Никишина А.Л. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ / А.Л. Никишина, И.Н. Радченко // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №8. — С. 77-82.

Государственно-частное партнерство как инструмент

реализации социальных программ

 

А.Л. Никишина, канд. пед. наук, доцент

И.Н. Радченко, магистрант

Тольяттинский государственный университет

(Россия, г. Тольятти)

 

Аннотация. В статье рассмотрено применение государственно-частного партнёрства (ГЧП), как способа решения проблем реализации социальных проектов и социальных программ в Самарской области. Обосновывается потребность у муниципалитетов в осуществлении целого ряда капиталоемких, долгосрочных и трудно управляемых проектов, требующих серьезного взаимодействия государства и частного сектора. Его основным результатом должен стать переход от преимущественно бюджетного финансирования программ к финансированию на основе организации государственно-частного партнёрства. ГЧП рассматривается как одно из перспективных направлений для привлечения инвесторов в Самарскую область. В статье описываются базовые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в Самарской области, раскрываются основные принципы инвестиционной политики губернии. Представлены основные инструменты регулирования инвестиционного процесса и поддержки инвестиционных проектов в Самарской области на различных этапах реализации. Организация ГЧП в социальной сфере Самарской области имеет разнообразные и объемные направления. Приведен ряд примеров реализации проектов и программ с использованием ГЧП на территории Самарской области в важнейших направлениях социальной сферы: здравоохранении, образовании, социальной защиты населения и др.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, развитие, социальные проекты, социальные программы, инвестиционная политика, социальная сфера, направления, соглашения.

 

 

В настоящее время появилась необходимость совершенствования подходов к организации проектно-ориентированного взаимодействия государственных и предпринимательских структур при осуществлении инвестиций в социально-экономические проекты и программы. Изучению проблемы взаимодействия государственных и предпринимательских структур при реализации проектов (программ) и определению механизмов формирования инвестиционного потенциала субъектов хозяйствования, посвятили свои работы такие учёные, как И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова, В.Ю. Катасонов, Т.А. Слепнёва, Е.В. Яркин, A.B. Ложникова [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].

Большинство проектов и программ, действующих в социально-экономической сфере, реализуется медленными темпами из-за воздействия сдерживающих факторов, основу которых составляет недостаточное финансирование. Поэтому обеспечение перехода от преимущественно бюджетного финансирования социально-экономических проектов и программ к финансированию на основе организации государственно-частного партнёрства (ГЧП) является в настоящее время актуальной проблемой. Как же используется государственно-частное партнерство в социальной сфере Самарской области на современном этапе?

Формы, в которых реализуется ГЧП в социальной сфере, отличаются степенью ответственности, которую государство или частный сектор берут на себя за эксплуатацию и техническое обслуживание, капитальные вложения и текущее финансирование, коммерческий риск. Также, отличается период сотрудничества и распределение прав собственности на данные активы.

Крупные города и регионы России крайне заинтересованы в том, чтобы механизмы ГЧП начали работать в полную мощь. Муниципалитеты испытывают жизненную необходимость в осуществлении целого ряда капиталоемких, долгосрочных и трудно управляемых проектов, требующих серьезного взаимодействия государства и частного сектора.

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 №129, определяет два стратегических вектора развития Самарской области, первый из которых относится к социальной сфере, а второй – к экономической системе: развитие человеческого капитала и обеспечение экономического роста [8].

Одним из перспективных направлений для привлечения инвесторов в регион является государственно-частное партнерство. В связи с этим было принято Постановление Правительства Самарской области «Об утверждении Концепции реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства». Концепция определяет перспективную систему правового регулирования отношений между органами государственной власти субъекта федерации и субъектами предпринимательской деятельности в сфере реализации проектов, основанных на принципах ГЧП, а также закрепляет доктрину регулирования основных аспектов государственно-частного партнерства в Самарской области.

На основе Концепции был разработан и принят закон «Об участии Самарской области в государственно-частных партнерствах» от 27 мая 2010 года, который включает в себя принципы и механизмы взаимодействия с частными инвесторами. Это позволяет снизить риски для вложения частного капитала и тем самым повысить привлекательность вложения средств [9].

Одной из ключевых задач в содействии государства частному предпринимательству является создание благоприятных условий для инвестирования.

На данном этапе стратегической задачей Самарской области является создание условий для привлечения инвестиций с целью реализации социальных программ, направленных на обеспечение экономического роста губернии [10].

Инвесторов в Самарскую область привлекают:

 высокий уровень экономической активности;

 развитый инновационный и образовательный потенциал;

 инвестиционно ориентированное законодательство;

 комфортная среда и развитая социальная инфраструктура;

 развитое гражданское общество.

Основные принципы инвестиционной политики Самарской области:

 обеспечение благоприятной информационной и институциональной среды для привлечения инвестиций;

 снижение барьеров для входа на рынок;

 обеспечение эффективной поддержки предпринимательства на уровне законодательства;

 эффективное государственно-частное партнерство.

