Садчикова О.А. Формирование практических навыков у студентов посредствам сквозной задачи по дисциплине «Аудит» / О.А. Садчикова, Н.Е. Протопопова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №2. — С. 57-60.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ

ПОСРЕДСТВАМ СКВОЗНОЙ ЗАДАЧИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АУДИТ»

 

О.А. Садчикова, ст. преподаватель

Н.Е. Протопопова, ст. преподаватель

Новосибирский государственный аграрный университет

(Россия, г. Новосибирск)

 

Аннотация: В данном материале говорится о том, что аудит все в большей мере превращается в отдельную отрасль знания, становясь специальной экономической наукой. В этой связи расширяется область знаний, которыми должен обладать аудитор. По дисциплине «Аудит», на практических занятиях рассматривается сквозная задача по основам аудита и практическому аудиту. Это способствует развитию экономического мышления у студентов и приобретению навыков: установления причинно-следственных связей в экономике фирмы; обоснованию приоритетов в условиях ориентации на конкретные цели в условиях определенных ограничений; оценки хозяйственных процессов и явлений; поиска резервов повышения эффективности деятельности организации. Практикоориентированное обучение дает возможность студентам использовать полученные теоретические знания и практические навыки в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: аудит, профессия аудитора, сквозная задача, аргументированные выводы, качество обучения, экономическое мышление

 

 

С переходом к рыночным отношениям в России началось формирование независимых аудиторских служб. Профессия аудитора является общественно значимой. Инвесторы, кредиторы и другие члены делового сообщества, а также общественность в целом полагаются на профессиональное суждение аудиторов по различным вопросам финансового учета и отчетности, менеджмента, права и налогообложения. Аудит можно отнести к важнейшему средству контроля в процессе финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности субъектов всех организационно-правовых форм, сферы государственного бюджета, внебюджетных институциональных структур [2].

Аудитор в настоящее время выполняет свои обязанности в сложной социальной, экономической и юридической среде. В этой связи расширяется область знаний, которыми он должен обладать. Успешность всей организационной и исследовательской работы по реформированию экономики в нашей стране во многом зависит от того, насколько выпускники высшей школы смогут ориентироваться в нормативно-правовом поле, овладеют знаниями, навыками, умениями и методами современной работы в области аудита.

В связи с этим существует потребность в подготовке грамотных специалистов по аудиту, владеющих не только знаниями теоретической базы аудита, но и практическими навыками планирования, проведения аудиторских проверок и оформления ее результатов.

Как и любая экономическая дисциплина, аудит является одним из разделов экономической теории, базируясь на ее научной и методологической основе, на использовании общефилософских методов научного познания, что указывает на тесную связь его с философией. Аудит самым непосредственным образом связан с бухгалтерским учетом, анализом хозяйственной деятельности и статистикой, используя приемы и способы этих наук, опираясь на систему применяемых в них показателей. Аудит  тесно связан с правом, и прежде всего с такими его отраслями, как трудовое, гражданское, финансовое, земельное право. Он базируется на таких дисциплинах, как «менеджмент», «маркетинг», «налоги и налогообложение», «комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» и др.

Аудит все в большей мере превращается в отдельную отрасль знания, становясь специальной экономической наукой. Как научная дисциплина он уже достаточно устойчиво сформирован [1].

Учебная дисциплина «аудит» в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Бухгалтерский учёт и аудит» относится к циклу специальных дисциплин. В течение семестра по данной дисциплине на практических занятиях рассматривается сквозная задача по основам аудита и практическому аудиту. Решение задачи нацелено не только на проверку знаний студентов посредствам ситуаций, индивидуальных заданий, но и на формирование аудиторско-аналитического мышления, умения обобщать результаты аудиторских и аналитических процедур, разрабатывать мероприятия по обоснованию качественных управленческих решений.

Рассмотрение сквозной задачи способствует развитию экономического мышления у студентов и приобретению навыков: установления причинно-следственных связей в экономике фирмы; обоснованию приоритетов в условиях ориентации на конкретные цели в условиях определенных ограничений; оценки хозяйственных процессов и явлений; поиска резервов повышения эффективности деятельности организации.

Студентам предлагается альтернативное разрешение той или иной ситуации, но с применением законодательных актов всех пяти уровней.

При этом вырабатывается практический навык работы с нормативными документами и способность выразить свое мнение, пусть даже ошибочное.

Целью решения сквозной задачи является выбор наиболее оптимальной методики аудита из нескольких представленных разными авторами или разработка собственной методики и применение ее на практике.

Применяемая методика должна быть последовательной, иметь привязку к проверяемым первичным документам и формируемым в ходе аудита рабочим документам аудитора.

