Бирюкова О.В., Конев В.В. Глобальные цепочки стоимости и вопросы торговой политики / О.В. Бирюкова, В.В. Конев // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №6. – С. 15-17.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ СТОИМОСТИ И ВОПРОСЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

О.В. Бирюкова, канд. экон. наук, доцент

В.В. Конев, студент

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В данной статье рассматривается роль глобальных цепочек создания стоимости в мире и влияние многосторонних и региональных соглашений на них. Особое внимание уделяется необходимости соглашений для эффективного ведения бизнеса за рубежом и их особенностям. Указаны вопросы, нуждающиеся в обсуждении и реформировании.

Ключевые слова: глобальные цепочки стоимости, региональные торговые соглашения, торговая политика

 

 

С появлением глобальных цепочек стоимости (ГЦС) традиционный подход к торговой политике стран, ставивший во главу угла необходимость увеличения экспорта и уменьшения импорта, и предоставление доступа на свой рынок только в обмен на доступ к рынку партнера, претерпевает значительные изменения. Получая выгоду от экспортных возможностей, отечественные фирмы в еще большей степени зависимы от надежного доступа к импорту товаров и услуг мирового уровня, необходимых для повышения их производительности и конкурентоспособности.

Эти вопросы можно решать в одностороннем порядке, что и наблюдается за последние два десятилетия, но для совместного развития внешнеэкономических связей необходимы многосторонние соглашения, обеспечивающие открытие рынков на многосторонней основе [1]. ГЦС меняют и создают экономические основы для многосторонних переговоров, поскольку они нацелены на снижение барьеров между третьими странами, добывающими или перерабатывающими материалы, что не менее важно, чем снижение барьеров, установленных прямыми торговыми партнерами.

Компании, ведущие бизнес за рубежом и выстраивающие долгосрочные отношения с поставщиками и клиентами, нуждаются не только в доступе на рынок, им необходимы простые и понятные правила, которые облегчат их работу, позволят им делиться своими знаниями и технологиями без нарушения их прав собственности, дадут им возможность перемещать ключевой персонал; а также они должны быть уверены в справедливых условиях конкуренции и защите прав. Для любого государства, чьи компании имеют сильные экономические позиции в мире, одним из эффективных инструментов экономического влияния и лоббирования своих политических интересов становятся деятельность ТНК и заинтересованность принимающих стран в их ресурсах [2]. Международные нормы и согласующиеся правила в разных странах призваны облегчить им организацию международной системы поставок для присоединения к глобальным производственным сетям. Отмена пошлин в затратах предлагает компаниям новые возможности по снижению торговых издержек, но в то же время ГЦС требуют эффективных услуг, таких как перемещение людей, капитала и технологий среди стран.

Для расширения ГЦС наиболее эффективными инструментами являются торговые соглашения. Торговые соглашения должны рассматривать все аспекты торговой политики по вопросам либерализации торговли и охватывать торговлю товарами и услугами, инвестиции, вопросы интеллектуальной собственности, перемещения рабочей силы, вопросы внутреннего регулирования, конкурентные вопросы, а также препятствия, с которыми сталкиваются компании при создании системы логистических цепочек.

Все это невозможно предусмотреть, если говорить о либерализации торговли в рамках переговоров о «взаимных уступках». Торговые соглашения, которые учитывают интересы отечественных компаний в ГЦС, поощряют создание рабочих мест и облегчают инвестирование [3]. Инвестиции влияют не только на доступность капитала, но и косвенно на производительность труда через передачу современных технологий [4]. Существует тесная связь между торговлей и инвестициями, а так как компании определяют свою стратегию на основе издержек производства, на которые влияют несколько видов правил и их взаимодействие между странами, только глубокая интеграция и взаимодополняемость торговой, инвестиционной и конкурентной политик даст необходимый результат.

В то же время для того, чтобы позволить компаниям выбрать лучшую стратегию для доступа к иностранным производствам и зарубежным рынкам, торговые соглашения в идеале должны быть нейтральны в своем воздействии, так как стратегию компании определяют вопросы эффективности.

В настоящее время некоторые соглашения по либерализации торговли нашли свое отражение в региональных торговых соглашениях (РТС), однако большинство из них являются двусторонними и соответственно не охватывают все страны, потенциально участвующие в ГЦС. Но в тоже время РТС полезны для долгосрочных обязательств и для решения вопросов, напрямую связанных с согласованием стандартов и определением качества товаров и услуг [5], необходимых для сотрудничества между странами. Подобные вопросы легче регулировать на региональном уровне с ограниченным числом партнеров, чем в многостороннем формате.

