Самохвалова А.А. Формирование механизма управления земель сельскохозяйственного назначения / А.А. Самохвалова, В.В. Цынгуева // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №1. — С. 94-96.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

А.А.Самохвалова, канд. экон. наук, доцент

В.В. Цынгуева, ст. преподаватель

Новосибирский государственный аграрный университет

(Россия, Новосибирск)

 

Аннотация: Для совершенствования механизма управления земельными ресурсами необходимо проведение государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. В статье обсуждаются проблемы рационального использования земельных угодий, выделяются основные причины, влияющие на количественное и качественное использование земель в сельском хозяйстве. Проведен краткий анализ качественного состояния земель в Новосибирской области. Предлагается механизм управления земель сельскохозяйственного назначения, способствующий рациональному использованию земельных участков, введению в оборот заброшенных земель, эффективной земельной политике.

Ключевые слова: государственный мониторинг земель, воспроизводство земельных ресурсов, земли сельскохозяйственного назначения, плодородие почв, управление земельными ресурсами

 

 

В настоящее на территории Российской Федерации продолжается сокращение почвенного плодородия земель, снижается качество земельных угодий, используемых или предоставленных на условиях арендных отношений для ведения сельского хозяйства.

Сельскохозяйственные угодья подвергаются постоянно процессам  деградации  и  загрязнению,  теряют  способность к восстановлению и воспроизводству плодородия.

Приватизация земельных участков, появление большого количества  собственников  не только не решили проблем эффективного воспроизводства земельных ресурсов, но даже усугубило состояние сельскохозяйственных производителей.

Можно выделить три основные группы причин качественного ухудшения земельных угодий, выведения их из сельскохозяйственного оборота и, как следствие, сокращение почвенного плодородия: экономические, социальные и правовые.

К первой группе относится объективные причины сокращения уровня рентабельности производства сельскохозяйственных организаций, и как результат, добровольный отказ от обработки земель, находящихся в собственности.

Социальные причины, а именно, постоянный процесс урбанизации, неразвитость инфраструктуры сельских территорий затрудняют процесс вовлечения в земельный оборот новых угодий.

Пробелы в правовом регулировании земельных отношений способствуют развитию криминализации сферы управления земельными ресурсами. Собственники и арендаторы земельных участков сталкиваются с бюрократическими и коррупционными проблемами.

Проведенные земельные реформы в России не дали ожидаемых результатов. До сих пор не решены вопросы с формами собственности на землю, условиями арендных отношений, величиной арендной платы за земельные участки, мониторинга оборота земель сельскохозяйственного назначения.

В целях охраны сельскохозяйственных земель и оценке их состояния необходим экологический мониторинг для определения изменений в экологических системах (био­геоценозах), природных комплексах и их продуктивности, земельных и растительных ре­сурсов [1].

 Государственный  мониторинг  сельскохозяйственных  земель осуществляется  в  целях  предотвращения  выбытия  земель сельскохозяйственного  назначения,  сохранения и вовлечения их в сельскохозяйственное производство, разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв, обеспечения государственных органов, включая органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный  контроль,  юридических  и  физических  лиц,  а также сельскохозяйственных  товаропроизводителей всех форм собственности достоверной информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных земель и их фактическом использовании [2].

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель предусматривает комплексную систему постоянного наблюдения, анализа и оценки качественных и количественных характеристик сельскохозяйственных земель, направленную на обеспечение сохранения и улучшение почвенного плодородия.

В настоящее время отсутствует эффективная система мониторинга оборота земель сельскохозяйственного назначения в России.

Основными причинами сокращения почвенного плодородия являются рост объема заброшенных земель, отсутствие финансовых средств на разработку и реализацию мероприятий по рациональному использованию земельных ресурсов и их охране, уменьшение количества мероприятий по улучшению воспроизводства земель.

В последние 15-20 лет отсутствует финансирование на проведение почвенного обследования в НСО.

Наиболее характерными негативными процессами в области является эрозия почв, переувлажнение и заболачивание земель, засоление, зарастание кормовых угодий кустарником и мелколесьем.

Возрастающие негативные воздействия на почвенный покров приводят к снижению плодородия почв и, следовательно, к снижению урожайности сельскохозяйственных культур.

Общая площадь эрозионно – и дефляционноопасных почв земель сельскохозяйственных угодий Новосибирской области составляет 7,8 %, в том числе пашня 13,6 %. Эрозия является одним из наиболее опасных видов деградации, вызывающих разрушение почв и утрату их плодородия, приводящих к загрязнению водоемов, заилению малых и больших рек.

Водная эрозия распространена, в основном, в районах с расчлененным рельефом (Тогучинский, Болотнинский), ветровая эрозия в степных районах (Карасукский, Купинский, Чистоозерный).

Переувлажненные и заболоченные земли среди сельскохозяйственных угодий по категории земель сельскохозяйственного назначения области занимают 25 %. Из них 19,8 % – переувлажненные, 5,0 % – заболоченные.

В значительной мере снижению урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности кормовых угодий способствует наличие в структуре почвенного покрова засоленных и солонцеватых почв. Засоленные, солонцеватые и с солонцовыми комплексами почвы находятся в районах Кулундинской и Барабинской зоны и составляют 41% от сельскохозяйственных угодий категории земель сельскохозяйственного назначения [3].

В соответствии с Концепцией развития мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставляемых для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года предусмотрено проведение  государственного мониторинга сельскохозяйственных земель, имеющий  межведомственный характер, координирующий деятельность между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.

В связи с этим целесообразно создание межведомственного органа, координирующего деятельность между Министерством сельского хозяйства НСО и Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, занимающегося профессиональным контролем за эффективным и целевым использованием земельных ресурсов, обеспечением регистрации и объективного учета земельных участков, введением в оборот брошенных земель сельскохозяйственного назначения, проведением проверок, поиском собственников угодий и арендодателей. В состав данной структуры должны обязательно входить специалисты в области землеустройства, картографии, мониторинга земель и экономического регулирования земельных отношений.

Четкое делегирование полномочий, прав и ответственности между федеральными, региональными и муниципальными органами власти будет способствовать созданию предпосылок и условий для эффективного использования земель и создания механизма управления земель сельскохозяйственного назначения.

 

 

Библиографический список

1. Самохвалова А.А. Повышение активности рационального землепользования в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах / А.А. Самохвалова, Н.И. Пыжикова, А.А. Михалъченко – Новосибирск: ООО «Печатное издательство Агро-Сибирь», 2009. – 224 с.

2. Концепция развития мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставляемых для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 129-р.

3. Доклад о состоянии и использовании земель Новосибирской области в 2013 году.

 

 

FORMATION MECHANISM OF AGRICULTURAL LANDS

 

A.A.Samohvalova, PhD. candidate of economic sciences, associate professor

VV Tsyngueva, senior lecturer

Novosibirsk State Agrarian University

(Novosibirsk, Russia)

 

Abstract: To improve the mechanism of land management optionally-go state monitoring of agricultural land. The paper discusses the problem of rational use of land, you-mined the main factors influencing the quantitative and qualitative land use in agriculture. The brief analysis of qualitative state land in the Novosibirsk region. A mechanism is proposed management of agricultural land, promoting the rational use of land, the introduction into circulation of abandoned land, effective land policy.

Keywords: state land monitoring, land re-reproduction resources, agricultural land, soil fertility, land management