Саидов С.Ш. Развитие институтов гражданского общества в Узбекистане // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №8. – С. 67-70.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖСТРАНОВОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

И.Н. Сычева, др экон. наук, профессор

Е.С. Пермякова, канд. экон. наук

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

(Россия, г. Барнаул)

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные тенденции и факторы регионального развития в современном мире. Приводятся важнейшие задачи, лежащие в основе инновационного развития регионов России.

Ключевые слова: глобализация, региональное развитие, международные отношения, полюса роста.

 

 

Общая тенденция развития мировой экономики, выражающаяся в смене технологических укладов, предполагает смену концепции регионального развития, обусловленную объективными факторами развития всех мировых стран. Назовем основные факторы. В первую очередь это усиление регионализации стран; появление новых возможностей в межстрановом взаимодействии; повышение интеграционных процессов на региональном уровне в результате обостряющейся конкуренции на мировом рынке; усиление регионов как ответ на возрастающую роль транснациональных корпораций; активное развитие миграционных процессов в различных формах их проявления; нарастание проблемы сырьевого обеспечения национальных экономик (энергетических и водных и др.); поиск решений по защите национальных рынков при соблюдении международных соглашений.

Новая концепция регионального развития включает в себя следующие важнейшие аспекты: развитие на основе современных информационных технологий; новый подход к оценке и использованию региональных ресурсов; новые возможности в интеграционных процессах, в том числе мировых.

Вторым аспектом, отражающим новый подход к развитию регионов, является переход к экономике «знаний», основанной на приоритетном развитии инновационных технологий, обеспечивающих базу конкурентных преимуществ региона. Большой вклад в экономику «знаний» вносит развитие информационно-коммуникационного рынка. При переходе к информационному обществу меняются пропорции между мускульными и интеллектуальными усилиями, между рутинными операциями и творчеством, между тиражированием прошлого и инновациями. Объем информационно-коммуникационного рынка сегодня превысил трлн. долл. В развитых странах данный сектор вносит значительный вклад в прирост ВВП: например, в США он превышает 30 %; стремительно растут корпоративные инвестиции в информационные технологии (до 35 % всех капвложений), а доля специалистов в сфере информационных технологий в общей структуре занятых составляет более 30 %. Патенты, связанные с производством новых информационных технологий, составляют более 30 % всех заявок, оформляемых в Финляндии, Исландии, Корее. Все страны разрабатывают и реализуют национальные программы формирования информационного общества. Так, Европа объявила свой проект «Технологии информационного общества». Только те регионы, которые активно включились в этот процесс, имеют возможность максимального использования преимуществ нового разделения труда и участия в мирохозяйственных связях. Мировые технологические лидеры научились овладевать ресурсами менее развитых стран, устанавливая над ними интеллектуально-финансовый контроль.

Применительно к региональной экономике назовем основные преимущества: наличие высокопрофессиональных научно-исследовательских структур, обладающих конкурентными преимуществами в отдельных научных направлениях современных исследований; создание на региональном уровне условий реализации всего инновационного цикла; создание мирового уровня жизненных стандартов, в первую очередь, для научно-исследовательских коллективов (качественного образования с последующим закреплением инновационных кадров; нового качества жизни); активное включение в межрегиональные и международные научно-исследовательские коллективы.

К третьему направлению, отражающему смену региональной концепции, относится принципиально новый подход к оценке и использованию региональных ресурсов. Изменение структуры мировой экономики с ее переориентацией от сырьевой направленности в сторону сферы инфраструктуры и более эффективного использования природных не восполняемых ресурсов, а также большей значимости таких ресурсов (транспортные, пространственные, водные и др.), позволяет выделить следующие основные аспекты нового регионального подхода:

 соответствие объема и структуры валового регионального продукта мировым тенденциям при максимальном использовании региональных конкурентных преимуществ;

 развитая транспортная составляющая и ее включенность в мировые транспортные коридоры;

 глубина комплексной переработки природных ресурсов;

 удельные затраты ресурсов на единицу регионального продукта и соотношение с мировыми показателями;

 качество трудовых ресурсов и их потенциал для развития инновационной экономики;

 соответствие регионального продукта потенциалу земельных угодий;

 качественные показатели.

К четвертому направлению региональной экономики можно отнести новые возможности в интеграционных процессах и степень включенности региональной экономики в мировую: экспортный потенциал и его использование, качественная структура.

Указанные выше мировые тенденции нашли отражение и в России. На смену централизованным моделям территориального развития, в которых ключевое положение занимали крупные промышленные комплексы федерального уровня, приходят модели, ориентированные на самостоятельность, активность и экономическую самоорганизацию территорий. Отличительной чертой современной экономики является создание новых территориальных сетевых моделей, в основе которых лежит активное привлечение регионов к процессам инновационных преобразований, созданию научно-производственных систем с высокой концентрацией интеллектуального потенциала, направленных на обеспечение нового уровня конкурентоспособности регионов. Современный этап территориального развития России и усиления роли регионов характеризуется выделением следующих приоритетных направлений:

 законодательные основы разграничения функций между центром и регионами;

 использование государственно-частного партнерства в качестве базового механизма взаимодействия государства и бизнес-сообщества;

 представление регионов как крупных технологических площадок создаваемых высокотехнологичных производств и научно-технических комплексов;

 привлечение зарубежного опыта и капитала для формирования промышленных округов;

 повышение значимости малого производственного и инновационного бизнеса и т.д.