Студенты могут привести для сравнения разные подходы к проведению проверки, представленные разными авторами, и сравнить их между собой или разработать свою методику, обосновав ее уникальность и эффективность.

Студенты подробно описывают результаты решения сквозной задачи на материалах конкретного экономического субъекта.

Особое внимание уделяется:

 документированию всех выявленных нарушений;

 оценке влияния выявленных нарушений на отчетность [3];

 корректировке оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

 корректировке объема и характера процедур программы, в связи с наличием нарушений;

 выводам по результатам рассмотрения ситуации.

Джон Локк сказал: «Лучший путь к истине это изучать вещи, как они есть, а не верить, что они такие, как нас этому учили» [4].

При описании результатов рассмотренных ситуаций изложенных в сквозной задаче у студентов возникает необходимость работы с документами конкретного предприятия.

В практике современного российского образования преобладает речевое общение: в лучшем случае это диалоговое общение, в худшем монолог преподавателя. При этом недостаточно внимания уделяется работе с источниками информации.

Студентам необходимо давать реальную возможность приобрести навыки понимания и анализа документов в учебном процессе и в повседневной жизни. Для того чтобы студенты смогли правильно составить аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности, в рамках решаемой задачи, им необходимо провести комплексный анализ документов фирмы.

Анализ представляет собой сложный процесс, который невозможен без изучения дополнительных источников и формулировки ряда умозаключений.

Применение такой формы работы, как анализ документа, позволяет решить проблему самостоятельной работы студентов, дать им необходимый практический навык (с помощью подобного метода студенты учатся анализировать публикации и другие печатные материалы, а также аудио и видеоматериалы). Поэтому отношение к документу, степени его достоверности будет зависеть от его вида, и студенты должны это учитывать при анализе.

При работе с документами студенты получают знания, информацию о происходящих процессах, приобретают умения анализа текста и выделения наиболее важного, высказывания собственного мнения и его аргументации.

В заключении дается оценка выявленных искажений информации и отступлений от норм действующего законодательства РФ, раскрывается степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Решая сквозную задачу, студенты получат определенный опыт:

 формирования аналитической информации о финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия;

 использования аналитической информации для принятия соответствующих управленческих решений и прогнозирования развития событий;

 обобщения результатов, делать логически выдержанные и аргументированные выводы по результатам проведенных аналитических процедур;

 использования нормативно-правовой базы, относящейся к будущей профессиональной деятельности;

 планирования и проведения аудиторской проверки [5];

 оформления аудиторского заключения и аудиторского отчета по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, по результатам проверки.

Вхождение Российской Федерации в Болонский процесс требует от отечественного высшего образования комплексного решения проблем совершенствования качества обучения, обновления педагогических методик и технологий, а также способов контроля эффективности обучения. Эффективность обучения может быть обеспечено только обязательным сочетанием разнообразных форм обучения. Рассмотрение сквозной задачи способствует развитию экономического мышления, приобретению навыков установления причинноследственных связей, обоснованию приоритетов в условиях ориентации на конкретные цели и поиска резервов, повышения эффективности деятельности организации. Практико-ориентированное обучение дает возможность студентам использовать полученные теоретические знания и практические навыки в будущей профессиональной деятельности.

 

Библиографический список

1. Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки – ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 320с

2. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2014. – 640 с.

3. Парушина Н.В., Суворова С.П. Аудит: учебник. 2-е изд. / Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова. – М.: Форум, 2014. – 288 с.

4. Суворова С.П., Куканова Н.В. Аудит системных вопросов: методика проведения// Аудиторские ведомости. – 2008. — №10.-37с

5. Кочинев Ю.Ю. — Аудит. Теория и практика // Питер, 2010 – 448 с.

 

 

FORMATION OF PRACTICAL SKILLS OF STUDENTS THROUGH

CROSSCUTTING CONCERN ON THE SUBJECT «AUDIT»

 

NE Protopopova, senior lecturer

OA Sadchikov, senior lecturer

Novosibirsk state agrarian university

(Russia, Novosibirsk)

 

Summary: In this material it is said that audit increasingly turns into a separate industry of knowledge, becoming special economic science. In this regard the field of knowledge which the auditor shall possess extends. On discipline «Audit» on a practical training are considered an end-to-end task on bases of audit and practical audit. This contributes to the development of economic thinking in students and acquisition of skills: establishing causal relationships in the economy of the company; the justification of the priorities in terms of orientation for specific purposes, with certain limitations; evaluation of economic processes and phenomena; search of reserves of

Keywords: audit, the profession of auditor, through objective, well-reasoned conclusions, the quality of education, economic thinking