Региональное инвестиционное законодательство гарантирует равные условия для всех инвесторов, способствует устранению административных барьеров, устанавливает благоприятный налоговый режим и преференции.

Основным инструментом регулирования инвестиционного процесса является региональный Закон «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» [11]. В нём определены общие принципы государственной поддержки инвестиционной деятельности, такие как:

 равноправия инвесторов;

 доступность информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

 сбалансированности государственных и частных интересов;

 законности, объективности, экономической обоснованности и неизменности принимаемых решений.

Организации, реализующие инвестиционные проекты на территории Самарской области, могут воспользоваться государственной поддержкой на всех стадиях и этапах реализации проектов.

На этапе принятия инвестором решения об открытии бизнеса, например, Государственное кураторство для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты стоимостью от 650 млн. рублей и более, оказание инвесторам информационной и правовой поддержки.

На этапе реализации инвестиционных проектов на территории Самарской области региональное законодательство предусматривает предоставление субсидий, инвесторам-производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения затрат, понесённых инвестором в ходе реализации инвестиционного проекта и не только.

На этапе завершения инвестиционных проектов государственная поддержка инвесторов осуществляется в форме предоставления льгот по налогу на имущество. Кроме того, для крупных инвесторов предусмотрено снижение процентной ставки по налогу на прибыль до 13,5 %. Эту льготу могут получить организации, реализующие инвестиционные проекты в соответствии с законами Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» и «О пониженных ставках налога на прибыль организации, зачисляемого в областной бюджет».

В условиях экономического кризиса наиболее востребованным становится использование механизмов ГЧП при реализации инфраструктурных проектов, в том числе расширения использования на муниципальном уровне лизинговых и концессионных механизмов, практики долевого финансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, оказания социальных услуг.

Кризис вновь актуализировал вопросы эффективного взаимодействия государства и бизнеса в строительной отрасли, внедрения принципов государственно-частного или частно-государственного партнерства в части реализации крупномасштабных проектов комплексного освоения территорий и строительства социального жилья. Заключен ряд соглашений с компаниями-инвесторами о сотрудничестве в сфере комплексного развития городских территорий.

Проекты Самарской области, осуществлённые с использованием механизмов ГЧП и ЧГП: жилой микрорайон «Волгарь», комплексная застройка 766 квартала Самары, реализация проекта «Самара-Центр», строительство и запуск в эксплуатацию нового аэровокзала Международного аэропорта Курумоч, который стал первым завершенным проектом в рамках подготовки объектов транспортной инфраструктуры к проведению Чемпионата Мира по футболу в 2018 г. Данный проект был реализован во взаимодействии Министерства транспорта РФ, Правительства Самарской области, ГК «Ренова» (ЗАО «УК Аэропорты Регионов»). Строительство нового аэровокзала началось в июле 2013 г. и закончилось 24 декабря 2014 г. Частные инвестиции в проект составили более 8 млрд руб.

Интересный пример ЧГП продемонстрировала компания «Самара-Центр», которая в 2010 году в рамках соглашения о сотрудничестве с Администрацией городского округа Самара открыла на своей площадке многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

В Самарской области также развивается ГЧП в таких направлениях социальной сферы как здравоохранение, образование, строительство детских садов и др.

Объем инвестиций пяти проектов по строительству медучреждений, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства в Самарской области, составляет более 7 млрд руб.

По словам заместителя министра здравоохранения Самарской области Альберта Навасардяна, в регионе запланировано в общей сложности 34 проекта государственно-частного партнерства (ГЧП) в медицине на общую сумму 14 млрд руб., из них 7 проектов находятся «в работе».

В Самарской области на стадии реализации находится пять проектов. В 2013 году стартовала работа над тремя объектами, был подписан инвестиционный меморандум с ООО «Современные медицинские технологии» сроком на 10 лет по строительству и оснащению кардиохирургического центра. Стоимость проекта оценивается в 3 млрд руб., планируется, что центр вместит 106 коек, его запуск намечен на 2016 год.

В 2014 году региональные власти подписали соглашение с ООО «ПЭТ-Технолоджи» компанией, занимающейся построением федеральной сети центров позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), 37,5% которой принадлежит РОСНАНО. В строительство и оснащение областного ПЭТ-центра фирма вложит 325 млн руб. Реализовать проект планируется в 2016 году; в этот же срок планируется построить и ввести в эксплуатацию центр экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии. Концессионное соглашение на 15 лет подписано с «ФАРМ СКД», крупным региональным фармацевтическим дистрибьютором. Планируемый размер вложений в проект – 325 млн руб.

К IV кварталу 2015 года компания «Фрезениус Медикал Кеа Холдинг» должна построить и оснастить два диализных центра в Самаре и Сызрани; общий объем затрат на эти проекты достигает 600 млн руб.

С 2014 года в регионе в рамках ГЧП ЗАО «Медицинская компания ИДК» реализует проект по созданию и оснащению многофункционального перинатального комплекса общей стоимостью 3 млрд руб.

