementation in pubic interests’ satisfaction as well as the commercial effectiveness. In the article specifics of the appreciation of commercial effectiveness regarding to the projects of PPP were stipulated. Also were demonstrated the specifically points of the PPP’s mechanism connected with attracting investments to a regional economy. The main conclusion is that for private investors rules of PPP’s mechanism are general.

Keywords: private-public partnership, investment mechanism, commercial effectiveness, investment climate, region investment attractiveness, project establishment, private investor, public investor.