Но чем длиннее ГЦС и чем больше стран принимает в ней участие, тем больше стран-партнеров должны участвовать в переговорах для осуществления успешной торговой политики в рамках ГЦС, соответственно больше торговых соглашений должны быть многосторонними и охватывать настолько много стран, насколько это возможно.

Глобальные торговые соглашения, охватывающие все аспекты доступа к рынкам, и многосторонняя либерализация торговли на всех этапах затрат могут помочь странам получить максимальную выгоду от совместного производства.

Одним из важных вопросов, стоящих на повестке дня для компаний, и который должен решаться на многостороннем уровне, является вопрос о торговых издержках, так как они являются накопительными и увеличиваются в цепочке создания стоимости. Несмотря на низкие ставки, пошлины могут добавить значительные торговые издержки, когда товары и комплектующие пересекают границы много раз. Снятие таможенных пошлин и переход к беспошлинной торговле принесет пользу всем странам, участвующим в ГЦС.

Реформы, направленные на администрирование таможенных процессов и улучшающие процесс предоставления информации об административных требованиях и сокращающие время, необходимое для проверки и отгрузки, принесут большие выгоды для импортеров промежуточных товаров. Это также позволит сэкономить на стоимости отложенных продаж, позволит лучше управлять запасами и сгладить управление логистическими цепочками. Объединение технических стандартов, спецификаций и упрощение процесса сертификации позволили бы мелким экспортерам участвовать в ГЦС в качестве поставщиков комплектующих.

Вопросы, связанные с правилами происхождения товаров, являются сложной проблемой торговой политики. Либеральные правила происхождения в сфере услуг определенно имеют положительный эффект в ГЦС, но в сфере товаров большую значимость для компаний имеет льготный доступ к дешевым факторам производства, отвечающим требованиям, предъявляемым к исходным материалам [6]. Кроме того, для компаний возникают дополнительные расходы в виде добавленной стоимости и расходы, связанные с получением сертификата о происхождении товара, и в некоторых случаях затраты на соответствие могут даже перевесить торговые преимущества, предусмотренные в РТС.

Раздробленность производства затрудняет разработку эффективных правил происхождения, так как порой трудно точно определить происхождение товаров, которые включают факторы производства из разных стран.  Как правило, страны предоставляют льготы конкретным партнерам через РТС, но принимая во внимание возрастающую разрозненность производства между странами и ГЦС, двусторонние соглашения должны быть объединены на более широком многостороннем уровне. Либерализация правил происхождения позволит осуществлять эффективный поиск производителей внутри зоны свободной торговли и даст несомненные плюсы для ГЦС, например, позволит увеличивать или уменьшать процент товаров, не требующих сертификацию.

Для России вопросы участия в многосторонних и региональных торговых соглашениях представляют особый интерес [7]. Важным фактором при проработке вопросов таких соглашений являлись возможности создания цепочек создания стоимости и участия  нашей страны в них.

 

Библиографический список

1. Interconnected Economies: Benefiting from Global Value ChainsOECD — 28 May 2013 [Электронный ресурс] – URL: http://www.oecdilibrary.org/content/book/9789264189560-en

2. Исаченко Т.М. Экономическая дипломатия в условиях политического кризиса / Т.М. Исаченко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. – 2015. –  3. – С. 46-65.

3. Бирюкова О.В. Зарубежный опыт создания региональных рынков услуг / О.В. Бирюкова // Мировая экономика и международные отношения. – 2012. –  11. – С. 71-79.

4. Бирюков Е.С. Создание финансовых центров / Е.С. Бирюков // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. – 2013. –  12 (287). – С. 080-097.

5. Бирюкова О.В. Торгово-политический инструментарий  в международной торговле услугами / О.В. Бирюкова. – М.: Экономика, 2013.

6. Бирюкова О.В. Торговля услугами как локомотив интеграции / О.В. Бирюкова // Азия и Африка сегодня. – 2014. – № 5 (682). – С. 35-40.

7. Бирюков Е.С. 20 мер по выводу российской экономики на траекторию экономического роста / Е.С. Бирюков // Банковское дело. – 2015. – № 2. – С. 50-54.

 

 

GLOBAL VALUE CHAINS AND TRADE POLICY

 

O. V. Biryukova, candidate of economic sciences, associate professor

V. V. Konev, student

National research university «Higher school of Economics»

(Russia, Moscow)

 

Abstract. This article discusses the role of global value chains in the world and the influence of multilateral and regional agreements on them. Special attention is paid to the necessary agreements for the effective conduct of the business of ru-beige and their features. Indicate the issues that need discussion and the reform.

Keywords: global value chains, regional trade agreements, trade policy