И, безусловно, на основе ЧГП будет реализован столь значимый для Самары проект, как строительство современного футбольного стадиона, соответствующего всем требованиям УЕФА. Возможность принимать у себя матчи мирового первенства в случае победы российской заявки делает крайне привлекательным для бизнеса участие в проектах по созданию спортивной, гостиничной, транспортной инфраструктуры и обеспечивает весомую роль партнерства государственных и коммерческих структур в развитии города.

В образовании государственно-частное партнерство эффективно развивается в г.о. Сызрань, в котором широко используется такая его форма, как соглашения.

В качестве образовательного комплекса на региональном рынке образовательных услуг выступают крупные многопрофильные, многофункциональные колледжи, способные широко универсифицировать свою деятельность без ущерба для качества образования, и представить широкий спектр образовательных услуг разных уровней образования [12].

В Самарском регионе такими масштабными комплексами являются Губернские колледжи, в том числе и Губернский колледж г. Сызрани.

Благодаря привлечению частных инвесторов в г.о. Сызрань решена проблема очередности в детских садах: все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами. Так, в 2013 и 2015 гг. закончено строительство двух детских садов на 276 мест, методом частно-муниципального партнерства. Соответствующее соглашение было заключено в 2011 г. между администрацией городского округа с одной стороны и двумя предприятиями – ОАО «СНПЗ» НК «Роснефть» и «Пластик» – с другой. Затраты по строительству каждого детского сада составили 240 млн руб.

С помощью государственно-частного партнерства (ГЧП) в Кинеле РЖД строит детсад на 245 мест. Около половины его стоимости софинансируется из регионального бюджета.

Таким образом, из представленного анализа наглядно видно, что организация ГЧП в социальной сфере Самарской области на данный момент находится в стадии развития, имеет разнообразные и объемные направления.

К причинам, сдерживающим развитие концепции ГЧП в социальной сфере России, по нашему мнению, можно отнести отсутствие опыта в осуществлении эффективного взаимодействия между государственным и бизнесом. В социальной сфере это является существенным препятствием, решение которого можно найти в ходе изучения опыта зарубежных стран по практической реализации тех или иных моделей ГЧП.

 

Библиографический список

1. Сергеев И.В. Критерии оценки инвестиционной привлекательности проектов // Финансы. 2006. №12. С. 59.

2. Веретенникова И.И. Инвестиции придется искать всюду и всем // Российская газета. 2000. 04 декабря. С. 1.

3. Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. М.: Анкил, 2005. 328 с.

4. Катасонов В.Ю. Проектное финансирование // Банковское дело. 2004. №7. С. 2.

5. Слепнёва Т.А. Методы оценки рисков при составлении плана финансирования инвестиционных проектов // Инвестиции в России. 2007. № 2. С. 47.

6. Яркин Е.В. Управление проектами в России. М.: «Алане», 2005. 462 с.

7. Ложникова А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. — М.: МЗ-Пресс, 2007. 171 с.

8. Постановление Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. №129 «О Стратегии социальноэкономического развития Самарской области на период до2020 гURL:http://innovation.gov.ru/node/12926

9. Закон Самарской области «Об участии Самарской области в государственно-частных партнерствах». Принят 27 мая 2010 года. URL: http://samgd.ru/ lawmaking/resolutions/3924/1

10. Фонд «Региональный центр развития предпринимательства Самарской области ». Инвестиционный климат Самарской области.URL: http://fondsamara. com/portal/investicionnyiklimatsamarskoioblasti.

11. Закон Самарской области от 16.03.2006 N 19-ГД (ред. от 18.05.2015) «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» URL:http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW256;n=69524

12. Nikishina A.L., Kaverina K.K., Gudkova S.A. EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF HRSERVICE AS ONE OF THE MODERN STAFFMANAGEMENT TECHNOLOGIES / Теория и практика современной науки материалы XVII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2015. С. 103-107.

 

 

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS AS A TOOL FOR THE

IMPLEMENTATION OF SOCIAL PROGRAMS

 

AL Nikishina, candidate of pedagogical sciences, associate professor

IN Radchenko, undergraduate

Togliatti state university

(Russia, Togliatti)

 

Abstract. The article deals with the use of PPPs as a means of addressing social projects and social programs in the Samara region. The need for the municipalities in the implementation of a number of capital-intensive, long-term and difficult to manage projects requiring significant interaction between the state and the private sector. The transition from a predominantly budget financing program for financing on the basis of the organization public-private partnership. PPP is regarded as one of the promising areas to attract investors in the Samara region. The article presents favorable conditions for investment in the Samara region, a summary of the investment policy of the province. It introduces the basic tools of regulation of the investment process and supporting investment projects in Samara region at various stages of implementation. Organization of the PPP in the social sphere of the Samara region has a variety and volume trends. A number of examples of projects and programs with the use of PPP in the Samara region in the most important areas of social services: health, education, social protection and others.

Keywords: public-private partnerships, the development of social projects, social programs, investment policy, social sphere, the direction of the agreement.