Общеизвестно, что особенностью России является неравномерность развития ее регионов. Так, из всех субъектов РФ в число лидеров по уровню инновационного развития входит около 10 регионов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Нижегородская и Свердловская области); среди федеральных округов в число наиболее «инновационно развитых» попадают Уральский, Приволжский и Центральный. При этом в Центральном и Северо-Западном федеральных округах сосредоточено более половины научных организаций, а также персонала, занятого НИОКР (более 60 %), и госбюджетных средств, направляемых на поддержку науки. В то же время по объему отгруженной инновационной продукции со значительным отрывом лидируют Уральский и Приволжский федеральные округа.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что основой инновационного развития России и ее регионов должно стать решение следующих первоочередных задач: восстановление и укрепление связей между наукой и производством; обеспечение многоканального финансирования научно-технической и инновационной деятельности; разработка эффективных мер стимулирования инновационной активности; развитие инфраструктуры, обеспечивающей передачу технологий в практику. Знание, новые технологии, активное представительство в мировом пространстве являются определяющими для выхода российских регионов на новый уровень динамичного и устойчивого развития. Устойчивое социально-экономическое развитие региона характеризуется его возможностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природно-ресурсного потенциала, локализованного на его территории. В современной России региональные органы власти, как правило, мотивированы скорее геоэкономическими, чем геополитическими соображениями. Включение России в мировое экономическое пространство должно происходить не только через отдельные регионы, испытывающие давление двойного провинциализма: собственно центра и региональных блоков. Проблему региональной интеграции для нашей страны необходимо рассматривать как проблему стратегического «вписания» всей России в геоэкономику трансграничных регионов. Создание воспроизводственной модели может, безусловно, начинаться с точек роста, то есть отдельных приграничных регионов, обладающих конкурентными преимуществами. Среди регионов приграничного пояса более благоприятные условия для развития имеют те, которые располагаются на глобальных коммуникациях, обеспечивающих международное региональное сотрудничество. Для «тупиковых» регионов необходимы специальные меры федеральной региональной политики, опирающиеся на основополагающие принципы устойчивого пространственного развития. При этом важно не просто получить выгоду из географического положения или даже правильно позиционироваться. Необходимо определить, какие факторы внутрирегионального развития могут поддерживать геоэкономические интересы других стран.

Перспективы экономического развития регионов должны базироваться на поддержке «опорных» регионов, «полюсов», точек индустриального, технологического и инфраструктурного роста. Однако эти точки невозможно выделить и поддерживать в рамках проводимой ныне бюджетной политики проблемных регионов за счет регионов-доноров. В результате территории-рецепиенты теряют мотивацию к развитию, а развитие успешных регионов, наоборот, искусственно сдерживается.

Как представляется, России от политики равномерного развития необходимо перейти к политике «полюсов роста», ибо зачастую наиболее эффективные решения по стимулированию экономического роста страны в целом реализуются в регионах. При этом, по мнению руководства Минрегионразвития РФ, федеральные социальные стандарты, определяемые государственной социальной политикой, должны обеспечиваться во всех без исключения регионах. Что касается инвестиционных средств из федерального бюджета, они должны направляться лишь туда, где формируются или уже имеются предпосылки экономического роста: одновременная концентрация кадров промышленности и хайтека, высокий научный потенциал, молодежь, производственные цепочки, развитая инфраструктура. Потенциальных точек роста, открытых для частно-государственных инвестиционных проектов, сегодня в России достаточно.

В мировой практике апробирована на практике система организационно-экономических мер, способствующих интенсификации процесса регионального инновационного развития: осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и местном уровнях; прямые государственные субсидии и целевые ассигновании региональных (местных) органов власти; налоговые льготы, направленные на стимулирование инновационной деятельности предприятий; формирование научных парков и региональных центров передовых технологий; создание инкубаторов малого предпринимательства; привлечение венчурного капитала; мобилизация ресурсов частного сектора на решение задач регионального развития; формирование предпринимательских сетей и кластеров; совершенствование информационной, коммуникационной, финансовой инфраструктуры; организация управленческого консультирования предпринимателей и другие меры.

Вместе с тем, следует понимать, что проводимая на практике региональная инновационная политика определяется конкретными экономическими условиями и потому не существует универсального общего рецепта для применения различных инструментов ее реализации. Каждое государство, каждый регион разрабатывает и реализует эти задачи с учетом существующих особенностей, традиций, имеющихся ресурсов и потребностей.

 

Библиографический список

1. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Евразийская экономическая интеграции: перспективы сотрудничества России и Казахстана / Вестник Алтайской науки. – 2015. № 2. С. 279285.

2. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Инновационное предпринимательство в регионе: проблемы и решения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015. № 9. С. 9598.

3. Никонова А.А. Системность управления как основной императив в переходе к устойчивому развитию // Эффективное антикризисное управление. – 2015. – № 6 (93) – С. 62-75.

4. Лившиц В.Н. О нестационарности российской переходной экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 2. – С. 8-13.

 

 

GLOBALIZATION AND NEW OPPORTUNITIES FOR INTERNATIONAL

INTERACTIONS

 

I.N. Sycheva, doctor of economic sciences. professor

E.S. Permyakova, candidate of economic sciences

I.I. Polzunov Altai state technical university

(Russia, Barnaul)

 

Abstract. This article examines the main trends and factors of regional development in the modern world. We give the most important tasks underlying the innovative development of the Russian regions.

Keywords: globalization, regional development, international relations, growth pole.