Ганиева А.М. Фундаментальные стратегические исследования по социально – гуманитарным направлениям в Казанском (Приволжском) федеральном университете // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №9. – С. 17-18.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО

СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ В КАЗАНСКОМ

(ПРИВОЛЖСКОМ) ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

А.М. Ганиева, магистрант

Казанский (Приволжский) федеральный университет

(Россия, г. Казань)

 

Аннотация. Передовым исследованиям всегда отдается предпочтение при реализации и поддержке со стороны государства. Если раньше к приоритетным относились фундаментальные науки, то сейчас внимание обращается и на подробное изучение психологической составляющей человека. Все большее количество ученых интересует исследование различных психологических состояний индивидуума. На базе  Казанского университета централизовались лаборатории по разработке методик по  саморегуляции состояний человека, где также исследуется вопрос о методах поиска креативного ресурса личностями; второй актуальный вопрос, который стоит перед исследователями almamater – вопрос о духовном саморазвитии, который включает в себя проявление нравственно-этической позиции человека.

Ключевые слова: Республика Татарстан, Казанский (Приволжский) федеральный университет, стратегические исследования, внедрение проекта, человеческий ресурс.

 

 

Интерес к социально-гуманитарной составляющей в жизни народа Республики Татарстан всегда рассматривается как важнейшая составляющая его общественной стабильности и самобытности. В «Стратегии социально — экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» определено, что всемерное развитие человеческого капитала – это основа инновационной экономики и основа устойчивого межнационального и межконфессионального мира и согласия в регионе.

В Казанском Федеральном университете это также стало приоритетным направление в деятельности Институтов профессиональной гуманитарной подготовке (философия, филология, история, педагогика, психология и ряд других предметов). Деятельность инициативной группы профессорско-преподавательского состава на основе многолетнего внедрения в образовательный процесс современных гуманитарных образовательных практик получила поддержку внутри университета [1].

Профессора психологии Попов Л.М. и Прохоров А.О. поставили в качестве приоритетной задачи в психологической подготовке бакалавров и магистров актуализацию креативных ресурсов человека. В число таких ресурсов входит субъектный подход, когда от студента требуется не столько деятельность по запоминанию учебной информации, сколько инициативное насыщение ею и постоянная работа над собой, работа по саморазвитию личности.

Конкретно это выразилось, в первую очередь, в понимании студентами своего психического состояния во время лекций, экзаменов и овладению научно обоснованной методикой саморегуляции психических состояний (А.О.Прохоров) [2]. Научно установлено, что ресурсом, обеспечивающим высокую креативную продуктивность сознания, является структура его особого состояния повседневного транса. Она интегрирует подсознательный опыт, сопровождаемый интенсивными переживаниями. Состояниявходят в хранилище индивидуального опыта и влияет на эффективность саморегуляции человека. При этом человек как субъект саморегуляции включает в её процесс оптимальные копинг стратегии совладающего поведения в нестандартных обстоятельствах жизни и включает программу саморегуляции, освобождаясь от негативных состояний, и направляет всю активность на актуализацию своих креативных ресурсов.

Во вторую очередь, актуализация креативных ресурсов студентов осуществляется в их деятельности по духовному саморазвитию. Духовность важнейший элемент структуры человека как субъекта саморазвития. Из трёх основных её проявлений (стремление к истине, добру и красоте) автором (Л.М.Попов) проработана её центральная часть («делать добро людям»). В рамках научного понимания — это проявление нравственно-этической позиции человека, где духовное начало есть высший уровень человечности. Именно человечность выступает критерием между добродетельными и порочными намерениями и действиями человека. В образовательную программу внедрены авторские тесты по измерению человечности, авторская программа актуализации и развития духовности у молодых людей и преодоление деструктивных начал в их жизнедеятельности.

Психологическая составляющая общей работы «Модернизация классического университета в национальном регионе: новое социальное и гуманитарное измерение», которая выдвинута Казанским (Приволжским) федеральным университетом на Государственную премию Республики Татарстан в области науки и техники 2016г. (руководитель профессор Щелкунов М.Д.), достойно дополняет другие разделы данного проекта [3]. Следует признать, что субъектный подход к модернизации гуманитарного образования, когда студент ставится в позицию преобразователя себя и своей деятельности вполне отвечает новому пониманию инновационной политики в работе с кадрами в Республики Татарстан.

 

Библиографический список

1. Попов Л.М., Мударисов М.М., Устин П.Н. Методика овладения информацией в условиях подготовки к профессиональной деятельности / материалы 9 международной научно-практической конференции «Профессиональное образование России: вызовы времени, проблемы развития», 2015. Казань: КГАСУ. – С. 391-396.

2. Прохоров А.О. Феноменологические и экспериментальные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний // Ярославский психологический вестник. – №34 2016.  С.66-73.

3. Щелкунов М.Д.Университетское сообщество: от академизма к экономизму // Университетская корпорация: память, идентичность, практики консолидации: материалы всероссийской научной конференции в международном участии, посвященной 210-1 годовщине основания Казанского университета; Казань, 27-29 ноября 2014 г. –Казань: Изд-во «Яз» С. 7-11.

 

 

FUNDAMENTAL STRATEGIC RESEARCH ON THE SOCAIL – HUMANIRARIAN

DIRECTION IN THE KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY

 

A.M. Ganieva, graduate student

Каzan (Volga region) Federal university

(Russia, Kazan)

 

Abstract. Advanced research is always given preference in the implementation and support of the state. If earlier the priority was treated with fundamental science, but now the attention is drawn to a detailed study of the psychological aspect of humans. An increasing number of scientists interested in the study of various psychological States of the individual. On the basis of Kazan University centralized laboratory for the development of techniques for the self-regulation of States rights, which also investigates the question of methods of search of creative resource individuals; the second urgent question facing researchers alma-mater – the issue of spiritual self-development, which involves the manifestation of a moral and ethical position of the person.

Keywords: Republic of Tatarstan, Kazan (Volga region) Federal University, strategic research, project implementation, human resource.